В статье анализируется понятие этноконфессиональных отношений, рассматривается влияние на них религии. Автором предложена идея создания целостной концепции национального строительства России, в соответствии с которой необходимо выстраивать религиозную политику государства. Также выявлены основные направления профилактической работы, осуществляемой с целью предупреждения этноконфессиональных конфликтов.
Ключевые слова: межнациональные отношения, религия, этноконфессиональные конфликты, многонациональность, религиозная политика, религиозная толерантность.
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1]. Также основной закон государства провозглашает Российскую Федерацию светским государством. В связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями, осуществляемыми в России с середины 80-х гг. ХХ века, сильным изменениям подверглась сфера межнациональных и религиозных отношений, в результате чего стали возникать конфликты, в частности, это подтверждают события в Чечне, Карачаево-Черкессии, Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии, Туве.
Религия в современной России посредством системы ценностных мировоззренческих установок оказывает активное влияние на межнациональные отношения. В одних случаях она объединяет людей разных национальностей, в других — выступает в качестве фактора, разжигающего межнациональное противостояние, что в свою очередь может привести к национальной раздробленности и создать угрозу существования государства. Этноконфессиональные отношения — это феномен, представляющий собой взаимодействие и единство межнациональных и межрелигиозных отношений, выступающий в качестве компонента этнополитической культуры населения [2, с. 5]. Исходя из этого, проблема этноконфессиональных отношений является актуальной для современной России, поскольку уровень этнополитической культуры населения определяет будут ли развиваться отношения между населяющими Россию нациями, представителями различных религий и неверующими в сторону повышения их напряженности или же в направлении их урегулирования и гармонизации.
Влияние религии на межнациональные отношения представляется многообразным в силу сложной внутренней структуры самой религии и ее компонентов, но в первую очередь влияние оказывается посредством выполнения религией ряда функций:
Во-первых, религия выполняет регулятивно-воспитательную функцию, формируя личность верующего и определенные образцы социального поведения на основе провозглашения системы норм и ценностей;
Во-вторых, религия выполняет мировоззренческую функцию посредством формирования у человека системы определенных взглядов на мир, себя и свое место в мире;
В-третьих, религия выполняет политико-идеологическую функцию, которая выражается в использовании религиозной принадлежности в политических целях;
В-четвертых, религия выполняет легитимирующе-разлегитимирующую функцию, представляющую собой узаконение или же признание неправомерными определенных общественных институтов, порядков, отношений, норм и образцов;
В-пятых, религия выполняет интегрирующе-дезинтегрирующую функцию, то есть возможность сплачивать на основе вероучения, культа и своей социальной доктрины нации или же разделять их, если они придерживаются иной религиозной ориентации [3, с. 71].
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что многонациональность населения Российской Федерации предполагает, что ценности, взгляды, мировоззрение наций несколько разнятся в силу их специфики, которая зачастую не учитывается органами власти и приводит к возникновению этноконфессиональных конфликтов.
Среди основных религий, представленных в Российской Федерацией, можно выделить христианство, ислам и буддизм. Такая «мозаика» народов и социальных групп накладываясь на социально-экономические и идеолого-политические процессы, диктует, как цель современной национальной политики, обеспечение на демократической основе мира, союза и согласия между народами России. Эта политика должна учитывать все изменения, происходящие в этническом составе регионов страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что религиозная политика государства прежде всего должна отталкиваться от некой общей национальной идеи, учитывая интересы и религиозно-национальную специфику общностей, поскольку от этого зависит сохранение целостности и стабильности страны.
На наш взгляд, необходимо разработать целостную концепцию национального строительства России, которая будет исходить из приоритета прав и интересов этносов. Гражданский мир, стабильность, согласие и религиозная толерантность в этноконфессиональных отношениях являются базовыми ценностями нашего общества и залогом для построения демократического, правового государства [4, с. 54]. Во избежание этноконфессиональных конфликтов следует не только бороться с экстремизмом и всеми формами насилия, но и проводить профилактическую работу, развивающую у последователей разных религий и культур чувство веротерпимости и уважение национального достоинства народов. При этом особое внимание должно быть уделено взаимодействию органов государственной власти с представителями религиозных организаций, объединений на всех уровнях власти, включая первичные организации. Необходимо привлечение служителей различных религий для профилактики межнациональных конфликтов. Религиозные организации, которые пусть даже в скрытой форме пропагандируют межнациональную рознь, подлежать запрету на основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5]. Внимание контролирующих органов, а также представителей гражданского общества должно быть сосредоточено в том числе на скрытой пропаганде межнациональной вражды, в том числе в сети «Интернет», социальных сетях. Необходимо последовательно добиваться не просто запрета деятельности таких организаций или объединений, но и фактического недопущения их деятельности после запрета. Этого можно добиться в том числе с помощью усиленного общественного контроля, а также участия представителей ортодоксальных религиозных направлений в данном контроле и профилактике. Особого внимания заслуживает молодое поколение, которое на сегодняшний день подлежит сильному негативному влиянию социальных сетей и пропагандируемых в них идей жестокости, экстремизма и нацизма.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
- Рагузин В. Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ: дис. … доктора философских наук: 09.00.06. — Москва, 1999. — 309 с.
- Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. — 1992. — № 4. — С. 68–74.
- Авксентьев В. А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа / В. А. Авксеньтев, В. А. Шаповалов. — Ставрополь: СГУ, 1997. — 75 с.
- О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ: в ред. 3 июля 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».