К вопросу о необходимости введения уроков полового воспитания в российских школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.12.2020

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Рамазанова, С. Д. К вопросу о необходимости введения уроков полового воспитания в российских школах / С. Д. Рамазанова, С. С. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76140/ (дата обращения: 08.12.2021).



В современном российском обществе наблюдается тенденция отказа молодежи от семейной жизни, а также усугубляются многие проблемы связанные с институтом семьи и брака. Одним из источников данных проблем является непросвещенность подрастающего поколения в вопросах половой жизни и семейных отношений в целом. Необходимость подготовка молодых людей к браку является неоспоримой, однако в обществе назрела дискуссия о методах полового образования старших подростков, о том следует ли перенимать опыт западных педагогов или же следует выработать собственный вектор решения проблемы.

В статье рассматриваются основные причины возникновения потребности в половом просвещении школьников и анализируется аргументация против его введения. Основная задача данной статьи- обоснование необходимости полового образования подростков с помощь введения в школьную программу уроков полового воспитания. Статья раскрывает содержание понятия «половое воспитание» и обозначаются его основные задачи и принципы. Особое внимание уделено значению полового воспитания, как части подготовки к семейной жизни подростков. В основу работы положены данные опроса россиян о необходимости введения полового образования (ВЦИОМ), которые говорят, что 60 % россиян поддерживают инициативу внедрения полового воспитания, а также исследование компании «Гедеон Рихтер» (совместно с ВЦИОМ) о влиянии наличия полового образования в зрелом возрасте, которое показало, что 93 % опрошенных согласны, что информированные дети более подготовлены к взрослой жизни и испытывают меньше дискомфорта в семейных отношениях. В качестве вывода, в статье сформулированы основные причины необходимости введения уроков полового просвещения в современных российских школах.

Ключевые слова : половое воспитание, современное российское образование, подростки, программы полового воспитания, подготовка молодежи к семейной жизни.

Введение

Половое воспитание и является неотъемлемой частью образования, однако из-за некоторой табуированности темы физиологии, взгляды на его осуществление неоднозначны. Дискутирующие стороны согласны лишь в том, что знания о семейной жизни необходимы каждому человеку, однако существует множество мнений, когда и как начинать половое просвещение, а также кто должен этим заниматься.

Темой сексуального образования подростков занимались многие педагоги и психологи, такие как Л. Б. Шнейдер, В. С. Торохтий, Г. Навайтис, П. П. Блонский и др. Все они поддерживали идею необходимости образования подростков в сфере половых отношений для поддержания института семьи и брака. Мы согласны с выводом педагогов и психологов и считаем, что половое воспитание не только решает проблемы, касающиеся института семьи, но и оказывают влияние на многие социальные и экономические аспекты благополучия жизни людей. Анализ опросов ВЦИОМ предоставляет доказательство того, что современное российское общество вполне готово к внедрению полового воспитания, однако этот процесс еще не запущен, из-за неоднозначности методов сексуального образования и полового воспитания.

Основная часть

Одной из причин отсутствия полового образования в России является неправильная трактовка самого понятия «половое воспитание», которое ассоциируется с чем-то вызывающим, пошлым, неподходящим для детей и подростков. Однако это понятие связано скорее с межличностными отношениями. Половое воспитание - это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. [Исаев, Каган,2008. С. 3]

При осуществлении полового воспитания необходимо руководствоваться следующими принципами, выведенными Ю. М. Орловым:

− принцип целеустремленности, т. е. соотношение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития ребенка;

− самовоспитание (подросток должен осознавать цели полового воспитания и хотеть достичь их);

− принцип «не навреди»;

− принцип «не стыди»;

− принцип индивидуального подхода;

− принцип единства обучения и воспитания;

− принцип системности, последовательности, комплексности;

− принцип опоры на положительный пример, основанный на положительном эмоциональном подкреплении, которое обеспечивает мотивацию любому поведению и деятельности. [Орлов, 2013. 179 с]

Необходимость осуществления полового просвещения подкрепляется теми задачами, которое оно призвано решить (по В. В. Кагану):

− обучение нормальному общению с представителями противоположного пола;

− подготовка к сознательному и ответственному супружеству;

− подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок;

− формирование здорового образа жизни; освещение проблем СПИДа, венерических заболеваний, курения, алкоголя, наркомании и их влияние на семейную жизнь;

− профилактика нарушений психосексуального развития, что особенно важно для подростка, как для личности, еще не закончившей свое формирование.

− предупреждение растления и совращения детей и подростков. [Каган, 2004. 268 с.]

Исходя из принципов и задач полового воспитания становится очевидным его необходимость и обязательность его внедрения во все российские школы, причем не в качестве факультатива, а как вполне самостоятельный урок, который будет осуществляться не только в старшей школе, но и в среднем звене, т. к. более половины респондентов при опросе ВЦИОМ отметили, что именно средние классы-наиболее благоприятное время для начала полового просвещения школьников.

Несмотря на все положительные стороны, половое просвещение в школах имеет ряд оппонентов, считающих, что вопросы пола и сексуальной жизни должны или обсуждаться дома, или вовсе не подниматься. Основными тезисами против является- уменьшение рождаемости, растление молодого поколения, прививание подросткам безнравственной модели поведения, боязнь искоренения гендерных различий между юношами и девушками, боязнь распространения нетрадиционных сексуальных отношений. Однако все эти аргументы или являются откровенно антигуманными или происходят от незнания специфики полового и сексуального образования. Например, уменьшение рождаемости неизбежно будет происходить при наличии полового воспитания, но, во-первых, число матерей будет меньше за счет отсутствия ранних беременностей, а, во-вторых, более выгодно, в том числе и для государства, если будет рождаться один ребенок, но он будет обеспечен ресурсами для всестороннего развития, чем было бы рождено четверо детей, но без возможностей обеспеченности высоким уровнем жизни.

Кроме того, в опровержение позиции противников полового воспитания говорят также положительные примеры зарубежных стран, таких как Африка, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Монголия, Индонезия, Южная Корея, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, США, в которых благодаря половому просвещению наблюдается более эффективное и качественное решение социальных проблем, связанных с молодежью. Особое внимание уделяется Голландской модели, которая фокусируется на биологических аспектах полового размножения, ценностях и навыков общения в семейных отношениях, родительстве. Также характерной чертой такой модели является системность и раннее начало полового образования, а также прагматичность родителей в вопросе сексуального воспитания детей и гарантированная анонимность и неосудительное отношение системы здравоохранения. Все это привело к тому, что в Нидерландах один из самых низких показателей ранней беременности и заражения венерическими заболеваниями. [Guus Valk, 2000]

Подводя итоги, мы хотели бы еще раз отметить причины необходимости введения уроков полового просвещения и сексуального образования в российских школах. Из задач полового образования и опыта стран, практикующих половое просвещение, становится очевидным ряд последствий, которые положительно повлияют на жизнь людей:

Во-первых, уменьшится количество ранних беременностей, а, следовательно, и семей с низким достатком. Это произойдет за счет ознакомления с методами контрацепции, принципами здоровых партнерских отношений, с особенностями супружества, а также за счет развенчивания многих мифов, касающихся половой жизни.

Во-вторых, снизится заболеваемость венерическими болезнями, а также ВИЧ и СПИДом, благодаря ознакомленности подростков с контрацепцией, а также признаками этих болезней. Так же профилактике венерических заболеваний поспособствует прививание принципов здорового образа жизни, которые так же включены в курс полового образования.

В-третьих, половое воспитание положительно повлияет и на качество семейной жизни. Обсуждение способов рационализации брака, прививание принципов уважения к человеку в партнерских отношениях, а также знание физиологии и основ сексуальных отношений укрепит брак и поспособствует решению таких проблем, как семейное насилие, большое количество неполных семей, отвлеченность отцов от воспитания детей и многих других.

В-четвертых, несмотря на опасение, что уроки полового воспитания могут сделать подростков безнравственными, скорее всего результат будет ровно противоположным. За счет ознакомления молодежи с браком с помощью достоверных источников у подростков повысится уровень осознанности по отношению к семье и браку, будет формироваться правильное представление о здоровых отношениях и станет менее заметна тенденция объективизации и сексизма по отношению к женщинам.

И, наконец, в-пятых, за счет снятия табуированности с темы половых отношений станет легче предотвращать попытки растления детей и подростков, так как будет легче объяснить, что такое личные границы и какие действия недопустимо совершать посторонним людям.

Из всего вышесказанного следует, что половое воспитание неотъемлемая часть воспитания и образования ребенка и его качество напрямую влияет на последующий уровень жизни подростка, на его будущую семейную жизнь и родительство. Мы считаем, что внедрение уроков полового просвещение в систему современного российского образования даст возможность решить многие социальные проблемы, которые являются актуальными для российского общества уже много лет и чем скорее это случится, тем быстрее мы преодолеем кризис семьи.

Литература:

  1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. СПб.: Медицина, 2008. 3 с.
  2. Каган В. Е. Что мы знаем о половом воспитании. М.: Просвещение, 2004. 268 с.
  3. Орлов Ю. М. Половое воспитание, как звено становления личности. М.: Просвещение, 2013. 179 с.
  4. Guus Valk, journalist based in the Netherlands, with additional reporting by the UNESCO Courier. The Dutch model, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): половое воспитание, половое просвещение, половое образование, семейная жизнь, отношение, подросток, сексуальное образование, особое внимание, половая жизнь, современное российское образование.


Ключевые слова

подростки, половое воспитание, современное российское образование, программы полового воспитания, подготовка молодежи к семейной жизни
Задать вопрос