Активные методы обучения на уроках иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512/ (дата обращения: 18.09.2018).

Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать, целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности [1,c.155].

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжение всего становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоции, К.Д. Ушинского. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривая его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога, что становится наиболее актуально в настоящее время в период новых образовательных стандартов. Суть которых заключается в том, чтобы научить ученика учиться.

И.И. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [1,c.95]. Речь идет не только о внешней активности (поднятие руки, переписывании и т.д.), а главным образом о внутренней мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи утверждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того какой учитель, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.

Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активирующие процесс познания создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции. Позиция школьников может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам ученик не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний оказывается мало эффективной.

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения А.М. Смолкин предлагает делить на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Имитационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций [3, c.74].

Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия – это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола».

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

Изучение иностранного языка включает в себя следующие цели:

- формирование определенных навыков;

- развитие определенных речевых умений;

- обучение умению общаться;

- развитие необходимых способностей и психических функций;

- запоминание речевого материала.

Выбирая методы обучения необходимо учитывать возрастные особенности учеников.

К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.

Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала.

В зависимости от целей урока Т.А. Самойлова предлагает использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры [2, c.55].

Грамматические игры – цель научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся.

Лексические игры преследуют цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

Фонетические игры они практикуют и развивают произносительные навыки.

Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.

Творческие игры цель – научить понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования.

При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.

Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.


Литература:

  1. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.

  2. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

  3. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Похожие статьи

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активные формы обучения иностранному языку младших...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Использование современных педагогических методов...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Использование форм интерактива в процессе обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, познавательная деятельность учащихся, проблемная ситуация, умение, самостоятельная работа, проблема, познавательная деятельность, метод обучения, практическая деятельность, последовательное изложение.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Интерактивное обучение как средство развития...

«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.». Китайская притча. В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная деятельность, умение, знание, учащийся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активные формы обучения иностранному языку младших...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Использование современных педагогических методов...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Использование форм интерактива в процессе обучения...

активный метод обучения, учебный процесс, игра, ученик, учащийся, проблемная ситуация, познавательная деятельность, иностранный язык, креативное письмо, познавательная активность.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, познавательная деятельность учащихся, проблемная ситуация, умение, самостоятельная работа, проблема, познавательная деятельность, метод обучения, практическая деятельность, последовательное изложение.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Интерактивное обучение как средство развития...

«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.». Китайская притча. В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная деятельность, умение, знание, учащийся.

Задать вопрос