Нечеткая модель выбора поставщика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 787 раз

Библиографическое описание:

Еремина, Е. А. Нечеткая модель выбора поставщика / Е. А. Еремина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 1. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3890/ (дата обращения: 27.04.2024).

Вопросы эффективного управления взаимоотношениями машиностроительного предприятия с контрагентами всегда являлись предметом пристального внимания руководства и исследователей в области логистики, экономики, менеджмента, и всесторонне освящены в работах российских и зарубежных авторов, таких, как Н.Ф. Черновский, Э.А. Сатель, Дж. К. Лафта и многих других. Особое значение они приобретают сегодня, в условиях глобализации рынка, жесткой конкуренции, нестабильности экономической и политической среды, мирового финансового кризиса. Эффективность взаимоотношений проявляется в процессе товародвижения и отражается на конечном результате, то есть на объеме полученной прибыли. Одним из условий обеспечения стабильно высокого уровня прибыли является эффективное управление цепочками поставок, так как машиностроительное предприятие — и потребитель, и поставщик сложной наукоемкой продукции. От качества используемых в процессе машиностроительного производства ресурсов зависит качество готовой продукции. Следовательно, для сотрудников службы снабжения предприятия-производителя всегда актуальна задача выбора такого поставщика, условия взаимодействия с которым в наибольшей степени соответствовали бы эффективному сотрудничеству, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Сложность выбора поставщика обусловлена присутствием на рынке множества производителей одноименной продукции, что затрудняет определение оптимального варианта, т.к. обострение конкуренции вынуждает постоянно совершенствовать условия продажи, сервис, не говоря уже о качестве и цене. Кроме того, часто возникает необходимость распределения заказов между несколькими поставщиками с целью гарантирования поставки. Поэтому, лицу, ответственному за выбор, необходим инструмент объективной оценки, позволяющий принимать обоснованное решение, соответствующее целям компании.

В качестве такого инструмента предлагается использовать модель, позволяющую принимать эффективное решение на долгосрочную перспективу. Основой предложенной модели выбора поставщиков является метод нечеткого логического вывода, использующий композиционные правила агрегирования описаний альтернатив с информацией о предпочтениях лица, принимающего решение. Модель позволит оценить целесообразность работы с выбранным поставщиком при наличии всей необходимой информации, которая может быть обработана соответствующей информационной системой. В соответствии с предложенной моделью, процесс принятия решения состоит из следующих этапов.

  1. Определение критериев оценки поставщика. Целесообразность выбора поставщика из нескольких возможных проводится по набору критериев, при этом значимость одних определяется экспертами, других - аналитическими расчетами. В предложенной модели сравнение поставщиков основано на следующих критериях: цена предлагаемой продукции, ее качество, конкурентоспособность, условия расчета, наличие свободных производственных мощностей, надежность поставщика, стабильность условий поставки, сроки поставки, условия платежа. Характеристики критериев оценки приведены ниже.

Как правило, при выборе поставщика, решающее значение оказывает цена закупаемой продукции. В данной модели цена товара – комплексный показатель, учитывающий: заказываемое количество изделий и цена за единицу, дополнительные расходы на обработку поставки, стоимость выполнения заказа [1, с. 38]. Показатель качество закупаемой продукции учитывает не только непосредственно качество продукции, но и качество послепродажного сервиса, степень удовлетворения предпочтений клиентов, реклама и т.д. [2, с. 43] Увеличение данной характеристики позволяет не только увеличить объем продаж, но и повысить цену реализации. Под конкурентоспособностью продукции понимается характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Наличие свободных производственных мощностей учитывается в связи с возможным увеличением объемов закупаемой продукции в будущем. Данный показатель необходим для определения минимально и максимально возможного объема одной поставки. Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции определенной номенклатуры и ассортимента при наиболее рациональном использовании орудий труда, прогрессивной технологии, передовых методах организации производства и труда, обеспечивающих высокое качество выпускаемой продукции.

  1. Установление набора параметров поставщика. Учитывая характеристики приведенных выше критериев оценки, устанавливаем критерии выбора поставщика: цена товара; качество товара; время; наличие свободных мощностей; условия платежа; стабильность (постоянство условий договора), надежность. Под надежностью понимается способность поставщика предоставить товар требуемого качества, количества, по оговоренной цене, в оговоренные сроки. Задача заключается в следующем: из пяти возможных, производящих аналогичную по назначению продукцию, необходимо выбрать поставщика, который отвечает определенным выше требованиям. В соответствии с методом многокритериального выбора альтернатив на основе правил нечеткого вывода [3], U множество поставщиков, А — его нечеткое подмножество, степень принадлежности элементов к которому есть число из единичного интервала [0, 1]. Подмножества Aj являются значениями лингвистической переменной X. Допустим, что множество решений характеризуется набором критериев х1, х2, ..., xp, т.е. лингвистических переменных, заданных на базовых множествах и1, и2, ..., up соответственно. Набор из нескольких критериев с соответствующими значениями характеризует представления лица, принимающего решение, об удовлетворительности альтернативы. Удовлетворительность обозначает переменная S, которая также является лингвистической. Принимая во внимание сказанное выше формулируется высказывание описывающее удовлетворительность альтернативы.

Для принятия решения о поставщике предложены следующие критерии: x1 – цена, x2 – качество, x3 – наличие свободных мощностей, x4 – надежность, x5 – конкурентоспособность, x6 – стабильность, x7 – время, x8 – платеж.

С учетом введенных обозначений высказывание d1 имеет вид:

d1 – «Если поставщик предлагает комплектующие по низкой цене, продукция требуемого качества (высокого), и поставляется в минимальные сроки, то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) удовлетворяющий»,

d2 – «Если поставщик предлагает комплектующие по невысокой цене, продукция требуемого качества (высокого), поставляется в минимальные сроки и фирма поставщик (канал) зарекомендовал себя как надежный, то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) более чем удовлетворяющий»,

d3 – «Если поставщик предлагает комплектующие по невысокой цене, продукция требуемого качества (высокого), фирма поставщик (канал) зарекомендовал себя как надежный, имеются дополнительные мощности, поставляется в минимальные сроки, для потребителя предлагаются удобные формы расчета (оплаты), высокий уровень стабильности, то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) в высшей степени оптимальный»,

d4 – «Если поставщик предлагает комплектующие по невысокой цене, продукция требуемого качества (высокого), поставляется в минимальные сроки (высокая скорость поставки), для потребителя предлагаются удобные формы расчета (оплаты), высокий уровень стабильности, то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) очень удовлетворяющий»,

d5 – «Если поставщик предлагает продукцию требуемого качества (высокого), поставляется в минимальные сроки (высокая скорость поставки), для потребителя предлагаются удобные формы расчета (оплаты), то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) более чем удовлетворяющий»,

d6 – «Если поставщик предлагает комплектующие по очень высокой цене, продукция не соответствующего качества (низкого, среднего), и длительные сроки поставки, то рассматриваемый вариант поставки (поставщик) неудовлетворяющий».

Для формулирования правил приводим следующие возможные значения лингвистических переменных Хi и Y, которые будут использоваться для оценки поставщиков:

d1 – «Если Х1=низкая, Х2 =высокое, и Х7 =минимальное, то Y=удовлетворяющий»,

d2 – «Если Х1=низкая, Х2=высокое, и Х7=минимальное, Х4=надежный, то Y= более, чем удовлетворяющий» и т.д.

Значения переменной Y заданы с помощью следующих функций принадлежности:

S=удовлетворяющий, определено как: , MS=более чем удовлетворяющий – как: , P=безупречный – как: , VS=очень удовлетворяющий – как: ; , US= неудовлетворяющий – как: .

Выбор производится из пяти альтернатив, условно обозначенных, как поставщик №1, поставщик №2, и т.д. на множестве .

Уровни оценки альтернативы заданы нечеткими множествами: низкая цена А={0,3/u1, 0,5/u2, 0,9/u3, 1/u4, 0/u5}; высокое (качество) B={0,7/u1, 0,5/u2, 0,3/u3, 0,8/u4, 1/u5}; имеются свободные мощности) С={0,7/u1, 0,2/u2, 0,4/u3, 0/u4, 1/u5}; достаточная (надеж­ность) D={0,8/u1, 0,3/u2, 0,1/u3, 0/u4, 1/u5}; обладает (конкурентоспособ­ность) Е={0,9/u1, 0,1/u2, 0,5/u3, 0,7/u4, 1/u5}; присутствует (стабильность) F={0,7/u1, 0,5/u2, 0/u3, 0,1/u4, 9,3/u5}; короткие (сроки поставки) G={0,5/u1, 0,8/u2, 1/u3, 0,5/u4, 0,1/u5}.

С учетом введенных обозначений d1 d2 принимает вид:

d1: если А и В, и Е, то S; d2: если А и В, и Е, и C, то MS; d3: если А и В, и Е, и C, и D, и G, и F, то P; d4: если А и В, и Е, и G, и F, то VS; d5: если В, и Е, и G, то MS; d6: если А и не В, и не Е, то US.

3. Определение уровня удовлетворительности альтернатив. Удовлетворительность альтернативы, которая описывается нечетким подмножеством А из W, определяется на основе композиционного правила вывода:

где G — нечеткое подмножество интервала I.

  1. Сопоставление альтернатив. Сопоставление альтернатив происходит на основе точечных оценок. Для нечеткого множества С &#; I определяем &#; – уровневое множество (&#; &#; [0, 1]):

Для каждого С&#; вычисляется среднее число элементов — М(С&#;) для множества из п элементов. Точечное значение для множества С определяется по формуле:

,

где &#;max — максимальное значение в множестве С.

При выборе альтернатив для каждой из них находится удовлетворительность и вычисляется соответствующая точечная оценка. Лучшей считается альтернатива с наибольшим значением точечной оценки. На основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что наиболее предпочтительной в долгосрочной перспективе окажется работа с поставщиком № 3.


Литература:

  1. Гаджинский А.М. Логистика Учебник для студентов высших учебных заведений – 13 изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 432 с.

  2. Экономический атлас предприятия / под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова и доц. Е.П. Моргуновой учеб. пособие Москва ИД ФБК-ПРЕСС 2002. – 192 с.

  3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез принятие решений. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика 2000. – 200с.

  4. Eremina E.A. The model of choosing a material and oem supplier on the base of a fuzzy logical conclusion. Sixth World Conference on Intelligent Systems for Industrial Automation – WCIS – 2010, Tashkent, Uzbekistan, November, 25-27, 2010

  5. Новиков М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. – Режим доступа http//www.cfin.ru/management/manufact/allest_sup.shtml

Основные термины (генерируются автоматически): закупаемая продукция, удовлетворительность альтернативы, поставщик, качество, долгосрочная перспектива, машиностроительное предприятие, множество, набор критериев, наличие свободных, наличие свободных мощностей, предложенная модель, сопоставление альтернатив, срок поставки, условие платежа, цена, цена товара, эффективное управление.


Похожие статьи

Методы выбора поставщиков | Статья в сборнике международной...

- наличие резервных мощностей; - организация управления качеством у поставщика

При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должно оплатим, неустойку.

Интеграция методики выбора альтернатив в аналитическую...

Модель предусматривает оценку следующих критериев: цена товара поставщика, стоимость транспортировки и оформления заказа, время поставки и его отклонения, условия платежа, стабильность условий поставщика.

Разработка методики организации поставок по системе...

Методика организации поставок «точно в срок», используемая в работе производственного предприятия, базируется на следующих принципах

- сохранность и оперативное управление всей закупленной продукцией.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

Ключевые слова: интегрированное планирование, управление запасами, управление цепями поставок

Например, если наблюдается дефицит в запасах готовой продукции какого-либо товара, то

В качестве основных критериев выбора склада могут быть превалирующая доля...

Система выбора поставщиков перерабатывающего предприятия...

Достаточно сложно количественно оценить и ранжировать поставщиков ресурсов по таким параметрам, как качество, цена, условия оплаты, кредитоспособность, дополнительные услуги, сроки и способ поставок, комплектность поставок, надежность поставок и т. д...

Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО...

Предприятие ООО «Росса-пром» работает на рынке товаров бытовой химии более 10 лет.

Одним из важных процессов является процесс продажи продукции, который на предприятии считается малоэффективным и имеет проблемы

Опыт и перспективы [Электронный ресурс].

Концепция VBM в управлении современной компанией

По мнению сторонников концепции VBM, бухгалтерские критерии оценки деятельности предприятия не являются эффективными [5, C. 67].

Компания применяет данную концепцию для создания стоимости в долгосрочной перспективе, прибыль компании должна превысить...

Экономика и управление качеством на предприятии

Управление качеством продукции должно осуществляться систематично, т. е

Заключение. В условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие выживет, останется на плаву, не прекратит свое существование.

Систематизация подходов к анализу многоуровневй модели...

Основными элементами, которые формируют соответствующее окружение товара и способствуют его эффективному продвижению и потреблению, являются следующие: возможность приобретения, полезность, цена, качество, срок службы, форма, упаковка...

Похожие статьи

Методы выбора поставщиков | Статья в сборнике международной...

- наличие резервных мощностей; - организация управления качеством у поставщика

При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должно оплатим, неустойку.

Интеграция методики выбора альтернатив в аналитическую...

Модель предусматривает оценку следующих критериев: цена товара поставщика, стоимость транспортировки и оформления заказа, время поставки и его отклонения, условия платежа, стабильность условий поставщика.

Разработка методики организации поставок по системе...

Методика организации поставок «точно в срок», используемая в работе производственного предприятия, базируется на следующих принципах

- сохранность и оперативное управление всей закупленной продукцией.

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

Ключевые слова: интегрированное планирование, управление запасами, управление цепями поставок

Например, если наблюдается дефицит в запасах готовой продукции какого-либо товара, то

В качестве основных критериев выбора склада могут быть превалирующая доля...

Система выбора поставщиков перерабатывающего предприятия...

Достаточно сложно количественно оценить и ранжировать поставщиков ресурсов по таким параметрам, как качество, цена, условия оплаты, кредитоспособность, дополнительные услуги, сроки и способ поставок, комплектность поставок, надежность поставок и т. д...

Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО...

Предприятие ООО «Росса-пром» работает на рынке товаров бытовой химии более 10 лет.

Одним из важных процессов является процесс продажи продукции, который на предприятии считается малоэффективным и имеет проблемы

Опыт и перспективы [Электронный ресурс].

Концепция VBM в управлении современной компанией

По мнению сторонников концепции VBM, бухгалтерские критерии оценки деятельности предприятия не являются эффективными [5, C. 67].

Компания применяет данную концепцию для создания стоимости в долгосрочной перспективе, прибыль компании должна превысить...

Экономика и управление качеством на предприятии

Управление качеством продукции должно осуществляться систематично, т. е

Заключение. В условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие выживет, останется на плаву, не прекратит свое существование.

Систематизация подходов к анализу многоуровневй модели...

Основными элементами, которые формируют соответствующее окружение товара и способствуют его эффективному продвижению и потреблению, являются следующие: возможность приобретения, полезность, цена, качество, срок службы, форма, упаковка...

Задать вопрос