В статье авторы рассматривают история развития страхования имущества от огня в Российской Федерации на различных этапах развития общества.
Ключевые слова: страхование, общества, договор, пожар, огонь, имущество.
Система страхования в России возникла много лет назад как одно из правоотношений, обеспечивающих защиту от риска потери имущества.
Первоначальный смысл понятия «страхования» был связан со словом «страх». Владельцы имущества в прямом смысле испытывали страх за его сохранность и самый большой страх вызывала опасность уничтожения имущества огнем. В связи с этим страховые компании развивали противопожарную службу и формировали пожарные дружины, поскольку стремились снизить возможные убытки.
Первые страховые общества возникли во Франции и в Англии. Так, страхованием от огня занималось первое, известное в истории страховое общество «Страховая камера», возникшее во Франции в 1650 г. Первая компания, в которой были созданы пожарные команды в Англии — «Пожарная контора». Вслед за ними возникали и другие страховые компании, которые формировали собственные противопожарные команды. Затем страховые общества возникли в Гамбурге и в Берлине. Первым нормативным актом о пожаротушении и страховании от огня считается Устав огневого страхования, появившийся в Германии.
В России первая страховая компания появилась только в 1765 году. Ею стало Рижское страховое общество и подобные ему, созданные в прибалтийских губерниях. Однако попытка государственного страхования успеха не имела и к началу 19 века страховые общества были закрыты. Однако российские предприниматели, тем не менее, страховали свое имущество в зарубежных страховых обществах, филиалы которых были открыты в России. После аннулирования в 1885 г. манифеста Екатерины II от 288 июня 1786 г., которым запрещалась деятельность иностранных, в том числе и страховых, обществ в России, в Петербурге одно за другим стали открываться агентства и филиалы зарубежных страховых обществ. В частности, свои филиалы в России открыли американские страховые общества «Нью-Йорк», «Эквитебл» и французское «Урбен» [1].
В основном деятельность иностранных страховых обществ была сосредоточена на заключении договоров личного страхования, однако развивались и иные виды страхования, а также перестрахования рисков. В России основными организациями, которые специализировались на перестраховании, являлись Кельнское, Швейцарское и Мюнхенское перестраховочные общества [2].
В ответ на это российские государственные чиновники предлагали различные проекты государственного страхования имущества, однако они не увенчались успехом. В 1827 году в России было создано «Первое Российское страховое общество», которое в течение 20 лет являлось монополистом страховых операций в Петербургской, Московской, Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях, в связи с чем было освобождено от налогов. В связи с успехом данного общества на рынке страхования стали появляться и иные компании.
Так, в 1835 году было организовано «Второе Российское страховое от огня общество», которое получило монополию на 12 лет в 40 губерниях Европейской России, а в 1846 году — страховое общество «Саламандра», являвшееся на протяжении 12 лет монополистом на территории Бессарабской губернии, области Войска Донского, Закавказья и Сибири. Рост количества страховых обществ вызывал естественную конкуренцию между ними, в связи с чем уменьшились ставки страховых платежей. В связи с этим в 1875 году был созван первый съезд представителей акционерно-страховых компаний, на котором была заключена конвенция о поддержании страховыми компаниями единого тарифа, который мог понижаться или повышаться только по взаимному согласию страховых компаний. Однако многие вновь возникшие страховые компании занижали тарифы и переманивали к себе клиентов.
После революции 1917 года страховое дело было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества распускались, а общества взаимного страхования объявлялись достоянием республики. Однако во время «военного коммунизма», в связи с развалом денежной системы, страхование потеряло смысл и было отменено декретом СНК от 18.12.1920.
В связи с переходом к НЭП противопожарное и страховое дело в России возродилось. Уже в октябре 1921 года был издан декрет СНК «О государственном имущественном страховании», которым страховое было вновь объявлено монополией государства. Согласно декрету СНК от 6 июля 1922 года государственное страхование было переведено на хозрасчет, а главное Управление страхования преобразовано в главное Правление (Госстрах СССР), существовавший до распада СССР. В связи с учреждением Госстраха получила свое развитие и пожарная охрана.
Например, декретом от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем» было установлено, что в целях ограждения народного достояния РСФСР от пожарных бедствий и для высшего руководства, объединения, направления и развития мероприятий по борьбе с огнем утверждается Пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования.
На Госстрах возлагалось ведение учета всех пожаров, выявление причин их возникновения и объема пожарной убыточности». В конце 20-х годов свободное предпринимательство было заменено директивным планированием, постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 февраля 1931 года было прекращено обязательное и добровольное страхование имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждениям, то есть, было отменено страхование наиболее крупных и ценных предприятий и учреждений. Данное постановление затрагивало интересы и пожарной охраны, так как Госстрах вел статистику пожаров, занимался финансированием и стимулированием ряда противопожарных мероприятий.
Таким образом, система страхования народнохозяйственных объектов от пожаров, являясь неотъемлемой частью общей системы управления экономикой, всецело зависит от нее и должна совершенствоваться по мере совершенствования экономического механизма хозяйствования.
Понятно, что перемены, произошедшие в экономике нашей страны в последние годы, не могли не отразиться и на организации страхового дела. Так, с 1988 года органы государственного страхования перешли на полный хозрасчет, а Главное управление государственного страхования СССР вновь преобразовано в Правление государственного страхования. 2 февраля 1989 года Минфином утверждены Правила добровольного страхования имущества государственных предприятий (объединений). Таким образом, спустя 58 лет в СССР возобновлено страхование промышленных предприятий. В настоящее время страхование от пожаров осуществляется в рамках страхования имущества от стихийных бедствий (наводнений, селей, пожаров и т. д.).
В связи с переходом страны к рыночной экономике в России были созданы новые условия в системе управления обеспечения пожарной безопасности объектов народного хозяйства. Основополагающим документом, определившим сферу страхования отношений и установившим основные принципы и механизмы государственного регулирования страховой деятельности, является. Федеральный закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» является [3].
В данном законе наиболее полно отражается реальное состояние теории и практики российского страхования. Данный закон является базой разработки многих положений, рекомендаций и инструкций в сфере страхования и противопожарного дела.
На сегодняшнем этапе развития общества противопожарное страхование, основными функциями которого являются предупреждение и компенсация пожаров, не теряет своей актуальности. Также не прекращаются попытки государства ввести его в ранг обязательного.
В настоящее время в Российской Федерации противопожарное страхование может осуществляться как в добровольной форме, осуществляющейся на основе договора между страхователем и страховщиком, так и в обязательной, осуществляющейся в силу закона, в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4].
В целом можно подвести итог, что противопожарное страхование в Российской Федерации в современный период развития общества находится на стадии становления и развития, как и вся сфера добровольного страхования. Следует оптимизировать нормативно-правовую базу, которая поможет всем субъектам социально-экономических отношений взаимодействовать на более высоком уровне. Развитие противопожарного страхования снизит не только финансовые потери от пожара, но и потери человеческих жизней.
Литература:
- Моисеенко, М. В. Преемственность традиций российского страхового дела — от манифеста Екатерины Великой до наших дней / М. В. Моисеенко // Страховой рынок Российской Федерации в условиях вступления в ВТО: состояние и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Нижний Новгород: ВГАВТ, РОСГОССТРАХ, 2012. –С. 158
- Райлян, А. И. О началах правового регулирования страхового дела в Российской Империи / А. И. Райлян // Вест. фин. акад. — 2007. — № 3. — С. 100–104
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3649
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 (ред. от 20.07.2020) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, N 6, 12.01.1993