Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 10.12.2020

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Зимина, К. В. Сравнительный подход к оценке конкурентоспособности химического предприятия / К. В. Зимина, М. В. Волкодав. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76323/ (дата обращения: 16.11.2024).



Представлены особенности применения модели GE/McKinsey стратегического планирования бизнеса производственной деятельности ООО «Ярославский пигмент»; рассчитаны параметры привлекательности и конкурентоспособности сегментов рынка; разработана матрица GE/McKinsey для промышленного предприятия, функционирующего на рынке химической продукции.

Ключевые слова: стратегическое планирование, матрица GE/McKinsey, конкурентные преимущества, привлекательность рынка.

The features of application of the GE / McKinsey model of strategic business planning of production activities of Yaroslavl pigment LLC are presented; parameters of attractiveness and competitiveness of market segments were calculated; developed a GE/McKinsey matrix for an industrial enterprise operating in the chemical market.

Keywords: strategic planning, GE/McKinsey matrix, competitive advantages, market attractiveness.

Предприятие ООО «Ярославский пигмент» имеет возможность увеличить объем производства железоокисных пигментов (ЖП) различных цветов. Расширение производства ЖП в рамках работы по импортозамещению [1] позволит ему решить проблему предприятий в обеспечении сырьем.

В настоящее время выделяют три основных направления применения ЖП — это изготовление лакокрасочных материалов (18 %), строительных цветных материалов (45 %), и производства пластмасс (18 %).

В связи с этим целью работы явилось оценить производственный потенциал роста объемов выпускаемых железоокисных пигментов, их конкурентоспособность на текущем рынке, перспективы сбыта продукции с применением модели GE/McKinsey [2, 3].

Для проведения такого исследования необходимо выполнить следующие этапы.

Этап 1 . Выбор критериев конкурентоспособности железоокисных пигментов. Такие критерии должны позволить сделать оценку силы бренда пигментов и самого предприятия, дать оценку степени внутриотраслевой конкуренции (табл.1). Для выбора критериев были привлечены ведущие эксперты предприятия, которые определили вес важности каждого критерия.

Этап 2. Выбор критериев привлекательности сегмента рынка ЖП производился аналогично выбору критерием конкурентоспособности (табл.2). Данные критерии включают в себя вероятность получения высокой прибыли, роста спроса на продукцию, и тенденции развития рынка.

Этап 3 . Оценка привлекательности и конкурентоспособности. В работе было выбрано три сегмента: сегмент 1 по реализации ЖП производителям лакокрасочных материалов, сегмент 2 по реализации ЖП в строительные материалы и сегмент 3 по реализации ЖП в изделия из пластмасс.

Таблица 1

Критерии конкурентоспособности железоокисных пигментов

Критерии конкурентоспособности

Вес важности, %

Оценка в баллах по сегментам

Итоговая оценка по сегментам

1

2

3

1

2

3

1

Продукция предприятия имеет высокие физико-химические свойства

19

8

10

8

1,52

1,9

1,52

2

По качеству и цене ЖП в полной мере удовлетворяет требованием потребителей

18

7

8

2

1,26

1,44

0,36

3

Высокий имидж предприятия, и его продукции

15

8

6

4

1,2

0,9

0,6

4

Предприятие обладает достаточными собственными материальными и финансовыми ресурсами

14

7

9

4

0,98

1,26

0,56

5

Возможность быстрой адаптации предприятия к изменениям, происходящим на рынке

10

6

8

2

0,6

0,8

0,2

6

Наличие определенных каналов сбыта продукции

6

6

7

6

0,36

0,42

0,36

7

Возможность наличия скидок на продукцию и ее оплату после поставки потребителю

5

5

6

2

0,25

0,3

0,1

8

Строгое соблюдение сроков и условий поставки продукции

7

6

8

3

0,42

0,56

0,21

9

Относительно низкий уровень конкуренции по выпуску ЖП

4

5

8

5

0,2

0,32

0,2

10

Позитивное взаимодействие с различными органами управления

2

4

7

3

0,08

0,14

0,06

Итого

100

6,87

8,04

4,17

Оценка привлекательности и конкурентоспособности сегментов осуществляется экспертами ООО «Ярославский пигмент» методом мозгового штурма путем присвоения каждому из них определенной величины баллов в пределах от 1 до 10 (табл. 1, 2).

Таблица 2

Критерии привлекательности сегмента железоокисных пигментов

Критерии привлекательности сегмента

Вес важности, %

Оценка в баллах по сегментам

Итоговая оценка по сегментам

1

2

3

1

2

3

1

Объем потребности пигментов на внутреннем рынке

14

10

8

3

1,4

1,12

0,42

2

Наличие возможности появления новых производителей ЖП

8

7

5

4

0,56

0,4

0,32

3

Возможность предприятия создавать новую продукцию, расширять свой ассортимент

10

3

2

2

0,3

0,2

0,2

4

Низкая рекламная деятельность конкурентов

9

8

4

2

0,72

0,36

0,18

5

Не высокий имидж предприятий конкурентов

8

10

9

5

0,8

0,72

0,4

6

Наличие неудовлетворенного спроса на продукцию в ряде территорий страны

12

8

4

3

0,96

0,48

0,36

7

Наличие рисков не платежеспособности потребителей пигментов

14

8

3

4

1,12

0,42

0,56

8

Возможное сокращение строительства и снижение потребления пигментов в этой отрасли

12

9

2

2

1,08

0,24

0,24

9

Выход на отечественный рынок китайских производителей пигментов

7

10

8

7

0,7

0,56

0,49

10

Возможность роста затрат производства вследствие увеличения стоимости сырья

6

10

8

4

0,6

0,48

0,24

Итого

100

8,24

4,98

3,41

Этап 4 . Рассчитанные значения общих баллов (вес фактора * оценка фактора) конкурентоспособности и привлекательности сегментов ЖП приведены в таблицах.

Этап 5 . Построение матрицы GE/McKinsey (рис.1) осуществляется на основание расчетных величин конкурентоспособности и привлекательности (табл. 1, 2). Согласно методике принято эти показатели интерпретировать по следующей числовой шкале: от 0–3 баллов — низкая; от 4–7 баллов — средняя; от 8–10 баллов — высокая.

Матрица GE/McKinsey

Рис. 1. Матрица GE/McKinsey

Этап 6 определяет направления дальнейшего развития бизнеса.

В сегменте 1 целесообразно осуществлять такие направления, как:

– усилие в продвижении конкурентных преимуществах продукции;

– четкое определение источников роста сегмента;

– выстраивание эффективной конкурентной политики предприятия.

В сегменте 2:

– поддержание достигнутого потенциала и высокого уровня контроля;

– формирование лояльной потребительской базы;

– ограничение стоимости выпускаемой продукции;

– эффективная защита своих конкурентных преимуществ.

В сегменте 3 целесообразно сконцентрировать усилия предприятия на сохранении текущего уровня цен и продаж продукции.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что ООО «Ярославский пигмент» необходимо сосредоточить свои основные усилия на деятельности в рыночных сегментам 1 и 2. Такая работа позволит защитить свои конкурентные преимущества и повысить привлекательность выпускаемой продукции.

Литература:

  1. Бархатова А. А., Чистякова Я. Д., Сухов В. Д. Повышение эффективности деятельности ООО «Ярославский пигмент». Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы [Текст]: материа-лы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 июня 2020 г. — Вологда: ООО «Маркер», 2020. — 88 с.
  2. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. изд. СПб. 2014. — 718 с.
  3. Киселев А. А., Сухов В. Д., Сазонов А. И. Основы теории менеджмента. — Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2018–292 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сегмент, вес важности, LLC, балл, выпускаемая продукция, итоговая оценка, критерий конкурентоспособности, критерий привлекательности сегмента, оценка привлекательности, пигмент.


Ключевые слова

конкурентные преимущества, стратегическое планирование, матрица GE/McKinsey, привлекательность рынка

Похожие статьи

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке

В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...

Методика разработки финансовых стандартов управления обязательствами на основе экономико-математических моделей

В статье автором рассматривается методика управления обязательствами компании на основе экономико-математических моделей и предложены целевые индикаторы в области управления обязательствами, воздействие на которые позволит повысить финансовые результ...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке

В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона

В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Инструменты стратегического анализа компании

В статье на примере ООО «Нестле» используются инструменты стратегического анализа компании. Сделаны выводы о стратегиях развития ООО «Нестле» и разработаны дальнейшие рекомендации.

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Похожие статьи

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Оценка эффективности и перспектив развития предприятий сегмента HoReCa на региональном рынке

В статье проведен анализ эффективности деятельности предприятий сегмента HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе) на региональном рынке. Рассмотрены ключевые показатели эффективности, такие как операционная прибыль, рентабельность и загрузка объектов. Осо...

Методика разработки финансовых стандартов управления обязательствами на основе экономико-математических моделей

В статье автором рассматривается методика управления обязательствами компании на основе экономико-математических моделей и предложены целевые индикаторы в области управления обязательствами, воздействие на которые позволит повысить финансовые результ...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Конкурентоспособность малого предприятия на локальном рынке

В статье представлены результаты анализа конкурентоспособности малого предприятия - кафе «Арцах», расположенного в городе Гусеве Калининградской области. Авторами был проведен стратегический анализ среды, проанализированы основные экономические показ...

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона

В статье представлено обоснование рыночной стратегии коммерческого банка в современных условиях конкуренции эксклавного региона России – Калининградской области. Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены основные ...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Инструменты стратегического анализа компании

В статье на примере ООО «Нестле» используются инструменты стратегического анализа компании. Сделаны выводы о стратегиях развития ООО «Нестле» и разработаны дальнейшие рекомендации.

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Задать вопрос