Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица GE/McKinsey для промышленного предприятия, функционирующего на рынке химической продукции.
Ключевые слова: стратегическое планирование, матрица GE/McKinsey, конкурентные преимущества, привлекательность рынка.
The features of application of the GE / McKinsey model of strategic business planning of production activities of Yaroslavl pigment LLC are presented; parameters of attractiveness and competitiveness of market segments were calculated; developed a GE/McKinsey matrix for an industrial enterprise operating in the chemical market.
Keywords: strategic planning, GE/McKinsey matrix, competitive advantages, market attractiveness.
Предприятие ООО «Ярославский пигмент» имеет возможность увеличить объем производства железоокисных пигментов (ЖП) различных цветов. Расширение производства ЖП в рамках работы по импортозамещению [1] позволит ему решить проблему предприятий в обеспечении сырьем.
В настоящее время выделяют три основных направления применения ЖП — это изготовление лакокрасочных материалов (18 %), строительных цветных материалов (45 %), и производства пластмасс (18 %).
В связи с этим целью работы явилось оценить производственный потенциал роста объемов выпускаемых железоокисных пигментов, их конкурентоспособность на текущем рынке, перспективы сбыта продукции с применением модели GE/McKinsey [2, 3].
Для проведения такого исследования необходимо выполнить следующие этапы.
Этап 1 . Выбор критериев конкурентоспособности железоокисных пигментов. Такие критерии должны позволить сделать оценку силы бренда пигментов и самого предприятия, дать оценку степени внутриотраслевой конкуренции (табл.1). Для выбора критериев были привлечены ведущие эксперты предприятия, которые определили вес важности каждого критерия.
Этап 2. Выбор критериев привлекательности сегмента рынка ЖП производился аналогично выбору критерием конкурентоспособности (табл.2). Данные критерии включают в себя вероятность получения высокой прибыли, роста спроса на продукцию, и тенденции развития рынка.
Этап 3 . Оценка привлекательности и конкурентоспособности. В работе было выбрано три сегмента: сегмент 1 по реализации ЖП производителям лакокрасочных материалов, сегмент 2 по реализации ЖП в строительные материалы и сегмент 3 по реализации ЖП в изделия из пластмасс.
Таблица 1
Критерии конкурентоспособности железоокисных пигментов
№ |
Критерии конкурентоспособности |
Вес важности, % |
Оценка в баллах по сегментам |
Итоговая оценка по сегментам |
||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Продукция предприятия имеет высокие физико-химические свойства |
19 |
8 |
10 |
8 |
1,52 |
1,9 |
1,52 |
2 |
По качеству и цене ЖП в полной мере удовлетворяет требованием потребителей |
18 |
7 |
8 |
2 |
1,26 |
1,44 |
0,36 |
3 |
Высокий имидж предприятия, и его продукции |
15 |
8 |
6 |
4 |
1,2 |
0,9 |
0,6 |
4 |
Предприятие обладает достаточными собственными материальными и финансовыми ресурсами |
14 |
7 |
9 |
4 |
0,98 |
1,26 |
0,56 |
5 |
Возможность быстрой адаптации предприятия к изменениям, происходящим на рынке |
10 |
6 |
8 |
2 |
0,6 |
0,8 |
0,2 |
6 |
Наличие определенных каналов сбыта продукции |
6 |
6 |
7 |
6 |
0,36 |
0,42 |
0,36 |
7 |
Возможность наличия скидок на продукцию и ее оплату после поставки потребителю |
5 |
5 |
6 |
2 |
0,25 |
0,3 |
0,1 |
8 |
Строгое соблюдение сроков и условий поставки продукции |
7 |
6 |
8 |
3 |
0,42 |
0,56 |
0,21 |
9 |
Относительно низкий уровень конкуренции по выпуску ЖП |
4 |
5 |
8 |
5 |
0,2 |
0,32 |
0,2 |
10 |
Позитивное взаимодействие с различными органами управления |
2 |
4 |
7 |
3 |
0,08 |
0,14 |
0,06 |
Итого |
100 |
6,87 |
8,04 |
4,17 |
||||
Оценка привлекательности и конкурентоспособности сегментов осуществляется экспертами ООО «Ярославский пигмент» методом мозгового штурма путем присвоения каждому из них определенной величины баллов в пределах от 1 до 10 (табл. 1, 2).
Таблица 2
Критерии привлекательности сегмента железоокисных пигментов
№ |
Критерии привлекательности сегмента |
Вес важности, % |
Оценка в баллах по сегментам |
Итоговая оценка по сегментам |
||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Объем потребности пигментов на внутреннем рынке |
14 |
10 |
8 |
3 |
1,4 |
1,12 |
0,42 |
2 |
Наличие возможности появления новых производителей ЖП |
8 |
7 |
5 |
4 |
0,56 |
0,4 |
0,32 |
3 |
Возможность предприятия создавать новую продукцию, расширять свой ассортимент |
10 |
3 |
2 |
2 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
4 |
Низкая рекламная деятельность конкурентов |
9 |
8 |
4 |
2 |
0,72 |
0,36 |
0,18 |
5 |
Не высокий имидж предприятий конкурентов |
8 |
10 |
9 |
5 |
0,8 |
0,72 |
0,4 |
6 |
Наличие неудовлетворенного спроса на продукцию в ряде территорий страны |
12 |
8 |
4 |
3 |
0,96 |
0,48 |
0,36 |
7 |
Наличие рисков не платежеспособности потребителей пигментов |
14 |
8 |
3 |
4 |
1,12 |
0,42 |
0,56 |
8 |
Возможное сокращение строительства и снижение потребления пигментов в этой отрасли |
12 |
9 |
2 |
2 |
1,08 |
0,24 |
0,24 |
9 |
Выход на отечественный рынок китайских производителей пигментов |
7 |
10 |
8 |
7 |
0,7 |
0,56 |
0,49 |
10 |
Возможность роста затрат производства вследствие увеличения стоимости сырья |
6 |
10 |
8 |
4 |
0,6 |
0,48 |
0,24 |
Итого |
100 |
8,24 |
4,98 |
3,41 |
||||
Этап 4 . Рассчитанные значения общих баллов (вес фактора * оценка фактора) конкурентоспособности и привлекательности сегментов ЖП приведены в таблицах.
Этап 5 . Построение матрицы GE/McKinsey (рис.1) осуществляется на основание расчетных величин конкурентоспособности и привлекательности (табл. 1, 2). Согласно методике принято эти показатели интерпретировать по следующей числовой шкале: от 0–3 баллов — низкая; от 4–7 баллов — средняя; от 8–10 баллов — высокая.
Рис. 1. Матрица GE/McKinsey
Этап 6 определяет направления дальнейшего развития бизнеса.
В сегменте 1 целесообразно осуществлять такие направления, как:
– усилие в продвижении конкурентных преимуществах продукции;
– четкое определение источников роста сегмента;
– выстраивание эффективной конкурентной политики предприятия.
В сегменте 2:
– поддержание достигнутого потенциала и высокого уровня контроля;
– формирование лояльной потребительской базы;
– ограничение стоимости выпускаемой продукции;
– эффективная защита своих конкурентных преимуществ.
В сегменте 3 целесообразно сконцентрировать усилия предприятия на сохранении текущего уровня цен и продаж продукции.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что ООО «Ярославский пигмент» необходимо сосредоточить свои основные усилия на деятельности в рыночных сегментам 1 и 2. Такая работа позволит защитить свои конкурентные преимущества и повысить привлекательность выпускаемой продукции.
Литература:
- Бархатова А. А., Чистякова Я. Д., Сухов В. Д. Повышение эффективности деятельности ООО «Ярославский пигмент». Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы [Текст]: материа-лы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 июня 2020 г. — Вологда: ООО «Маркер», 2020. — 88 с.
- Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. изд. СПб. 2014. — 718 с.
- Киселев А. А., Сухов В. Д., Сазонов А. И. Основы теории менеджмента. — Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2018–292 с.