В статье затрагиваются важные вопросы относительно взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах. Приведены статистические данные, полученные в ходе мониторинга и анализа количества несовершеннолетних лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Даны практические рекомендации, оптимизирующие процесс взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах.
Ключевые слова: молодой сотрудник Следственного комитета, несовершеннолетний, следственный изолятор, допрос, рекомендации по взаимодействию.
Анализ официальных статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о количестве несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, позволил проследить динамику снижения численности несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора. Так, в 2015 году в следственных изоляторах Российской Федерации содержалось 1382 подозреваемых, обвиняемых, осужденных несовершеннолетних, в 2016 году — 1151 несовершеннолетний, в 2017 году — 1034 несовершеннолетних, в 2018 году — 982 несовершеннолетних, а на 2019 год количество несовершеннолетних составило уже 927 человек. Несмотря на это, уровень совершения преступлений несовершеннолетними остается по-прежнему высоким [1]. Генеральная Прокуратура Российской Федерации 23.09.2020 провела координационное совещание по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, в рамках которого было отмечено, что несовершеннолетними в настоящее время все чаще и чаще совершаются деяния насильственного характера, возросло количество совершенных тяжких и особо тяжких преступлений с участием подростков [2].
На сегодняшний день особую обеспокоенность вызывает тот факт, что подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеют корыстную мотивацию, носят насильственно-агрессивный характер и сопряжены с посягательствами на жизнь и здоровье граждан [3,c.124]. Следователями Следственного комитета проводится активная, целенаправленная работа по предупреждению, раскрытию и пресечению преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Допрос данной категории лиц является непростой задачей даже для опытных следователей, имеющих обширные знания и навыки общения с трудными подростками. Несомненно, для молодого сотрудника Следственного комитета данное следственное действие в отношении несовершеннолетних представляет особую сложность, как при его подготовке, так и при проведении. Это обусловлено не только спецификой самого субъекта — несовершеннолетнего, но и тем, что молодой следователь, не имея необходимого опыта и знаний для проведения допроса теряется, выбирает неверную тактику его проведения и тем самым не может расположить к себе, завладеть вниманием, доверием допрашиваемого лица. Именно поэтому особую важность имеет подготовительный этап проведения допроса. Здесь имеет место изучение личности допрашиваемого несовершеннолетнего, его поведения, психологических особенностей. С этой целью целесообразно провести встречу с сотрудником психологической лаборатории следственного изолятора, в ходе которой молодой сотрудник следственного комитета может получить интересующую его информацию о личностных качествах, семейной ситуации, круге общения в котором тот находился, увлечениях, хобби и иных необходимых сведениях. Помимо этого в рамках данной встречи молодой следователь может получить необходимые рекомендации по индивидуальным психологическим особенностям несовершеннолетнего. В дальнейшем это позволит более грамотно расставить акценты при проведении допроса. Для получения более полной информации о личности несовершеннолетнего лица, молодой следователь запрашивает дополнительную характеризующую информацию, как с места учебы, так и с места жительства. Наличие данной информации позволяет сформировать общее представление о лице, подлежащем допросу [4.c.275]. Все это также необходимо для установления психологического контакта с допрашиваемым лицом, понимания и объяснения отдельных поступков и высказываний, оценки достоверности показаний и для выбора эффективного приема проведения допроса. Сотрудник Следственного комитета должен не только знать и понимать всю процедуру проведения допроса лиц данной категории, но и владеть определенными психологическими навыками общения с ними.
Сама процедура проведения допроса несовершеннолетних в условиях следственного изолятора не имеет существенных различий от допроса лиц иных категорий, но имеет свои особенности. Во-первых, сотрудник следственного комитета обязан обеспечить участие педагога или психолога специалиста при проведении допроса несовершеннолетнего лица. Во-вторых, допрос несовершеннолетнего не может проводиться более 2 часов подряд и не более 4 часов в день в общей сложности. В-третьих, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого обязательно должен присутствовать его защитник. Помимо вышеперечисленных особенностей необходимо учитывать и уровень социально-педагогической запущенности несовершеннолетнего лица, которая проявляется в деформации личности несовершеннолетнего и его социальной дезадаптации. Несовершеннолетний становится труднообучаем и трудновоспитуем. В этом случае следователь должен формулировать свои вопросы простым для понимания языком, избегая сложных речевых конструкций, повторять несколько раз один и тот же вопрос с целью уяснения его несовершеннолетним. Также учитывается и уровень его криминализации при проведении допроса, то есть уровень вовлеченности подростка в преступную среду. Необходимо выяснить, впервые несовершеннолетний совершил преступление или у него уже имеется криминальный опыт, и он уже отбывал наказание в местах лишения свободы. Важным является также наличие близких родственников или друзей с судимостью, оказывающих негативное влияние на личность несовершеннолетнего. Употребляет ли подросток в своей речи тюремный жаргон или иной сленг. Для поддержания психологического контакта следователю необходимо показать, что он понимает несовершеннолетнего, находится с ним «на одной волне». Поэтому, молодой сотрудник Следственного комитета должен иметь широкий кругозор, в том числе понимать молодежный сленг и знать тюремный жаргон. Все это, безусловно, следователь должен учитывать для успешного проведения допроса несовершеннолетнего.
Нередко следователь сталкивается с противодействием при проведении допроса несовершеннолетнего, что обуславливается нежеланием говорить правду или вообще давать показания по делу, желанием ввести следователя в заблуждение относительно истины обстоятельств совершенного преступления, а также в результате добросовестного заблуждения в силу возрастных, умственных и психофизических особенностей. Частым явлением при допросе несовершеннолетнего является их речевая пассивность, когда допрашиваемый не желает общаться со следователем или сам по себе является неразговорчивым и малообщительным лицом [5. c. 18]. В данном случае перед следователем стоит задача активизировать речь несовершеннолетнего, расположить его к разговору с помощью вопросов, которые должны предполагать развернутый и однозначный, а не предположительный ответ по какому-то конкретному обстоятельству дела. Вопросы при этом должны быть простыми для понимания, четкими и конкретными. Еще одним видом противодействия является чрезмерная гладкость показаний и несвойственные возрасту слова и выражения, что может свидетельствовать о том, что допрашиваемое лицо находиться под влиянием иных лиц. В данных случаях следует попросить несовершеннолетнего пересказать все события своими словами, что в свою очередь позволит установить достоверность получаемой следователем информации. Еще одним способом выяснения истинности показаний допрашиваемого лица может быть его пересказ произошедшего в обратной последовательности, от конца к началу, при этом желательно разбить факт произошедшего события на фрагменты, несколько раз акцентировать внимание на непосредственном произошедшем преступлении.
Большинство подростков в силу недостатка воспитания и негативно влияющего окружения могут специально грубить и оскорблять следователя, особенного молодого, что серьезно может сказываться на обстановке в которой проводится допрос. В этом случае наиболее целесообразно оставить высказанное оскорбление без ответа, не вступать в дискуссию, демонстрируя уверенность в необходимости проведения следственного действия. Кроме того, необходимо разъяснить подозреваемому тот факт, что данные действия важны для установления истины по делу, и что он при этом является заинтересованным лицом.
Основной формой проведения допроса была и остается беседа, эффективность которой переоценить сложно. Для качественного проведения допроса молодому специалисту приходиться преодолевать ряд трудностей. Правильное установление психологического контакта с несовершеннолетним и выбранная следователем тактика проведения следственного действия — все это невозможно без знаний о психологических особенностях личности несовершеннолетнего, учета его социально-педагогической запущенности и криминальной зараженности. Все перечисленные особенности индивидуальны у каждого конкретного лица, и соответственно тактику общения с ними молодой специалист должен подбирать сообразно каждому случаю. Поэтому к молодым сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации предъявляются повышенные требования в области знания законодательства России, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, которые являются профессионально важными для следователя качествами. Для успешного выполнения своих обязанностей молодой специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, накапливать профессиональный опыт и развивать нравственный потенциал.
Литература:
- ФСИН России. Режим доступа: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20CIZOiT/
- Генеральная Прокуратура РФ. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1890336/
- Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2019. — Т. 5 (71). № 2. — С. 124–130.
- Рязанова Н. В. Изучение личности как элемент подготовки к допросу очевидца экстремального события // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 58. С. 274–277.
- Корнакова С. В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 3. — С. 17–23.