Актуальность исследуемой в рамках настоящей статьи проблематики обусловлена активным внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Область трудовых отношений не является исключением, что подтверждается включением в трудовое законодательство норм, регулирующих труд дистанционных работников. Однако именно в процессе практики реализации цифровых технологий в трудоправовой сфере обнаруживается достаточно много системных проблем и ограничений, удерживающих страну в рамках традиционного подхода к пониманию трудовой занятости и ведению кадровой документации.
Целью настоящей статьи является анализ проблем, возникающих при внедрении информационных технологий в сферу трудовых отношений.
Ключевые слова: трудовые отношения, занятость, информационные технологии, дистанционный труд, электронная подпись, технологии электронного взаимодействия.
The relevance of the problem under study in this article is due to the active introduction of information technology in all spheres of human life. The area of labour relations is no exception, as evidenced by the inclusion in the labour legislation of norms regulating the work of remote workers. However, it is in this area that there are many systemic problems and limitations that keep the country within the traditional approach to understanding employment and maintaining personnel records.
The purpose of this article is to analyze the problems arising in the implementation of information technologies in the sphere of labor relations.
Keywords: labor relations, employment, information technologies, remote work, electronic signature, technologies of electronic interaction.
Развитие общественных отношений в современном мире связано с внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества. Компьютеризация систем государственного управления, внедрение цифровых технологий в процессы управления человеческими ресурсами являются настоящим вызовом для перестройки сложившейся в России модели правового регулирования трудовых отношений.
Сфера трудовых отношений не является исключением, что подтверждается включением в трудовое законодательство норм, регулирующих труд дистанционных работников [1].
Однако на сегодняшний день степень информатизации трудовых отношений невелика.
Как отмечают Н. В. Дельцова и М. К. Кот, «сложность перестройки данного законодательного массива заключается в особенностях российского трудового права, концепция которого сложилась под влиянием бюрократических практик советского периода, породивших многочисленные требования к оформлению процессов внутренней организации труда на предприятии, а также индивидуального трудового правоотношения с работниками» [2].
С данной позицией трудно не согласиться, так как в сфере трудовых отношений присутствует формализация буквально каждого этапа взаимодействия работника и работодателя. Данный факт объясняется наличием большого количества императивных норм в трудовом законодательстве, высоким уровнем нарушений прав работников, низкой правовой культурой населения, приемами государственного контроля и надзора в данной сфере и т. п.
В настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации предписывает ознакомление под собственноручную подпись работника с рядом документов работодателя как при приеме на работу, так и при исполнении служебных обязанностей, а также подписание документов, используемых в трудовых отношениях исключительно с использованием собственноручной подписи.
Так, в соответствии с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью [3].
При этом исключение предусмотрено только для дистанционных работников, однако правоприменительная практика в сфере дистанционной занятости находится в стадии становления [4, c. 128].
Проблема распространения практики применения электронного документного оборота на все категории работников не раз становилась центром дискуссий.
Так, в 2016 году Минэкономразвития России был подготовлен проект Федерального закона, вносившего поправки и дополнения в ТК РФ [5].
Данный проект дополнял ТК РФ новой статьей 8.1, согласно которой под письменной формой документов необходимо понимать документы, оформленные на бумажном носителе и подписанные соответствующим лицом или его представителем собственноручно и (или) документы в электронной форме, подписанные соответствующим лицом или его представителем с использованием электронной подписи. Возможность и порядок использования электронной подписи, случаи признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях и порядок отказа работника от использования электронной подписи устанавливались бы локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации [5].
Данный законопроект в целях обеспечения прав сторон трудовых отношений установил ряд гарантий, которые, скорее всего, просто, дешево и действенно реализовать на практике. При использовании электронной подписи необходимо будет соблюсти ряд условий:
1) работодателем принят локальный нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, который закрепил возможность и порядок использования электронной подписи, случаи признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях и порядок отказа работника от использования электронной подписи;
2) работник ознакомлен с данным локальным нормативным актом под подпись;
3) работодатель принял организационно-технические меры для использования электронной подписи, в том числе: установлен порядок проверки электронной подписи, хранения электронных документов; обеспечивается целостность и неизменность документов, подписанных электронной подписью, порядок подтверждения получения электронных документов работником и работодателем.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, введение положений, регулирующих возможность оформления и обмена документацией в электронном формате в ТК РФ, сократило бы затраты компаний за счет оптимизации работы персонала, осуществляющего оформление документов на бумаге; мог иметь место отказ от аренды дополнительных помещений, в которых осуществлялось хранение кадровых документов, уменьшены расходы на канцелярские товары, закупку специальных шкафов. В компаниях с высокой ротацией кадров работа, связанная с получением личных подписей работников, влечет за собой нарушение сроков, что приводит к практике ознакомления с документами «задним числом».
Однако работа над данным законопроектом была прекращена.
В настоящее время сделан шаг в сторону цифровизации трудовых отношений для всех категорий работников. Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» внесены изменения в ТК РФ и установлена возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде с 1 января 2020 года.
Отметим, что новая система электронного учета:
– повысит уровень сохранности сведений о трудовой деятельности (бумажная трудовая книжка может потеряться, а электронная система считается более надежной);
– упростит процедуру трудоустройства в части взаимодействия с кадровой службой работодателя (например, если вы трудовую книжку потеряли, вам не придется восстанавливать дубликат или просить завести новую);
– снизит издержки работодателя и работника, связанные с трудоустройством (опять же, это связано с риском утраты бумажных документов).
При этом остается возможность выбора между электронной трудовой книжкой и трудовой книжкой на бумажном носителе. В случае если работник решил оставить трудовую книжку на бумажном носителе, все записи вносятся как в нее, так и в ее электронный аналог. Однако для лиц, впервые поступающих на работу с 1 января 2021 года, выбор формы ведения трудовой книжки отсутствует.
По мнению автора, представляется целесообразным введение электронного документного оборота по кадровым вопросам с 1 января 2021 года, при этом логичным и обоснованным представляется применение по аналогии положений гл. 49.1 ТК РФ. При этом остается открытым вопрос об использовании усиленной электронной подписи. Правоприменители считают, что нормы ТК РФ, обязывающие получать собственноручную подпись работника, носят чрезмерный характер, фактически не позволяя простым пользователям электронных средств применять установленные законом возможности, вынуждая большинство документов производить на бумажных носителях [7, c. 52–55, 6 c. 94–117].
Переход к электронному документообороту в сфере трудовых отношений особенно актуален в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, в результате которой подавляющее большинство работников вынуждено было перейти на дистанционный режим работы. Таким образом, совершенствование законодательства в данной сфере должно вестись в направлении перехода к электронному документообороту и постепенного отказа от ведения кадровых документов на бумажных носителях.
Литература:
- Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340241/
- Дельцова Н. В., Кот М. К. Правовые аспекты применения информационных технологий в сфере труда и занятости // Вестник ВУиТ. 2019. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-primeneniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-truda-i-zanyatosti
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Васильева, Ю.В., Шуралева, С.В., Браун, Е. А. Правовое регулирование дистанционной работы: проблемы теории и практики: монография / науч. ред. Ю. В. Васильева. — Пермь: ПГНИУ, 2016. — 128 с.
- Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»: (подготовлен Минэкономразвития, Внесен Правительством РФ). [Электронный ресурс] URL: http://regulation. gov.ru/ Projects#npa=4683
- Савельев, А. И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. — 2017. — № 5. — С. 94–117.
- Чесалина, О. В. Работа на основе интернет-платформ (crowdwork и work on demand via apps) как вызов трудовому и социальному праву // Трудовое право в России и за рубежом. — 2017. — № 1. — С. 52–55