Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Кожина, А. Д. Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка / А. Д. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76899/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: музыкальная наглядность, использование песенного материала, критерии отбора песен, процесс обучения иностранному языку.

Одной из наиболее интересных, важных и актуальных проблем в области методики преподавания иностранных языков является обучение детей разных возрастов с использованием песенного материала на иностранном языке. Песенный материал является важным элементом любого языка, чем и может быть объяснено столь пристальное внимание к нему. Что не менее важно, песня являет собой отличный способ вызвать повышенный интерес как по отношению к культуре страны изучаемого языка, так и к самому языку. Использование песенного материала на уроке иностранного языка позволяет, кроме того, эффективно организовать активизацию и повторение языкового материала.

Необходимым умением при подготовке к работе с песней на уроке иностранного языка выступает умение отбирать песенный материал, подходящий для конкретной цели и задачи урока, необходимых к выполнению. Кроме того, важным и значимым является замечание о том, что в принципе не все песни относятся к той категории песенного материала, который может быть использован в стенах класса.

Для целостного понимания картины теоретической базы применения песни на уроке немецкого языка необходимо провести анализ целей и задач, которые преследует применение песенного материала на уроке. Любая педагогическая деятельность должна иметь под собой определенную цель, быть оправданной с методологической точки зрения, иметь определенные научные обоснования своего применения. Именно поэтому крайне важной задачей данного этапа исследования видится дефиниция целей, а также задач, которые воплощаются при использовании песенного материала на уроке иностранного языка, в том числе и на уроке немецкого.

К. Пайк утверждает, что во время начального этапа обучении интонации иностранного языка, определение правильности тона представляет непростую задачу для ученика [Pike 1975: 79] Именно поэтому его методологическое предложение включает в себя не только распевание интонаций, но и воспроизводство их на музыкальном инструменте, что может стать хорошим началом для последующего овладения особенностями иностранной интонации.

Введенное А. И. Николаевой [Николаева 1999:7] понятие «музыкальный стиль», связанное с такими категориями языка, как текст и контекст. Автор исследования утверждает, что механизмы восприятия и воспроизведения слова, в частности и музыкальной интонации как единства с последующим вниканием в их смысл, а также пониманием создаваемого текста, могут быть представлены в качестве аналогичных. Ученый убеждена, что этот единый механизм позволяет воспринимать слово, фразу и текст как целостность с единственным различием в масштабе.

В качестве дополнения к развитию музыкальных навыков пение оказывает положительное влияние на здоровье ребенка, так как улучшает дыхательную функцию его организма. Исследователь М. Л. Лазарев [Лазарев 1997:57] отмечает, что вокальная активность содействует эмоциональной «саморегуляции» организма, что может стать первым уверенным шагом на пути выздоровления. Этот тип активности способен сочетать в себе все оздоровительные действия, придать им ритм, последовательность, целостность и, что не менее важно, эстетическую форму. Эмоции тесно связаны с дыханием. Это значит, что пение, оказывая влияние на дыхание с помощью музыкальной фразы, моделирует эмоциональное состояние ученика, что, в свою очередь, имеет огромное влияние на эффективность процесса обучения иностранному языку.

Как и любое иное произведение искусства, песня имеет коммуникативную функцию, что означает передачу получателю при ее посредничестве содержания, заложенного автором. Несмотря на аналогию целей, песенный и лингвострановедческий материал имеют и различия. В то время как последний, будучи представленным в текстовой форме, направлен, в большей степени, на информирование читателя (слушателя), что обуславливает его влияние на интеллект и память, песня как страноведческий материал влияет на эмоции человека и его образно-художественную память.

Посредством привития ученикам любви к иностранной культуре, знакомства их с миром духовных ценностей других народов педагог разрешает задачу развития культурного компонента в составе языковой личности ученика. Это проявляется в активизации их ассоциативно-образного мышления в направлении иноязычной культуры.

В песне находит свое воплощение душа народа, его культура, а педагог, в свою очередь, выступает в качестве посредника в учебном процессе, стимулятора познавательной деятельности учеников.

Таком образом, в качестве целей и задач обучения немецкому языку с использованием песенных материалов выступает, с одной стороны, развитие артикуляционных и интонационных речевых навыков у ребенка; с другой — нормализация состояния его здоровья, улучшения эмоционального фона в классе.

В частности, можно выделить и следующие задачи:

  1. развитие аудитивных навыков;
  2. развитие навыков произношения;
  3. развитие навыков грамматики;
  4. развитие речевых умений;
  5. пополнение активного вокабуляра;
  6. знакомство учеников с элементами иноязычной культуры.

Однако, для того, чтобы песня оказала необходимое положительное влияние, следует придерживаться конкретного алгоритма в процессе ее тщательного отбора.

Используемая на уроке музыка должна прийтись по вкусу той аудитории, на которую она ориентирована, то есть ученикам. Следует выбирать современную, живую музыку. В том случае, если выбранная песня будет обладать запоминающимся мотивом и словам, ученики будут петь ее не только в школе, но и ради собственного удовольствия за ее пределами, что в свою очередь, несомненно, даст положительный эффект в виде запоминания грамматических конструкций и лексических единиц, использованных в песенном тексте. Такой способ запоминания материала является куда более действенным, поскольку последний не «выпадает» из головы по завершении урока, но устойчиво запоминается.

Очевидным является тот факт, что в случае, когда учитель в процессе выбора песни для урока руководствуется современными предпочтениями своих учеников, мотивация последних значительно возрастает, проявляется интерес к уроку. Впрочем, отнюдь не любой музыкальный материал, способный представить интерес для ребенка школьного возраста, может быть использован в стенах класса. В процессе отбора материала, предназначенного для достижения образовательных целей, необходимо принимать во внимание следующие критерии:

  1. аутентичность (работа с аутентичными материалами дает детям возможность прикоснуться к иной национальной культуре; кроме того, подобного рода материалы отвечают лингвострановедческим целям обучения и эффективно воздействуют на мотивацию ребенка в классе);
  2. положительное эмоциональное воздействие на ученика (следует выбирать песенный материал таким образом, чтобы он положительно влиял как на мотивирующую, так и на эмоциональную составляющую личности ребенка, создавал комфортную атмосферу общения ученика и преподавателя);
  3. соответствие интересам и возрасту (песенный материал, привлеченный к использованию на уроке должен освещать те проблемы, которые являются актуальными для молодежи; в случае несоблюдения данного критерия, положительный эффект от работы с музыкой будет в значительной степени нивелирован, даже несмотря на высокую лингвистическую, художественную, методологическую и географическую ценность избранного материала);
  4. методологическая ценность для развития и совершенствования навыков в соответствии с программой обучения (один из основных критериев, преподавателем должны быть выбраны такие песни, текст которых соответствует тематике урока, содержит в себе ранее пройденный лексический материал, представляет новые слова в доступном и понятном формате контекста; кроме того, усвоение новых лексических единиц может быть в значительной степени упрощено посредством четкости ритма и рифмы в тексте используемой песни).

Для сочетания аудио- и видеоэффекта могут быть применены видеоклипы. Данный вид учебных материалов обладает собственной спецификой, что обуславливает необходимость основательного подхода к его отбору. К критериям отбора видеоматериалов к уроку относятся:

  1. отражение содержания песни (не следует выбирать для урока такой видеоролик, смысл которого не соответствует тексту песни или не имеет смысла);
  2. понятность и четкость последовательности кадров для учеников (следует избегать неясностей и двусмысленностей в содержании видеороликов);
  3. видеоматериал, сопровождающий песню, также должен коррелировать с интересами и возрастом ребенка, для которого он предназначен (содержание клипа должно выступать в качестве стимула, побуждающего ребенка к общению; кроме того, используемый видеоматериал должен выступать в качестве катализатора мыслительной активности; побудителя к диалогу и дискуссии, реализовывать эмоционально-эстетическую функцию, которая повышает мотивацию классного коллектива и создает благоприятную атмосферу во время урока);
  4. положительный образовательный потенциал (ни в коем случае видео не должно содержать противоречивых кадров, способных нанести удар по моральным канонам учеников: сцен насилия, агрессии, выражений антиобщественного характера, изображений противозаконных актов).

В качестве элементов видеоклипа, оказывающих дополнительный положительный эффект следует упомянуть:

  1. присутствие исполнителя в кадре (его артикуляция способствует лучшем пониманию текста песни со стороны ученика);
  2. культурологический фон (в случае, когда видеоролик демонстрирует реалии иноязычной культуры, как-то: традиции и обычаи, это положительно сказывается на процессе учения);

Исходя из совокупности перечисленных выше фактов, следует сделать вывод о том, что подбор музыкального материала для урока является серьезной методологической деятельностью, не исключающей свои трудности. При отборе песенного материала следует учитывать целый комплекс критериев, соблюдение которых является ключевым фактором для эффективности применения песни на уроке

Литература:

  1. Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). — М., 1954.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2004
  3. Граф Т. А. Роль песен в обучении немецкому языку при формировании фонетических, лексических и грамматических навыков учащихся / Т. А. Граф // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 2014. — № 32. — С. 231–297.
  4. Замарина С. Ю. Использование музыки на уроке иностранного языка / Замарина С. Ю. // Психология и педагогика: методика и проблемы. — 2016. — № 36. — С. 165–183
  5. Дегтерева Т. А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.
  6. Комарова Ю. А., Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов / Ю. А. Комарова, А. Бирюлина // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 4. — С. 41–46.
Основные термины (генерируются автоматически): песенный материал, иностранный язык, урок, иноязычная культура, материал, музыкальная наглядность, музыкальный материал, немецкий язык, положительный эффект, стен класса.


Ключевые слова

процесс обучения иностранному языку, музыкальная наглядность, использование песенного материала, критерии отбора песен
Задать вопрос