Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Насанова, Д. Б. Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка / Д. Б. Насанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77139/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации кейс-технологии в процессе обучения немецкому языку.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, кейс-технологии, творческая деятельность, групповая учебная деятельность, методы организации деятельности школьников.

Актуальность использования кейс-технологии на уроках немецкого языка заключается в том, что данный метод приобщает учащихся к активной творческой деятельности, которая заключается в самостоятельном поиске необходимых источников для раскрытия учебной темы, анализе собранного материала, систематизации и использовании его в ситуациях, близких к жизненным ситуациям, а также в возможности высказать и обосновать свою точку зрения по проблеме. Различные формы, используемые учителем иностранного языка во время проведения кейс-технологии, способствуют развитию разговорных навыков у обучаемых.

Проблема использования кейс-технологий на уроках рассмотрена в исследованиях Л. Н. Голуба, С. А. Медведевой, Н. Федянина и В. Давиденко, М. В. Плотникова, О. С. Чернявской, Ю. В. Кузнецовой и других методистов. Работы указанного направления способствуют обобщению и накопленного научно-теоретического опыта в исследуемой проблеме.

Определение «универсальные учебные действия» (далее УУД) в широком смысле, означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем интенсивного и осмысленного приобретения инновационного общественного опыта. В узком смысле данный термин — это комплекс методов операций учащегося, обеспечивающих его способность к независимому познанию новых знаний, умений и навыков [2, с.134]. Освоение учащимся УУД происходит в контексте различных учебных предметов и, в конечном счете, приводит к формированию способности самостоятельно благополучно овладевать новыми знаниями, умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Кейс-технология является одним из самых популярных методов интерактивного обучения. Кейс-технология — это метод анализа ситуаций на основе реальных ситуаций [1, с.47]. Иными словами, это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Подробное «описание жизненной ситуации», отражающей практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс знаний, является задачей кейс-метода.

Использование современных технологий обучения на пути к усвоению знаний отводит ученику главную роль, при которой учитель является помощником, организовывая, направляя и стимулируя учебную деятельность. Содержание, формы и другие особенности организации урока немецкого языка в основной школе являются благоприятными условиями для развития коммуникативных универсальных учебных действий, так как всегда имеют не только предметную, но и коммуникативную направленность обучения.

В литературе представлены различные классификации кейсов. Л. Р. Яруллина выделяет такие типы: практический, обучающий, научно-исследовательский. Существует и другая классификация, связанная с размерами кейсов: полный кейс, жатый кейс, мини-кейс [8, с.12].

Рассмотрим более подробно некоторые из кейс-технологий, стимулирующих индивидуальную активность учащихся:

  1. Метод инцидентов. Сущность этого метода заключается в том, что ученик самостоятельно находит информацию для принятия решения. Учащиеся оказываются перед необходимостью поиска дополнительных сведений, следовательно, вынуждены задавать вопросы для получения новой дополнительной информации. Главная задача метода «инцидента» − развитие или совершенствование умений самостоятельной работы учащихся.
  2. Ситуационно-ролевая игра. Создание правдивой исторической, социально-психологической ситуации, с целью последующего анализа учащимися поведения участников игры.
  3. Метод дискуссии. Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения своих мыслей, точки зрения, отношений к обсуждаемой проблеме. В процессе дискуссии у учащихся формируются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия, что способствует реализации федеральных стандартов [9, с.24].
  4. Кейс-стади. Метод кейс-стади предусматривает: подготовленный в печатном виде пример кейса (возможен мультимедиа-кейс, видео-ситуация), самостоятельное изучение и обсуждение учащимися, совместное обсуждение в аудитории под руководством учителя. Но главное при использовании данного метода — это следовать принципу «процесс обсуждения важнее самого решения» [12, с.14].

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках немецкого языка эффективно использовать следующие приемы кейс-технологий:

  1. «Карусель» — это интерактивный прием, при использовании которого образуются два кольца из учеников: внешнее и внутреннее. Во внешнем кольце ученики через каждую минуту меняются, внутреннее кольцо образуют неподвижно сидящие ученики. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Данный метод эффективно использовать при отработке этикетных диалогов, темы «знакомство», «разговор в общественном месте», «национальности» и т. д. Занятие проходит динамично и результативно. Прием развивает умение общения и взаимодействие с партнером по совместной деятельности.
  2. Прием «Аквариум» представляет собой своеобразный спектакль, где зрители выступают в роли наблюдателей, критиков, экспертов и аналитиков. Группа учеников разыгрывают ситуацию в круге, остальные наблюдают и анализируют ее. Прием развивает речевое отображение учеником содержания происходящего.
  3. «Броуновское движение» — это прием, предполагающий движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Прием развивает речевые умения как средства регуляции собственной деятельности.
  4. Прием «ажурная пила». Ученики делятся на группы по 4–6 человек для работы над материалом, разбитым на фрагменты. Такую работу эффективно использовать на этапе творческого применения языкового материала. Прием развивает умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения.

Немаловажным условием для успешной реализации кейс-технологии на уроках немецкого языка является последовательная организация учебной деятельности и тщательный отбор материалов для кейсов, требующие серьёзной подготовки со стороны учителя, т. е. подготовка разработки кейса в соответствии с особенностями и возможностями учащихся, а также предметным содержанием УМК (например, «Горизонты» М. М. Аверин, 7 кл.). В соответствии с определёнными принципами разрабатывается кейс в рамках темы раздела УМК (например, Einheit 2. Meine Pläne) для использования на уроке немецкого языка (в 7 классе).

Результаты применения кейса, как качественные, так и количественные, доказывают эффективность кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий. После применения кейс-технологии, в классе, как правило, нет «изолированных учеников», что показывает, что дети лучше находят общий язык, снижается рациональность при выборе партнера, взаимодействие выходит на новый, более высокий качественный уровень. Становится больше предпочитаемых учеников, что также свидетельствует о качественных изменениях во взаимоотношениях в классе. Одним из основных достижений стало то, что ранее изолированные учащиеся стали полноправными членами школьного коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ теории и практики преподавания иностранного языка в школе, опыт реализации групповой учебной деятельности учащихся в учебных речевых ситуациях, позволяют определить основные принципы использования кейс-технологии как средства развития коммуникативной активности учащихся на занятиях по немецкому языку.

Литература:

  1. Аверьянова, С. В. О зарубежном опыте формирования умений делового общения (прием «case-study») // Лингводидактические аспекты обучения профессиональному общению. М.: РЕМА, 2006. С. 23.
  2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.:ил.
  3. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности обучения школьников, 2-е изд. — Ростов на Дону Наука, 89 с.−2003.
  4. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. — М.: МПГУ, 2012.
  5. Воронов, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе посредством кейс-метода. М., «Просвещение», 2006. — 256 с.
  6. Дзатцеева, Т. С. Кейс — технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. — URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 20.05.2019).
  7. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. — Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html.
  8. Дубинина, Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М.: Рема, 2010. С. 20.
  9. Золотова, М. В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. — 2015. — С.54
  10. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 2. — Челябинск, ЧГПУ, 2012–496 с.
  11. Козлов, В.В. «Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС»/ Кондакова А. М. — М.: Просвещение, 2014. — 79 с.
  12. Коломиец, О. М. Развитие педагогической деятельности преподавателя на основе кейс-технологии // Педагогика и психология образования.- 2014.
  13. Монахов В. М. Методологические основы теории педагогических технологий // Педагогический журнал Казахстана. Творческая педагогика, 2006. № 1. URL: http://collegy.ucoz.ru/load/16–1–0–46.
  14. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд-е, испр. М.: Академия, 2012. 50–51 с.
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, ученик, групповая учебная деятельность, иностранный язык, прием, развитие, ситуация, умение, урок, учебная деятельность.


Ключевые слова

творческая деятельность, коммуникативные УУД, кейс-технологии, групповая учебная деятельность, методы организации деятельности школьников
Задать вопрос