Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Кубракова Е. А. Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/archive/149/41636/ (дата обращения: 23.09.2018).



Одной из важнейших целей современной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Ключевые слова: игровые технологии, универсальные учебные действия

Обучение иностранному языку на начальном этапе должно строиться на основе игровых технологий. Младшие школьники учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий повышает мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке, раскрывает способности детей, их индивидуальность. Процесс обучения становится интересным и занимательным.

Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. В играх формируются нравственные качества ребенка [7]. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра на уроке иностранного языка — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию универсальных учебных действий.

Для формирования различных видов УУД на уроке иностранного языка можно использовать фонетические, лексические, орфографические, грамматические, ролевые, творческие игры.

Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных звуков, практикуют и развивают произносительные навыки. Для обучения правильному произношению немецких согласных использую игру с ватными шариками. Рифмовки, считалки, скороговорки также помогают отрабатывать звуки и проводить фонетическую зарядку.

При обучении чтению и письму провожу игры на развитие звукового и буквенного анализа слов:

− учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ;

− учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово;

− учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы;

− учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук.

Лексические игры преследуют цели — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся. Детям нравится играть в мяч «Как называется по-русски/по-немецки», с удовольствием принимают игры «Отгадай», «Снежный ком», «Поле чудес», «Хвастунишка», «Переводчик», «Игра –цепочка» и другие.

Многие лексические игры развивают мышление, память, внимание, воображение:

− дается ряд признаков, нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками;

− ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом;

− учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы.

Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему, способствует расширению ассоциативной базы и формированию учебного сотрудничества. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогической и монологической речи.

Для организации ролевых игр в начальной школе можно использовать куклы, мягкие игрушки. Возможны следующие формы игры:

− Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу — расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься?»

− «Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно»

− «Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла».

С куклой можно пойти в магазин, в школу, в зоопарк, её можно повести к врачу и т. д. Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Использование ролевой игры с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.

Грамматические игры помогают автоматизировать употребление речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают творческую активность и самостоятельность учащихся. Игру «Пантомима» использую при изучении темы «Спряжение глаголов», игра «Жадная Варвара» помогает запомнить притяжательные местоимения, играя в игру «Упрямый Ганс» учащиеся усваивают употребление отрицаний в немецком языке. Игры с мячом, кубиком, в лото и домино также помогают закрепить изучаемый грамматический материал.

Задания творческого характера также можно организовать в форме игры:

− Закончи диалог и разыграй его;

− Сочини историю по опорным словам;

− Отгадай кроссворд;

− Найди слова в «Магическом квадрате»;

− Нарисуй картинку и составь ее описание;

− Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;

− Придумайте загадку для своих друзей;

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Большой учебно-воспитательный потенциал имеют электронные обучающие игры и интерактивные тренажеры. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока, дает возможность учащимся учиться с увлечением, т. е. играя. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над языковым материалом под руководством учителя или без него. Использование обучающих программ на уроках позволяет включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие УУД на основе игры является мощным механизмом, который в результате обучения в школе может обеспечить должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение немецким языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Литература:

  1. Абрамова И. В. Игры на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2004. — № 1.
  2. Лащикова И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 6.
  3. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 3.
  4. Паросова И. А. Игра на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2003. — № 4.
  5. Русина П. И. Обучение немецкому языку младших школьников // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 2.
  6. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Интеллектуальная игра как условие развития старших дошкольников. В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 188–193.
  7. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, немецкий язык, ролевая игра, иностранный язык, ученик, ваша кукла, слово, ребенок, кукла, форма игры.


Похожие статьи

Кукла в ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

В игре участвует одна кукла (в руках учителя) или много (у каждого ученика).

Основные термины (генерируются автоматически): кукла, ролевая игра, игра, иностранный язык, речевая деятельность, речь учащихся, урок.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность, вовлечение учащихся, устная коммуникация.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять также кукольный театр. Игры — драматизации с куклами вызывают у детей большой восторг. Одев на руку куклу, сначала учитель, а потом и ребенок перевоплощается...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

реальная жизнь, интерактивная форма урока, игра, ресторан, иностранный язык, профессиональная деятельность, речевая деятельность, ролевая игра, учебный процесс, группа.

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей...

Исходя из особенностей ролевой игры для детей дошкольного и школьного возраста, можно говорить о ее ценности в применении в обучении иностранным языкам не только в рамках школьной программы...

Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка...

немецкий язык, иностранный язык, ролевая игра, английский язык, учащийся, этап обучения, процесс обучения, метод мотивации изучения, языковой материал, игра.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, язык, ребенок

Игра в обучении дошкольников иностранному языку. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе.

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ролевая игра, учебный материал, игра, речевая ситуация

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного языка. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Кукла в ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

В игре участвует одна кукла (в руках учителя) или много (у каждого ученика).

Основные термины (генерируются автоматически): кукла, ролевая игра, игра, иностранный язык, речевая деятельность, речь учащихся, урок.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному...

ролевая игра, иностранный язык, игра, английский язык, урок, ребенок, иноязычное общение, игровая деятельность, вовлечение учащихся, устная коммуникация.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять также кукольный театр. Игры — драматизации с куклами вызывают у детей большой восторг. Одев на руку куклу, сначала учитель, а потом и ребенок перевоплощается...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

реальная жизнь, интерактивная форма урока, игра, ресторан, иностранный язык, профессиональная деятельность, речевая деятельность, ролевая игра, учебный процесс, группа.

Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей...

Исходя из особенностей ролевой игры для детей дошкольного и школьного возраста, можно говорить о ее ценности в применении в обучении иностранным языкам не только в рамках школьной программы...

Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка...

немецкий язык, иностранный язык, ролевая игра, английский язык, учащийся, этап обучения, процесс обучения, метод мотивации изучения, языковой материал, игра.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, язык, ребенок

Игра в обучении дошкольников иностранному языку. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе.

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ролевая игра, учебный материал, игра, речевая ситуация

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного языка. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе.

Задать вопрос