В данной статье рассматриваются достоинства и недостатки покупок в интернет-магазинах, а также нормативно-правовые акты, регулирующие их.
Ключевые слова: права и ответственность, дистанционная продажа, договор купли-продажи, идентификация, персональные данные, электронная подпись.
Сегодня можно смело утверждать, что человечество вышло на качественно новый уровень развития: производится глобализация информационного общества. Еще несколько лет назад, чтобы встретиться и поговорить с родственниками или друзьями, находящимися в другой стране или на другом континенте, нужно было покупать билеты, проводить много времени в дороге. Сейчас же достаточно взять в руки телефон и позвонить по видеосвязи. То же самое касается и покупок. В связи с массовой вовлеченностью людей в Интернет, все большее их количество производят покупки в онлайн-магазинах. Рассмотрим основные достоинства и недостатки онлайн-сделок.
Достоинства: огромный ассортимент, выгодная стоимость товара (вследствие экономии продавца на аренде торговых площадок), а также безналичная оплата посредством банковских карт или электронных кошельков.
Недостатки: только после доставки покупатель сможет сопоставить товар, который у него есть и товар, изображенный на фотографии в магазине, а также выявить все недостатки покупаемого товара, и зачастую нарушаются права, указанные в законе «О защите прав потребителей» [1].
«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора». [2]
Также недостатком является и то, что при совершении онлайн-сделки не заключается договор купли-продажи, в некоторых магазинах достаточно пройти регистрацию, а достоверность информации о продавце и покупаемом товаре остается под вопросом.
Третьим недостатком является возврат товара, купленный на онлайн-площадках, условия возврата, как для продавца, так и для покупателя. Основные критерии возврата и получения денежных средств:
— Товар куплен на данной площадке
— Ненадлежащего качества, не соответствует представленному на фотографии или видео
— Заказ не был получен по вине продавца
Для возврата средств в онлайн-магазине, нужно создать «спор», в течение суток с момента получения товара с приложением доказательств ненадлежащего вида товара(-ов). Только после рассмотрения спора принимается решение о возврате денежных средств полностью или же частично.
И четвертым недостатком является сложность идентификации участников отношений в сети.
Интернет обеспечивает доступ к информационным ресурсам, которые доступны под псевдонимом или анонимно. «Анонимность» поведения в Интернете является причиной трудности идентификации субъектов: субъект может назвать свое имя (псевдоним), но трудно проверить их подлинность и понять, действительно ли действия были выполнены одним и тем же лицом.
Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс Российской Федерации) устанавливает право и обязанность использовать, как правило, имя своего гражданина в гражданско-правовых отношениях, оговаривает, что гражданин имеет права и обязанности по собственному усмотрению. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, вы можете использовать псевдоним. Закон называет электронную подпись юридическим случаем использования псевдонима в электронных документов, в котором фактические паспортные данные пользователя используются вместе с псевдонимом. Существенным моментом в транзакциях купли-продажи через Интернет является то, что для того, чтобы быть действительными, необязательно однозначно идентифицировать стороны договора. Во время выполнения договора купли-продажи стороны все же каким-то образом идентифицируют себя: либо через адрес электронной почты, либо псевдоним в коммуникационных программах, либо путем регистрации на сайте продавца. Идентификация не всегда должна происходить по имени. Например, при розничных продажах предполагается, что контрагент — это любой, кто может представить документ, подтверждающий уплату покупной цены. Таким образом, сложность идентификации стороны транзакции связана не с проблемой определения того, кто находится «на другом конце линии», а с проблемой незаконного использования чужого идентификатора.
Опасность данных сделок может быть заключена в недобросовестности продавца, вследствие чего покупатель может потерять денежные средства или не получить товар. Поэтому целесообразным является внесение дополнений для всех интернет-площадок, в том числе и международных:
- Выдача документа, подтверждающую оплату (электронный чек).
- Для купли-продажи дорогого товара должен быть заключен договор с электронной подписью обеих сторон, так как сделка является действительной, если она заключена в той форме, которая требуется законодательством, прежде всего Гражданским кодексом. Иначе говоря, если не соблюдена обязательная письменная форма, сделка может быть признана недействительной и не имеющей правовых последствий.
- А также, особая защита персональных данных (в том числе банковских реквизитов).
Итак, в данной статье мы рассмотрели достоинства и недостатки покупок на всемирных онлайн-площадках, особенности договора купли-продажи на них. Данный вид покупок, несомненно, удобен, экономит время и деньги каждого из нас и внесение поправок в Законодательство РФ приведет к надежности использования международных онлайн-платформ и в долгосрочной перспективе поспособствует мировому процессу глобализации.
Литература:
- «Закон о защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 08.12.2020)
- Постановление правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. От 16.05.2020) «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом»
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи»
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/