Этапы формирования правового статуса нотариусов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Буганов, Д. С. Этапы формирования правового статуса нотариусов в России / Д. С. Буганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76025/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье исследуется возникновение и развитие в России общественно-государственного института нотариата, прослеживаются основные этапы эволюции правового статуса российских нотариусов.

Ключевые слова: нотариат, нотариусы, правовой статус нотариусов, нотариальная деятельность, нотариальные учреждения, гражданский оборот.

Нотариат возник в силу объективного исторического процесса в связи с развитием гражданского оборота, необходимостью содействия участникам гражданского оборота и обеспечения бесспорности их имущественных и других прав. Российский нотариат проходил основные стадии формирования в тесном взаимодействии с экономическим развитием страны, соответствующими государственными учреждениями. Развитие гражданского оборота привело к появлению специальных лиц, занимающихся оформлением сделок и иных гражданско-правовых отношений. Соответственно, возникла и необходимость государственного регулирования нотариальной деятельности, с определением полномочий лиц, совершающих нотариальные действия, а также установлением правил совершения нотариальных действий. Данная статья посвящена исследованию эволюции правового статуса нотариусов в России.

В дореволюционной отечественной науке вопросы становления и развития института российского нотариата исследовались такими учеными, как А. Г. Гасман, Н. П. Ляпидевский, А. Ф. Мациевич, А. М. Фемилиди, Н. Д. Чичулин и др. В современной отечественной литературе проблемы становления российского нотариата и эволюции правового статуса нотариусов исследовались в работах Н. И. Авдеенко, С. С. Алексеева, М. А. Кабаковой, Б. М. Лазарева, А. А. Соловьева, К. Ф. Шеремета и многих других ученых.

Становление и развитие нотариата в России можно разделить на несколько этапов. Первый этап эволюции российского нотариата ограничен хронологическими рамками 1467–1649 годов. Этот этап характеризуется возникновением первых квазинотариальных учреждений во время правления Ивана III, то есть в конце XV века. В качестве обоснования такой точки зрения исследователи приводят нормы Псковской судной грамоты 1467 года, упоминающие об использовании в гражданском обороте письменных документов [3, С. 8–9]. По мнению А. Г. Гасмана, письменное оформление юридических сделок окончательно установилось лишь со времени Судебника Ивана III 1497 года [2, С. 32]. Этим Судебником вводилось сословие подъячих, которые только писали грамоты, но не имели права их удостоверения.

Второй этап ограничен хронологическими рамками 1649–1866 годов. Начальная дата этого периода связана с принятием царем Алексеем Михайловичем Соборного уложения 1649 года, которое внесло принципиальные изменения в общий ход развития истории российского нотариата. Согласно нормам Соборного уложения заключение сделок подвергалось особому регламентированию: теперь сделки могли быть совершены только при участии площадных подьячих с составлением ими соответствующего письменного акта («крепости»). Письменный акт о совершенной сделке скреплялся подписью составившего акт площадного подьячего, а также подписями присутствовавших при составлении письменного акта свидетелей. Эти письменные акты регистрировались в специальных книгах в Поместном приказе, после чего предъявлялись в Печатный приказ для «прикладывания» к ним государственной печати. «На дому» возможно было составление лишь нескольких видов договоров: духовные завещания, о займе денег и хлеба, а также «сговорные свадебные записи». Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной ответственностью по принципу круговой поруки. За свои услуги площадные подьячие брали плату с клиентов, так как жалованье от государства они не получали. Таким образом, Соборное уложение не предусматривало создание специального нотариального органа. Вместе с тем, оно закрепляло разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих [1]. А. М. Фемелиди считал, что из сословия площадных подъячих и развился со временем отечественный нотариат как правовой институт [8, С. 61].

В период правления Петра I им был предпринят ряд мер по установлению строгих форм актов, закрепляющих различные сделки. Так, Указом от 9 декабря 1699 года предписывалось, что процедура составления документов, сопровождающих заключение сделки, не может быть начата без предварительного уведомления приказных судей. Особым условием становилось наличие свидетелей при оформлении договоренности. В последующих указах Петра I (1701, 1705 годы) со стороны государственной власти наблюдалась попытка дальнейшего регламентирования порядка записи крепостей или крепостных актов, то есть любых сделок, внесенных в книгу крепостных дел (аналог современного нотариального удостоверения), либо порядка регистрации прав собственности в Российской империи. В начале XVIII века все акты о сделках с недвижимостью в России делились на несколько видов, отличающихся особыми правилами записи и внесения в приказы.

С 1720 года, в российском праве появился термин «нотариус». В Регламенте 1720 года нотариус предстает не в современном понимании, а скорее, как чиновник канцелярского профиля. Термин имел латинское происхождение, что объяснялось использованием в качестве образца для реформируемой российской административной системы западноевропейской традиции [5, С. 149]. В период правления Екатерины II Юстиц-коллегия была ликвидирована, «нотариальное делопроизводство» перешло в ведение уездных судов и палат гражданских судов. При них учреждались «крепостные отделения», состоящие из «крепостных писцов и надсмотрщиков». В конце XVIII века документальное сопровождение торговых сделок и посредничества передается в руки частных маклеров и нотариусов, которые спустя пятьдесят лет (в 1831 году) были заменены Александром I особыми биржевыми нотариусами и маклерами.

Характеризуя второй этап в истории становления и развития российского нотариата, следует отметить, что в период с 1649 по 1866 годы происходило постепенное формирование ранних нотариальных учреждений, создававшихся с целью регулирования различных правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства. Одновременно с совершенствованием организации российского нотариата происходили расширение и систематизация полномочий российских нотариусов.

Третий этап эволюции российского нотариата ограничен хронологическими рамками 1866–1917 годов. 14 апреля 1866 года императором Александром II было утверждено Положение о нотариальной части [7, С. 193], которое действовало практически до Октябрьской революции 1917 года. Этот документ положил начало третьему этапу в истории становления и развития нотариата в России, характеризующемуся наличием унифицированного акта. Он учреждал стройную систему нотариальных органов и определял их компетенцию. С принятием Положения о нотариальной части были упразднены все «крепостные отделения», должности «крепостных писцов и надсмотрщиков», должности публичных нотариусов. Обязанности по составлению и удостоверению нотариальных актов возлагались на младших и старших нотариусов. Нормами Положения закреплялся двойственный статус нотариусов. Утвержденные в должности нотариусы (в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости — и в уездах) считались государственными служащими с присваиваемым им восьмым чином по должности, однако зарплату от государства они не получали. Плату за совершение нотариальных действий они получали с клиентов. То есть, нотариус являлся одновременно и чиновником, и свободным профессионалом.

Положением о нотариальной части значительно усложнялись требования к профессиональным и нравственным качествам претендентов на должность нотариуса. Претенденты должны были пройти испытание в окружном суде на знание гражданского законодательства и правил нотариального производства. Кроме того, претенденты должны были состоять в российском подданстве, достигнуть возраста 21 года, быть неопороченными судебным или общественным приговором, быть незанятыми на другой государственной или общественной службе. Особо следует отметить обязанность нотариуса при вступлении в должность внести в окружной суд залог для обеспечения возмещения убытков, причиненных нотариусом при неправильном совершении нотариальных действий. По окончании карьеры неиспользованный залог возвращался нотариусу.

В дореволюционной России институт нотариата включал в себя особую группу биржевых нотариусов, деятельность которых регулировалась Торговым уставом [7, С. 650–661]. Положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нотариата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата. Однако это не решило всех проблем, связанных с организацией публичной деятельности независимых нотариусов.

В 1917 году завершился третий этап в истории становления российского нотариата. Четвертый этап ограничен хронологическими рамками 1917–1993 годов. 29 октября 1917 года был принят ленинский «Декрет о земле», который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права. 23 марта 1918 года вышел специальный документ, посвященный вопросу упразднения нотариата. Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии институт нотариата был официально ликвидирован в связи с потерей актуальности выполнения ранее предписанных функций. В советском государстве нотариат практически создавался заново как государственный орган и в разные периоды своего существования подчинялся либо судебным органам, либо органам юстиции.

Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 года «Об общих принципах организации государственного нотариата» государственный нотариат вводился в подчинение судебных органов союзных республик [6]. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 года из ведения райгорсоветов изымались все нотариальные действия и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах, причем аналогичные положения были приняты и в других союзных республиках. Нотариат в советский период истории России представлял собой часть государственного аппарата, которому отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями. Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной собственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота.

Пятый этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году, в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и экономической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Экономические реформы, процессы приватизации и изменения отношений собственности потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые 11 февраля 1993 года Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [4]. Документ установил современную систему организации нотариата, регламентировал деятельность Федеральной нотариальной палаты, а также региональных нотариальных палат в субъектах Российской Федерации. Главное изменение заключалось в появлении негосударственного нотариата. После введение в действие Основ большинство бывших государственных нотариусов перешло на частную практику. Сейчас в Российской Федерации осталось лишь незначительное число государственных нотариусов.

В заключение необходимо отметить, что нотариат в России прошел за несколько веков большой путь становления и развития как институт защиты имущественных и личных неимущественных прав населения страны. Правовой статус российских нотариусов постепенно развивался и совершенствовался. Современный российский нотариат представляет собой отдельный правовой институт, призванный защищать права и законные интересы личности, общества и государства. В конце ХХ века произошла интеграция российского нотариата в мировое нотариальное сообщество. Федеральная нотариальная палата Российской Федерации была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата, включающий нотариальные палаты семидесяти трех стран мира со всех пяти континентов.

Литература:

  1. Абрамович Г. В. и др. Соборное уложение 1649 года. — Л.: Наука, 1987. — 448 с.
  2. Гасман А. Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. — СПб.: Сенатская типография, 1904. — 336 с.
  3. Комаров Н. И. Нотариат в Российской Федерации: курс лекций. — М.: Лекс-Книга, 2005. — 207 с.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462–1 (ред. от 27.12.2019) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.
  5. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. — СПб., 1830. Т. VIII. — 1830 с.
  6. Об общих принципах организации государственного нотариата: Постановление ЦИК СССР от 14.05.1926 // Собрание законодательства СССР. — 1926. — № 35. — Ст. 252.
  7. Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. 1. — СПб., 1892.
  8. Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года. — СПб.: Я. А. Канторович, 1902. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): российский нотариат, гражданский оборот, Россия, нотариус, III, Российская Федерация, история становления, нотариальная часть, правовой статус нотариусов, Соборное уложение.


Ключевые слова

нотариат, гражданский оборот, нотариальная деятельность, нотариусы, правовой статус нотариусов, нотариальные учреждения
Задать вопрос