Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Леваньков, И. С. Влияние миграционной политики правительства Самарской области на рынок труда / И. С. Леваньков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76848/ (дата обращения: 06.03.2021).



В данной статье приводится анализ рынка труда и проводимой миграционной политики Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, рынок труда, Самарская область.

Рынку труда в современных условиях экономических отношений принадлежит одна из важных ролей. Рынок труда, с одной стороны, является элементом экономической системы, от его эффективности зависит национальное благополучие, зависит стабильность общества и в целом эффективность социально-экономических преобразований.

Проанализируем рынок труда и вопросы государственного регулирования рынка труда на примере Самаркой области.

В Самарской области на протяжении нескольких лет процент занятости находится на уровне выше 60 %, так, в 2016 году уровень занятости составлял 68,7 %, в 2017 году — 61,0 %, в 2018 году — 61,5 %. Вместе с тем рынок труда Самарской области не сбалансирован. Причиной этого являются следующие факторы [8]:

 наличие расхождений в предложении работодателей и спросе соискателей;

 уровень заработных план недостаточно высокий;

 мобильность населения низкая;

 кадры не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями.

Согласно статистическим данным, более 60 % безработных Самары — женщины в возрасте 25–29 лет, а также граждане предпенсионного возраста. Власти учитывают этот факт и стремятся предоставить женщинам как можно больше рабочих мест, соответствующих их образованию и опыту.

Известно, что на рынке труда Самарской области присутствует такой процесс, как трудовая миграция, являющаяся, в свою очередь, составной частью глобальных миграционных процессов, происходящих в современном мире.

В этой связи выбор экономических и правовых методов регулирования, направленных на привлечение мигрантов в необходимом для области количественном и качественном составе, выступает приоритетным целевым аспектом на ближайшую перспективу.

Эффективная реализация приоритетных компонентов миграционной политики Самарской области зависит от ее правового и экономического сопровождения, что заключается в следующем:

 кадровое обеспечение, заключающееся не только в достижении необходимого состава трудовых ресурсов миграционных служб, но и в обеспечении их материально-технического оснащения;

 организация взаимодействия институтов публичной власти, а также гражданского общества, коммерческих и некоммерческих структур, направленных на нейтрализацию проблемных аспектов в сфере региональной миграционной политики;

 создание условий, в том числе инфраструктурных, материальных, организационных и административных, направленных на обеспечение беженцев и переселенцев рабочими местами, защиту их законных прав и интересов в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528–18 [1];

 оказание юридической помощи физическим лицам из числа мигрантов по развитию ими экономических форм хозяйствования на территории области;

 разработка и утверждение на муниципальном и, при необходимости, на федеральном уровне нормативно-правовых актов, предусматривающих реализацию мероприятий по обустройству мигрантов в регионе;

 систематическое освещение в СМИ программ, действующих на территории области в рамках проведения региональной миграционной политики;

 координация мероприятий, проводимых в рамках миграционной политики Самарской области, с иными аналогичными мероприятиями международного, федерального и регионального масштаба.

Предпосылками миграционного движения выступают следующие факторы: большая разница в уровне жизни и экономических возможностях разных стран, увеличивающаяся поляризация мира и др. Вызов развитых наций к бедным странам — согласным продавать неквалифицированный и низкооплачиваемый труд мигрантов — рождает в свою очередь соответствующее положение в данных странах, которые обладают большим эмиграционным потенциалом, раскручивая маховик миграции тем самым. Таким образом формируется и воспроизводится миграционный режим, являющийся одним из ключевых модулей современного экономического порядка, поддерживающий и обслуживающий его.

Реформы, проводившиеся в России с ХХ века, в большей степени повлияли на все сферы жизнедеятельности россиян. Происходящие трансформации многих видов социальных взаимоотношений в политической, экономической сферах жизнедеятельности общества главным образом отражаются на характере трудовых отношений.

Миграция на современном этапе является важным элементом в системе формирования современного российского рынка труда. В миграционном движении преобладает недобровольная миграция с вытекающими последствиями: повышенной нагрузкой на экономику, как Самарского региона, так и страны в целом, безработицей, усилением социальной напряженности. Вышеуказанные предпосылки позволяют относить миграцию к числу серьезнейших социальных проблем современного российского рынка труда.

Самарская область сохраняет свою миграционную привлекательность. В 2019 году в Самарской области отмечалось существенное увеличение миграционного прироста. Сальдо миграции достигло +8,9 тыс. человека (в 2018 году: -0,4 тыс. человек), по этому показателю Самарская область вышла на 1-е место в Приволжском федеральном округе.

Это обусловлено высоким притоком граждан из стран СНГ (+10,2 тыс. человек против 3,7 тыс. человек за 2018 год), значительным сокращением оттока граждан в другие регионы России (-1,5 тыс. человек против -4,0 тыс. человек соответственно), а также притоком граждан из стран дальнего зарубежья (+221 человек и -52 человека соответственно).

Возобновилось положительное сальдо миграции в крупных городах области — Самаре (+3,7 тыс. человек), Новокуйбышевске (+183 человека) [10].

Самой распространенной целью въезда в регион иностранцев стала «частная причина» — 66 процентов от общего количества поставленных на миграционный учет по месту пребывания. 23 процента мигрантов приехали в Самарскую область для осуществления трудовой деятельности. И лишь два процента признались, что приехали в качестве туристов, а один процент — для получения образования [7].

На современный рынок труда Самарского региона миграция как социально-экономическое явление оказывает большее воздействие, нежели демографический фактор — рождаемость. Причем если рождаемость влияет только на количество трудовых ресурсов, то миграция — как на их количество, так и на качество.

Положительный миграционный прирост свидетельствует о достаточно высокой привлекательности региона в пределах России. Объяснением этого факта служит развитие ресурсных отраслей экономики, прежде всего нефтедобывающей промышленности.

Среди городов Самарского региона по количеству прибывших и выбывших мигрантов лидирует г. Самара, на втором месте находится г. Тольятти. Во всех крупных городах Самарского региона за период число прибытия мигрантов превышает показатели выбытия, динамика движения мигрантов муниципальных образований позволяет сделать вывод, что в регионе преобладают миграционные процессы по выбытию. Отток мигрантов в крупные города Самарской области обусловлен тем, что объекты ведущих отраслей экономики (строительства, нефтяной промышленности и др.), которые требуют привлечение иных, нежели региональные трудовые ресурсы, находятся именно на территории ведущих городов региона.

В то же время в Самарском регионе присутствует и нелегальная трудовая миграция, что сегодня является определенной проблемой.

Таким образом, трудовая и вахтовая миграция, несмотря на временный характер пребывания трудовых мигрантов, оказывает определенное влияние на формирование трудовых ресурсов, трудового потенциала, социально-экономическую обстановку в регионе, но ее влияние на формирование населения Самарского региона остается незначительным, т. к. большинство трудовых и вахтовых мигрантов ориентированы на временный характер работы и имеют прочные установки по выезду из региона после окончания трудовой деятельности.

Это, в свою очередь, оказывает влияние на миграционную политику Правительства Самарской области. По этой причине разработка и интеграция направлений, нацеленных на регулирование миграционных процессов с учетом соблюдения конституционных норм и принципов, является первоочередной задачей в сфере проведения миграционной политики области для нейтрализации проблем, которые могут возникнуть при восполнении рабочей силы на предприятиях региона.

Говоря о влиянии миграционной политики Правительства Самарской области на рынок труда, важно отметить следующее.

Разработка и реализация политики в сфере трудовой миграции на федеральном и региональном уровне реализуется с помощью законов, актов, постановлений, государственных программ и т. д.

Органы власти при разработке и реализации данных нормативно-правовых актов исходят из анализа миграционной ситуации в стране и в регионе. На первом этапе принятия управленческого решения происходит диагностика и выявление проблем в регионе [5, с. 184].

Необходимую информацию о миграционной ситуации, для проведения анализа, предоставляет ГУ МВД РФ по Самарской области, которое совместно с Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области разрабатывает альтернативы.

Такие действия направлены на решение следующих проблем в Самарской области в сфере трудовой миграции:

 отток коренного населения в другие регионы;

 недостаток мер необходимых для адаптации и интеграции мигрантов;

 незаконная миграция.

Так, например, для решения проблемы связанной с оттоком рабочей силы в другие регионы был принят План мероприятий («Дорожная карта») по обеспечению миграционного притока из субъектов Российской Федерации в Самарскую область на 2019–2025 годы. Данная «Дорожная карта» содержит мероприятия, которые направлены на повышение миграционной привлекательности и содействие занятости населения Самарской области ста иностранных работников из-за рубежа [3].

Помимо этого, ежегодно Министерство для защиты национального рынка труда устанавливает жесткое ограничение числа прибывающих трудовых мигрантов из-за рубежа посредством утверждения региональных квот [6, с. 35].

Для стимулирования, создания условий и содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Самарской области осуществляется с помощью государственной программы «Оказание содействию добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014–2023 годы» [4].

В рамках данной программы участникам оказывают меры социальной поддержки, помощи в жилищном обустройстве и предоставления государственных и муниципальных услуг. Министерством ежегодно проводится информационная работа, направленная на привлечение соотечественников из числа научных работников, специалистов, обладающих редкими профессиями, а также студентов.

В ходе утверждения и реализации государственной программы «Содействие занятости населения Самарской области на 2019–2023 годы», в рамках которой утверждена подпрограмма «Социальная адаптация мигрантов» будет решена проблема социальной адаптации иностранной рабочей силы [2].

Таким образом, можно заключить, что мероприятия, проводимые в рамках регулирования миграционных потоков Самарской области с учетом обеспечения конституционных и экономических аспектов воздействия, должны быть направлены, с одной стороны, на комплексное обустройство мигрантов на территории данного субъекта РФ для их активного и результативного включения в процессы социально-экономического развития.

С другой стороны, указанные мероприятия должны учитывать конъюнктуру и особенности развития Самарской области с тем, чтобы регулирование миграционных потоков, а также расселение, передвижение, проживание и содействия занятости мигрантов прошло гармонично и легитимно, что подразумевает следование положениям действующих нормативно-правовых актов РФ и Самарской области в сфере реализации миграционной политики.

Литература:

  1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528–1 (ред. от 31.07.2020) «О беженцах» // Российская газета, № 126, 03.06.1997.
  2. Постановление Правительства Самарской области от 16.11.2020 № 895 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.03.2019 № 171 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2019–2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 04.12.2018 № 748». Режим доступа: URL: https://trud.samregion.ru/category/otkrytoe-ministerstvo/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-samarskoj-oblasti-sodejstvie-zanyatosti-naseleniya-samarskoj-oblasti-na-2019–2023-gody/
  3. Распоряжение Правительства Самарской области от 13.02.2019 г. № 112-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению миграционного притока из субъектов Российской Федерации в Самарскую область на 2019–2025 годы». Режим доступа: URL: https://trud.samregion.ru/2019/04/29/normativnaya-baza-2/
  4. Постановление Правительства Самарской области от 4.02.2014 г. № 48 (ред. от 10.02.2020 г.) Государственная программа Самарской области «оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014–2023 годы». Режим доступа: URL: https://trud.samregion.ru/category/deyatelnost/migratsionnaya-politika/sodejstvie-pereseleniyu-sootechestvennikov/
  5. Гродская Г. Н., Деревяшкина М. Ю. Принятие управленческих решений в сфере трудовой миграции (на примере Самарской области) // Принятие управленческих решений в сфере трудовой миграции (на примере Самарской области): Сб. науч. тр. Уфа: Вестник науки, 2020. С. 184–189.
  6. Кирова А. А., Спиридонова М. А. Конституционные и экономические основы миграции (на примере Самарской области) // Вестник молодых ученых самарского государственного экономического университета. 2020. № 2. С. 34–37.
  7. Миграционный учет в г. Самара // Российская газета. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2014/02/04/reg-pfo/migranti-anons.html
  8. Рынок труда и занятость населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. Режим доступа: URL: https://samarastat.gks.ru/employment
  9. Самарская область в цифрах // Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области. Режим доступа: URL:https://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/#:~:text= %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BA %20(%D0 %BD %D0 %B0 %2024 %25 %20 %D0 %B1 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8C %D1 %88 %D0 %B5 %2C, %3A %20 %2D0 %2C4 %20 %D1 %82 %D1 %8B %D1 %81.
Основные термины (генерируются автоматически): Самарская область, рынок труда, миграционная политика, Самарский регион, регион, самар, трудовая миграция, государственная программа, миграционная привлекательность, миграционная ситуация.


Задать вопрос