Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Хазиева Ф. В. Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 204-205. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5594/ (дата обращения: 15.12.2018).

Работа с подростками и молодежью в области подготовки к осознанному родительству на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений осуществление которого, приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.

К сожалению, анализ педагогической литературы показывает, что подготовкой к осознанному родительству подрастающего поколения сегодня ни родители, ни учителя в школе должным образом не занимаются. Подготовка к осознанному родительству осуществляется в лучшем случае эпизодически в форме «сексуального информирования», этим чаще всего занимаются медицинские работники в центрах репродуктивного здоровья, гинекологических отделениях детских больниц, иногда в школах. Однако «информационный» подход недостаточен, так как он не способствует формированию у подростков ценностного отношения к своему здоровью.

В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и — нередко — в последующей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, в том числе и особенно — детской и подростковой, жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных, догм. Интимность психосексуальных переживаний часто вырождается в ханжеское замалчивание всего связанного с полом. Считается едва ли не само собой разумеющимся, что до наступления пубертатного периода дети не требуют специального внимания к их психосексуальному развитию. Даже думающие иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное этими затруднениями чувство собственной несостоятельности провоцирует у них сверхбдительность в отношении развития ребенка как представителя пола. Педиатр обычно является тем первым лицом, от которого ждут мотивированного и обоснованного совета, помощи и руководства. В данном разделе мы остановимся на вопросах, вызывающих наибольшие трудности в повседневной работе с детьми. Современные медицинские и социологические исследования свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в период полового созревания. Особую опасность в последние годы приобретает прогрессивный рост у подрастающего поколения венерических и гинекологических заболеваний, нарушений в сексуальном развитии, частоты случаев асоциального полового поведения.

Одной из причин сложившегося положения является то, что сами дети в этот период плохо заботятся о своем здоровье и приобретают немало вредных привычек. Способствует этому как неблагополучная обстановка в семье, так и учеба в школе, чаще всего не приносящая подросткам удовлетворения, а также ранние половые отношения и как следствие нежелательная беременность. В то же время важно заметить, что именно в подростковом возрасте у человека не только формируется сексуальность, но и активно вырабатывается свой образ жизни. И от того, как это происходит, в значительной степени зависит качество его последующей жизни. Вот почему именно в период полового созревания важно побудить и научить человека укреплять собственный организм, заняться саморегуляцией и, конечно, правильно управлять своей сексуальностью.

С ранними браками связан целый комплекс проблем: от демографических до социально-экономических. Изменившаяся социально-экономическая и политическая система страны способствует изменению моральных ценностей, которые не способствуют осознанному отношению молодых людей к браку и семейной жизни. В результате изучения мотивационных и смысловых оснований сексуальности подростков психологи и педагоги получили данные о психологических причинах негативных тенденций в половом поведении детей переходного возраста. Анализ этих данных показал, что в структуре мотивационной сферы сексуальности современных подростков существует противоречивость побуждений, что, естественно, не может не препятствовать становлению у них правильного полового поведения. Она состоит прежде всего в том, что эротические и сексуальные потребности подростков не являются составной частью общей мотивации здорового образа жизни. Выходом из создавшейся ситуации может служить объединение усилий специалистов медицины и педагогики в деле нравственно-полового воспитания.

Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку растущего поколения к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает воспитание у них осознанного родительства.

Родительство — является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.

Важным фактором подготовки к ответственному родительству является, разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев.

Демографы объясняют печальную статистику разводов на 2013 год тем, что в 2013 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся. Также статистика показывает, что неподготовленные к семейной жизни молодые люди не могут справляться с семейными проблемами. Отсюда и выдвигаются основные проблемы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству. Ежегодно более половины детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подрастающего поколения отсутствуют четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом и государством. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно неполноценных молодых людей. Это подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. Во многом проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его социализации и самореализации. Задача педагогов — направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.

Литература:

1.      Агарков, С. Т. Основы сексологии и семейной жизни. V-XI классы / С. Т. Агарков. — М.: Изд. центр «Просвещение»,2005. — 369с.

2.      Афанасьева Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева. — М.: Изд. центр «Просвещение»,2004. — 169с.

3.      Александрова, В. В. Книга молодой семьи / В. В. Александрова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 252с.

Основные термины (генерируются автоматически): семейная жизнь, последующая жизнь, ценностное отношение, период полового созревания, подрастающее поколение, ребенок, семья, ценность.

Похожие статьи

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Основные термины (генерируются автоматически): половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание

Формирование ценностного отношения подростков...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Особое значение при половом воспитании приобретает система ценностей, как

половое воспитание, половое влечение, половая жизнь, подросток, пол, половое созревание, половое

родитель, подросток, ребенок, связь, воспитание, период полового созревания...

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

семейная жизнь, семья, ребенок, отношение, брак, семейное воспитание, родитель, подготовка молодежи, молодое поколение, современная молодежь.

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Так как это период полового созревания начинают достигать уровня зрелости и другие определенные биологические системы организма.

В этом процессе выделяются две стороны становления объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей и...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

– повышение семейных ценностей и ценностей семейной жизни. Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий. Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Отношения между супругами в молодой семье

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное время. Психологических проблемы студенческой семьи. Она считает, что студенческая семья — особый вид молодой семьи...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Семья должна иметь собственные ценности, идеалы и цели и жизнь семьи — это стремление к реализации целей (стремление

Ценность различных половых ролей в семье.

Раннее материнство как социальный феномен | Статья в журнале...

Рождение ребенка в семье было осознанным шагом для создания семьи.

Важно, чтобы школа являлась не только институтом образования, но и осведомляла подростков о проблемах будущей семейной и половой жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Основные термины (генерируются автоматически): половое воспитание, подрастающее поколение, семейная жизнь, половое воспитание детей, Российская Федерация, половое просвещение, половое воспитание

Формирование ценностного отношения подростков...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов...

Особое значение при половом воспитании приобретает система ценностей, как

половое воспитание, половое влечение, половая жизнь, подросток, пол, половое созревание, половое

родитель, подросток, ребенок, связь, воспитание, период полового созревания...

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

семейная жизнь, семья, ребенок, отношение, брак, семейное воспитание, родитель, подготовка молодежи, молодое поколение, современная молодежь.

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Так как это период полового созревания начинают достигать уровня зрелости и другие определенные биологические системы организма.

В этом процессе выделяются две стороны становления объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей и...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

– повышение семейных ценностей и ценностей семейной жизни. Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий. Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Отношения между супругами в молодой семье

семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное время. Психологических проблемы студенческой семьи. Она считает, что студенческая семья — особый вид молодой семьи...

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Семья и семейные ценности — это два понятия, которые не могут существовать друг без друга.

Семья должна иметь собственные ценности, идеалы и цели и жизнь семьи — это стремление к реализации целей (стремление

Ценность различных половых ролей в семье.

Раннее материнство как социальный феномен | Статья в журнале...

Рождение ребенка в семье было осознанным шагом для создания семьи.

Важно, чтобы школа являлась не только институтом образования, но и осведомляла подростков о проблемах будущей семейной и половой жизни.

Задать вопрос