Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Карамышева Т. А., Волкова С. А. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 494-496. — URL https://moluch.ru/archive/139/39240/ (дата обращения: 28.05.2018).



В статье говорится о возможностях музыкального воздействия на эмоциональное состояние обучающихся. Также затрагивается вопрос о положительном влиянии прослушивания зарубежных песен на мотивацию при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: музыка, мотивация, положительное влияние, эмоциональное отношение

В современном мире очень возросла роль иностранного языка во всех сферах деятельности человека. А это в свою очередь рекомендует искать новый подход к обучению иностранным языкам, пересматривать уже существующие методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, а также формировать новый взгляд на место зарубежной культуры в учебном процессе. «Образование, соответствующее требованиям современного общества, способствует развитию личности, создает условия для самореализации. Ускорение темпа жизни, необходимость экономии времени, объективная потребность в оперативном доступе информации обусловливает востребованность новых форм обучения» [4; 61].

Опираясь на опыт российских и зарубежных исследователей (В. В. Сафонова, Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Т. У. Тучкова, Б.Монка, Т. Б. Клементьева и др.), можно сказать, что обучение иностранному языку с ознакомлением обучающихся с культурой народа страны изучаемого языка является одним из основных продуктивных принципов обучения. Приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка сделает изучение иностранного языка более привлекательным для них, будет способствовать коммуникации между педагогом и обучающимися и более глубокому пониманию носителей изучаемой культуры.

Основой для успешной учебной деятельности является положительное эмоциональное отношение обучающегося к стремлению приобрести знания и возможность самостоятельного их поиска.

В исследованиях М. А. Ариян, И. А. Зимней, О. Г. Оберемко, В. В. Рыжова, Н. А. Саланович, А. Н. Шамова и других отмечается, что у современных обучающихся есть неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету и отсутствие достаточной мотивированности к его усвоению. Поиск наиболее доступного и продуктивного способа привлечь и мотивировать обучающихся и более лёгкого способа усвоения иностранного языка остается актуальным.

Мотивация обозначает систему факторов, которые определяют поведение человека, она вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т. е. продуктивное изучение иностранного языка.

Комплексное решение образовательных, практических, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и на их эмоциональную сферу. Для того чтобы сделать обучение иностранному языку более эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал на иностранном языке. Часто музыку считают одним из видов развлечений или отдыха, но песни являются великолепным педагогическим инструментом при обучении языку. В настоящее время все больше внимания уделяют аутентичным материалам — как при самом изучении языка, так и в ходе знакомства с культурой конкретной страны. Кроме того, прослушивание и пропевание песен на иностранном языке способствует развитию навыков произношения и восприятия на слух. Также песни помогают не только усвоить новую лексику, но и закрепить уже знакомую посредством повторения текста. Усваивание слов с музыкальным сопровождением может облегчить процесс, поскольку обучающиеся запоминают ритм, рифму, ударение и мелодию намного лучше, чем обыкновенное речевое исполнение.

Идея использования средств эмоционального воздействия на обучающихся в обучении иностранным языкам не новая. Необходимо внедрять в практику обучения материалы, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучающихся. В нынешнее время отбор учебных материалов строится не только на лингвистическом, но и на коммуникативном, культуроориентированном, личностном подходе, что позволяет использовать более ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.

За последние десятилетия стали развиваться абсолютно новые подходы к работе с песенным и стихотворным материалом. Суть их заключается в том, чтобы «использовать художественные произведения не только как средство обучения, но и как способ выражения своих собственных мыслей, основываясь на своих переживаниях и опыте» [2]. И сами песни, и стихи могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако еще более ценными они становятся в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием прослушивания (пения) и коммуникативным использованием языка.

Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Музыка формирует эстетическое отношение к действительности, эмоциональную насыщенность, что позволяет создать особую обстановку на занятии. С другой стороны, речь и музыка имеют почти одинаковые параметры: интонацию, паузы, ударение, темп, фразовое строение, высоту тона. Данное сходство можно объяснить тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук. Еще один важный фактор указывает на необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка это один из эффективных способов запоминания лингвистического материала, т. к. представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует запоминанию изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению.

Очень интересной и эффективной при овладении американским английским является авторская джазовая методика Carolyn Graham (Кэролин Грэм), профессора Нью-Йоркского университета; она преподает в американском Лингвистическом институте в Гарварде. Надо заметить, что она сама является выдающейся пианисткой и джазовой певицей, а все ее «chants» (напевы) озвучены всемирно известными музыкантами, такими как Дик Хайман, секстет Джека Джефферса и др.

С точки зрения новаторства в преподавании английского стал ее сборник «Small Talk or More Jazz Chants» для взрослых с музыкальным оформлением. Идея методики и техники изучения английского языка лежит в музыкальной джазовой основе. Small Talk (небольшие диалоги) Кэролин Грэм — это лучшая коллекция Jazz Chants (джазовых напевов). Такие разговорные тренировочные упражнения, монологи, диалоги, фразы, повторяющиеся многократно под джазовую музыку в разном темпе и ритме, — это действительно уникальная техника, сочетание американского английского с ритмом джаза, которую надо увидеть, услышать, чтобы до конца понять и оценить. Кэролин Грэм использует ритмы джаза для преподавания американского английского уже 30 лет. И, «как отмечают все преподаватели, работающие в этом направлении, — такая техника и методика, которая построена на джазовых ритмах, которые совпадают с ритмикой языка, дает быстрый и стойкий результат» [3].

Безусловно, не только положительное, но и негативное эмоциональное самочувствие обучающихся в процессе обучения влияет на мотивацию изучения иностранного языка, т. к. эмоции выполняют целепобудительную функцию в любой деятельности. Прослушивание и воспроизведение не резких песен с чётким ритмом наиболее подходит для изучения иностранного языка.

Исследования ученых показывают, что при вовлечении эмоциональной сферы личности в процесс обучения, создаются условия для раскрытия его творческих способностей, что играет огромную роль в учебном процессе. «Музыка обеспечивает эмоциональный комфорт на протяжении всей деятельности, стимулирует интерес, мобилизует положительное отношение к осуществлению интеллектуальной деятельности, тем самым оптимизируя функциональную и результативную стороны учебной деятельности» [1].

Почти все компоненты музыки оказывают воздействие на обучающихся: и мелодия, и аккорды, и темп. С помощью музыкальных произведений удается в определенной мере осуществлять управление эмоциональным состоянием обучающихся.

В тесной связи друг с другом в песне находятся слово и мелодия. Вспоминая мелодию какой — либо песни, можно вспомнить и слова этой песни, а также стоит услышать стихи, которые легли в основу песни, как в памяти возникает и мелодия. Слова делают музыку более конкретной, музыка же усиливает эмоциональную сторону текста.

Таким образом, можно говорить о положительном влиянии прослушивания и пропевания иностранных песен на мотивацию обучающегося в изучении иностранного языка. Музыка влияет на более успешное запоминание и более быстрое воспроизведение лингвистического материала.

Литература:

  1. Архипова М. В. Особенности влияния музыкального искусства на эмоциональное самочувствие учащихся в процессе изучения иностранного языка // Казанский педагогический журнал. — Выпуск № 1 (114). — 2016. URL: http://cyberleninka.ru/article
  2. Коноплёва Н. Н. Влияние музыки и песен как эмоционального фактора при изучении английского языка дошкольниками. URL: http://pedportal.net
  3. Музыка — это эффективное средство изучения иностранного языка. URL: http://www.allwomens.ru/obschestvo/obrazovanie
  4. Сорокина Н. И. Современные образовательные технологии при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Аграрное образование и наука. — № 2. — 2016. С.61
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, музыка, обучающийся, быстрое воспроизведение, учебный процесс, ритм джаза, процесс обучения, положительное влияние прослушивания, лингвистический материал, эмоциональное состояние обучающихся.


Ключевые слова

мотивация, музыка, положительное влияние, эмоциональное отношение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос