Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Каримова, З. Ф. Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников / З. Ф. Каримова, А. Ф. Климина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75638/ (дата обращения: 08.12.2021).



В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста, вовлечения ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем.

Ключевые слова: учебная деятельность, методическая работа,

Основная проблема в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса — это активизация познавательной деятельности младших школьников. Значимость такой активизации состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, которые получены в готовом виде, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Учебная деятельность является в школе главной деятельностью, и учеба также является обязательной, общественно значимой деятельностью. Учебной целью является усвоение знаний, умений и навыков не только для сегодняшнего дня, но и для будущего времени.

Особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте зависят от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста, вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем.

Исследованию особенностей учебной деятельности учащихся, дидактических закономерностей активизации учебно-познавательной деятельности, уровней познавательной активности, ее мотивационных характеристик, методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности уделяли внимание Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. А. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. С. Якиманская и др.

Б. С. Волкова считает, что учебная деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста, систематическим и целенаправленным усвоением знаний, способов действий и развития самого ученика [1; С.102].

К способам учебной деятельности можно отнести разные виды: репродуктивные, проблемно-творческие и исследовательско-познавательные действия.

Учебная деятельность осуществляется следующими средствами: это интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и. т.п.), а также знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание [4; С.140].

Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, основываясь на потребности и готовности школьников к овладению теоретическими знаниями, умеет ставить перед ними на определённом материале учебную задачу и помогает им выполнять учебные действия.

Для формирования учебной деятельности младших школьников могут использоваться такие формы работ, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа используется при актуализации прежних знаний, которые являются опорой для изучения нового материала. Групповая работа используется для выработки продуктивного решения необходимого для понимания изучаемой темы; выражения точки зрения на языковое явление, ее обоснования; обеспечения долевого участия в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Индивидуальная работа же организуется с учетом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.

К примеру, учащимся можно предложить следующие варианты индивидуальных домашних заданий, которые дают возможность расширить знания, углубить их:

— Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову «пожалуйста»? Как образовалось это слово? Узнать, какие знаки препинания когда появились? Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное? Одинаково ли количество падежей в разных языках?

Подобные задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют у них навыки конспектирования, а также учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л. В. Занкова, как многогранность и вариантность.

Также широко используются различные активные формы организации урока: ролевая игра, практикум, лекция, семинар, соревнование, путешествие, заочная экскурсия, КВН, кроссворд и др.

В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся можно использовать разнообразные творческие домашние задания, которые носят вариативный характер: например, написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и т. д.

Перечисленные ниже варианты работы не исключают всего разнообразия возможных способов формирования учебной деятельности. Они лишь наполняют некий возможный круг работы учителя, направленной на формирование учебной деятельности школьника.

Во время формирования учебной деятельности младших школьников необходимо особое внимание уделять на формирование таких структурных компонентов учебной деятельности, как мотивационный и операционный.

В исследованиях, где изучена тема учебной деятельности школьников, предлагаются такие направления работы по ее формированию и активизации, как формирование мотива деятельности, формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения:

В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы:

1) Подготовка условий (создание благоприятных условий и атмосферы обучения; усвоение детьми определенных знаний и умений).

2) Создание положительного отношения к предмету.

3) Организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес.

4) Постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы.

5) Реализация второго направления основывается на представлениях о специфике формирования действий, рассматривающееся в связи с практической, осознанной, целенаправленной деятельностью самого учащегося. Результаты многочисленных исследований разных видов деятельности показали, что формирование всех видов действий проходит по единым закономерностям. Оно включает переход от внешних ориентировок, которые складываются в процессе практической деятельности ребенка, к их внутренним формам. В основе данного процесса должно лежать понимание учеником взаимосвязи между целью деятельности, условиями и способом ее выполнения. Потому формированию действий обязательно должно предшествовать обучение принятию целей, поставленных учителем, ознакомление с условиями и возможными способами выполнения данной деятельности. Эффективнее этот процесс проходит в условиях систематического обучения.

В рамках определенных условий средства активизации учебной деятельности реализуются через методы и приемы обучения. В частности, организационные методы преподавания; методы включения и стимуляции; методы осуществления и контроля деятельности; информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения материала и исследовательский метод; информационно-репродуктивные, информационно-поисковые и руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Условия формирования активной и осознанной учебной деятельности применительно к обучению детей:

– формирование у школьников полноценных познавательных потребностей, мотивов и интересов, а также системы знаний, умений и навыков, связанных с организацией деятельности;

– совершенствование ситуации обучения путем создания положительной эмоциональной обстановки и отношения к предмету, вариативности способов предъявления учебной задачи, реорганизация работы над учебным материалом;

– повышение качества используемого дидактического материала;

– широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода в классной и внеклассной работе. Реализация этих условий возможна через содержание обучения, деятельность учителя (методы и приемы обучения) и деятельность ученика (формы организации учения).

Учащихся начальных классов необходимо стимулировать на совершенствование способа действий в ходе деятельности:

– способность свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой,

– умение переносить полученные умения в новые условия,

– способность самостоятельно видеть сходство и различия в заданиях и использовать это в своей работе.

Таким образом, в процессе формирования учебной деятельности младших школьников необходимо особое внимание обращать на формирование таких структурных компонентов учебной деятельности, как мотивационный и операционный.

Литература:

  1. Волков Б. С. «Младший школьник. Как помочь ему учиться» Москва. — 2004 г. — 245с.
  2. Валеева Р. К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения: дис. кан. пед. наук. — Москва, 2004. — 162с.
  3. Давыдов В. В., Слободчиков В.И «Младший школьник как субьект учебной деятельности» Вопросы психологии. — № 3. — 2002. — С.35–37.
  4. Карлов Д. Научно-методическая работа школы // Управление школой-2011 № 6
  5. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2005. — 201с.
  6. Организация методической работы школы // Управление современной школой. Завуч. — 2014. — № 1. — С. 104–128
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, младший школьный возраст, вид деятельности, вовлечение ребенка, методическая работа, особое внимание, отношение детей, познавательная деятельность, учебная задача, учебный материал.


Задать вопрос