В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.
Ключевые слова: стрессовая ситуация, психологическое преодоление, совладающее поведение
Сталкиваясь с профессиональными стрессами, сотрудники, тем или иным способом, стремятся преодолеть их. В этом проявляется их совладающее поведение. Совладающее поведение в рамках теории стресса рассматривается как механизм, способствующий его преодолению. [2]
От эффективности стратегии совладающего поведения зависит множество трудовых характеристик. Н. Е. Водопьянова отмечает, что «переживание острых и хронических стресс-состояний приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, и иногда может быть причиной аварий и травм» [1]. По её мнению, копинг представляет собой образ мышления и поведения, которые способствуют преодолению стресса.
В таблице 1 представлены 3 копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Таблица составлена автором, на основе обобщения подходов, изложенных Н. Е. Водопьяновой. [1] Выделяются когнитивный, эмоциональной и поведенческий способы преодоления стрессовой ситуации.
Таблица 1
Способы преодоления стрессовых ситуаций
Копинг |
Реакция на стрессор |
Пути преодоления стресса |
Действия предпринимаемы во время протекания стресса |
Когнитивное преодоление |
Рациональное осознание и осмысление причин стресса |
Мобилизация имеющихся у сотрудника ресурсов |
Позитивное мышление по поводу стресс-ситуации и ресурсов |
Эмоциональное преодоление |
Осознание и принятие личных эмоций и чувств, потребностей и желаний |
Определение социально-приемлемых форм проявления чувств |
Контроль динамики переживания |
Поведенческое преодоление |
Изменение направленности личности |
Активизация или дезактивация поведения или деятельности |
|
Однако предложенный подход к классификации совладающего поведения не является единственным.
О. М. Туркацо разработана структурная модель культуры эколога, включающая в себя блоки профессиональных качеств: когнитивность, глобальная ориентированность, экологический менеджмент, коммуникативная компетентность, интерактивность. [3]
На наш взгляд наличие перечисленных выше профессиональных качеств позволяет экологу реализовывать проактивную модель совладающего поведения. Отсутствие данных профессиональных качеств приводит к чрезмерному напряжению, когда сотрудник, напрягая все имеющие ресурсы организма, стремится преодолеть стрессовую ситуацию «реактивным» методом, что приведет к переутомляемости, снижению производительности труда и профессиональному выгоранию.
К недостаткам рассматриваемой схемы можно отнести то, что применение активной стратегии совладающего поведения может привести как к успешному преодолению стрессовой ситуации, так и к ухудшению психологического здоровья и профессиональному выгоранию.
Получается, что успешность активного проведения зависит от индивидуальных особенности и компетентности сотрудника. Целесообразным было бы разделить данную стратегию на две:
Активное совладающее поведение — стратегия поведения более рациональная, чем реактивная, у сотрудника имеются первичные компетенции позволяющие преодолеть стрессовую ситуацию. Тем не менее, стратегия на длительном промежутке времени приводит к профессиональному выгоранию.
Эффективное совладающее поведение — стратегия менее эффективная, чем проактивное поведение. Реализуется специалистами высокого уровня обладающими хорошо сформированными компетенциями, которые позволяют решать задачи достаточно эффективно, и препятствуют негативному воздействию стрессовых факторов. Последующее развитие событий будет зависеть от того, с какой скоростью организм может справиться со стрессом, последовательно проходящем стадии тревоги, адаптации и истощения. [4]
Несмотря на то, что в современном обществе заметен тренд на «экологизацию» мышления и поведения в психологических исследованиях оценке психологического состояния экологов уделено недостаточно внимания.
Можно выделить серию публикаций Н. М. Воищевой исследовавшей особенности поведения экологов. Важно отметить, что в большинстве организаций (вне зависимости от общей численности сотрудников) штат экологов совсем не большой (от 1 до 5 сотрудников) и никогда не превышает размера одного отдела.
Работа в проектной организации связана с рядом специфических потенциально стрессовых ситуаций:
− Мультизадачность (необходимость работать над несколькими проектами одновременно).
− Смена компетенции (перемежение работы в офисе с полевыми выездами).
− Необходимость постоянной актуализации своих знаний как гуманитарных (нормативно-правовые акты в сфере экологического законодательства) так и естественно-научных (проведение химических анализов, биотестирования, обработка и представление результатов).
Таким образом, оценка влияния стресса на психическое здоровье сотрудников экологической организации является актуальной и до настоящего времени не решенной задачей.
Литература:
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб: Питер, 2009. — 336 с.
2. Воищева Н. М. Индивидуально-психологические особенности реактивного, активного и проактивного совладающего поведения в профессиональной деятельности экологов / Н. М. Воищева, Г. С. Никифоров, Е. С. Старченкова, В. Ю. Слабинский // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 2 (156). — С. 314–319.
3. Туркацо О. М. Формирование профессиональной культуры эколога в системе высшего образования: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Туркацо Ольга Михайловна. — Тольятти. — 29 с.
4. Щербатов Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 c.