В статье рассматривается проблема сексуальных домогательств, зарубежный опыт, перспективы введения административной и уголовной ответственности за сексуальные домогательства в РФ.
Ключевые слова: сексуальное домогательство, домогательство, харассмент.
Проблема сексуального домогательства (харассмента) в последние годы становится все более острой в международном сообществе. С эмансипацией женщин и популяризацией феминистического движения в странах Европы и Северной Америки во второй половине XX века общество в этих странах все более негативно стало относиться к сексуальным домогательствам по отношению к женщинам. Особенно были распространены случаи домогательства начальников-мужчин к подчиненным-женщинам в рамках трудовых отношений. В связи с этим уже в 80-х гг. XX века в таких странах как: Австралия, Великобритания, Германия, Канада, Франция и т. д. уголовно было запрещено сексуальное домогательство. К примеру, в 1985 году в Уголовный кодекс Канады была внесена статья 264, где предусматривается довольно серьезное наказание за домогательство в виде лишения свободы на срок, не превышающий 10 лет [1].
Так чем же следует считать сексуальное домогательство? В уголовных законодательствах стран мира понятие сексуального домогательства варьируется от страны к стране. В вышеупомянутом УК Канады под домогательством понимаются действия виновного лица, состоящие в:
1) многократном преследовании потерпевшего;
2) многократном общении с потерпевшим напрямую или косвенно;
3) наблюдении за жилым домом или местом, где потерпевший проживает, работает, ведет бизнес или случайно находится;
4) угрожающих действиях, направленных против потерпевшего или любого члена его семьи [1].
А в Уголовном кодексе ФРГ в статье 184i под сексуальным домогательством понимаются действия лица по отношению к другому лицу состоящие в физических прикосновениях сексуального характера [2]. Примечательно то, что в УК ФРГ в отличие от УК Канады преследование как уголовно наказуемое деяние включено в отдельную статью. Так, в статье 238 УК ФРГ за преследование (сталкинг) виновному лицу может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа.
На примере этих двух стран видно, что уголовное право Канады предусматривает ответственность не только за сексуальное домогательство, а за домогательства в целом, в то время как Германия уголовно запрещает лишь сексуальное домогательство, при этом отделив в отдельную статью ответственность за преследование.
Также следует рассмотреть Общую рекомендацию № 19 Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., где в статье 11 указано определение сексуального домогательства: сексуальное домогательство включает в себя такое нежелательное сексуальное поведение как физический контакт и желание такого, сексуально окрашенные замечания, показывание порнографии и выдвижение сексуальных требований, будь то словами или действиями [3].
Выше мы рассмотрели примеры законодательного закрепления понятия сексуального домогательства зарубежных стран. Следует же обратиться к тому, как российское уголовное право трактует данное понятие. За отсутствием в законодательстве РФ легального определения сексуального домогательства обратимся к научной среде. Так, Векленко С. В. и Стулов А. В. в своей научной статье выявили данное определение сексуального домогательства: «сексуальные домогательства — это неоднократно совершенные лицом с целью удовлетворения своих половых потребностей действия, нарушающие половую свободу другого лица, для которого такие действия являются нежелательными» [4].
В Российской Федерации как такого нет юридической ответственности за домогательства. Более близкой к теме сексуальных домогательств можно считать статью 133 Уголовного кодекса РФ «Понуждение к действиям сексуального характера». Однако данная статья лишь предусматривает ответственность за понуждение (которое может проявляться в форме шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества или в форме использования материальной или иной зависимости потерпевшего) к половому сношению или иным действиям сексуального характера. Такие аморальные действия как приставания, преследование, постоянное наблюдение совершаемые виновным лицом в целях удовлетворения своих сексуальных потребностей не охватываются данной статьей. Однако то же самое нельзя сказать про уголовную защиту прав несовершеннолетних лиц на половую неприкосновенность. Так как статья 135 УК РФ «Развратные действия» полностью защищает несовершеннолетних лиц от сексуальных домогательств. Что, к сожалению, нельзя сказать про совершеннолетних, которых подвергаются сексуальным домогательствам.
В 2014 году в Государственную Думу РФ была выдвинута законодательная инициатива по внесению в КоАП РФ статьи 5.63. «Домогательство», где под домогательством понималось нежелательное поведение, приставания сексуального характера, попытка установления интимного контакта, ухаживания, сексуальные притязания в скрытой или явной форме, просьбы о сексуальных услугах, прочие словесные или физические действия сексуального характера, совершенные мужчиной в отношении женщины против её воли [5]. Инициатива была отклонена в рамках первого чтения за отсутствием необходимого кворума. Что довольно печально, так как принятие данного законопроекта положительно бы повлияло на дальнейшее развитие института юридической ответственности за сексуальные домогательства, хоть я и не полностью согласен с формулировкой предложенной статьи. В частности, я не согласен с предложенным определением домогательства. По смыслу статьи было бы логичнее использовать термин «сексуальное домогательство» и назвать статью соответствующе. Кроме того, не согласен с тем, что субъектом правонарушения является только мужчина, а потерпевшей стороной только женщина. Ведь сексуальным домогательствам подвергаются лица обеих полов (хоть потерпевших-мужчин значительно меньше, чем потерпевших-женщин). Поэтому в законодательствах зарубежных стран, в основном, не указывается половая принадлежность виновного или потерпевшего лица.
В заключение хочется сказать, что отсутствие в законодательстве РФ административной и/или уголовной ответственности за сексуальные домогательства наносит серьезный ущерб праву человека на личную неприкосновенность, гарантированную Конституцией РФ в статье 22, которая также заключается в половой неприкосновенности человека. Кроме того, важно отметить, что жертвы сексуальных домогательств из-за действий злоумышленников постоянно подвергаются страху и стрессу, что особенно опасно если жертва страдает психическим расстройством или ранее подвергалось сексуальному насилию.
Также нужно отметить, что отсутствие юридической ответственности за сексуальные домогательства не означает отсутствие проблемы домогательств. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2020 г., 12 % россиян подвергались сексуальным домогательствам из них 9 % сталкивались с этим на работе [6]. А согласно опросу, проведенному аналитическим центром «Левада-Центр» в марте 2020 г., 25 % от общего числа респондентов считают проблему сексуальных домогательств серьезной [7].
Как видно в российском обществе остро стоит проблема сексуальных домогательств. В связи с этим предлагается внести административную ответственность за сексуальные домогательства, а в случае совершения лицом, подвергнутым административному наказанию за сексуальное домогательство, сексуального домогательства предусмотреть уголовную ответственность в статье 133.1 УК РФ «Сексуальное домогательство, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию». Статья будет сформулирована следующим образом: сексуальное домогательство, то есть многократные приставания сексуального характера в скрытой или явной форме, а равно как многократные предложения к половому сношению, или иные физические действия сексуального характера, совершенные по отношению к совершеннолетнему потерпевшему (потерпевшей) против его (ее) воли — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Литература:
- Criminal Code of Canada (R. S. C., 1985, c. C-46). URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-46/
- German Criminal Code (Strafgesetzbuch — StGB). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb/
- Общая рекомендация № 19 Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. URL: https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CEDAW/Shared %20Documents/1_Global/INT_CEDAW_GEC_3731_E.pdf
- Векленко С. В., Стулов А. В. Необходимо ли уголовное наказание за сексуальные домогательства? // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55). С. 11–16.
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления защиты прав женщин от сексуальных домогательств». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/467782-6
- Аналитический обзор ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pristavaniya-i-kharassment-na-rabote-ne-stalkivalis-no-osuzhdaem
- Опрос «Левады-Центра». URL: https://www.levada.ru/2020/04/22/seksualnye-domogatelstva/