Дидактическое обеспечение познавательной деятельности младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 691 раз

Библиографическое описание:

Ярмоленко, Г. Г. Дидактическое обеспечение познавательной деятельности младших школьников / Г. Г. Ярмоленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 30-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16508/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье мы рассмотрим, что такое в нашем понимании дидактическое обеспечение, из каких структурных компонентов складывается познавательная деятельность и современные особенности младшего школьника. Во второй части статьи представим практический опыт организации познавательной деятельности младших школьников на разных предметных курсах.

  1. Теоретическое осмысление понятий «дидактическое обеспечение», «познавательная деятельность», особенности современного младшего школьника.

С 2011 года развитие и улучшение уровня образования в современной начальной школе проходит в условиях реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), направленного на воспитание и развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям и вызовам постиндустриального информационного общества. Современный информационный мир требует от личности способности самостоятельно выявлять и решать проблемы различного характера, добывать, структурировать и оценивать поступающую информацию, организовывать свою деятельность любого характера, эффективно выстраивать коммуникацию.

Несмотря на вызовы нового времени, мы понимаем, что не всегда в образовательных организация процесс обучения выстраивается согласно требованиям времени и особенностям современного младшего школьника. С одной стороны, государством четко сформулированы требования как к результатам освоения основной образовательной программы, так и к условиям к ее реализации. А с другой стороны, мы наблюдаем устойчивое сопротивление педагогов включаться в инновационные процессы в обучении младших школьников. И этому мы находим объяснение в том, что многие учителя не осознают, не совсем понимают необходимость организации учебного процесса так, чтобы он отвечал не только требованиям ФГОС НОО, но и имел эмоционально-положительный отклик у всех участников образовательного процесса.

Согласно ФГОС НОО основной целью образования «становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться» [4] . Познавательное развитие школьника происходит при четко организованном процессе, данный процесс должен выстраиваться с учетом внутреннего потенциала учащихся, направленный на развитие индивидуальности и ориентирован на активное освоение школьниками не только знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности.

Под познавательной деятельностью понимается система активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений. [12].

Познавательная деятельность — единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. [11].

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. [11].

Исходя из выше данных определений познавательной деятельности мы будем опираться на такое определение познавательной деятельности, как процесс усвоения и совершенствования своих знаний через активное взаимодействие субъекта с объектами познания с помощью таких психических процессов как: память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение и ощущение.

Данный процесс должен иметь четкое обеспечение для достижения положительного результата. Так как само понятие «дидактика» понимается как раздел педагогики, который изучает проблемы обучения, то есть раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и определяет объём и структуру содержания образования, то именно необходимо дидактическое обеспечение познавательной деятельности. Не просто «дидактические средства», а именно понятие более широкое «дидактическое обеспечение».

Г. С. Итпекова рассматривает понятие «дидактическое обеспечение» как комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук. Автор Булдакова И. Н. под «дидактическим обеспечением» понимает педагогическую, личностно ориентированную технологию, основанную на выявленных закономерностях, принципах и условиях её реализации, которая включает: цель и её обоснование, дидактический инструмент, уровневый дидактический материал, адаптированный к индивидуальным особенностям учащихся, а также методические рекомендации для преподавателя, с целью творческого развития учащихся. Под «дидактическим обеспечением» автор Шабанов А. Г. понимает учебно-методический комплекс для формирования информационной культуры личности, построенный на основе современных достижений в области дидактики, психологии, эргономики, информатики и других наук. Он включает в себя совокупность взаимосвязанных по целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов педагогически полезной содержательной учебной информации на бумажном или магнитном носителях.

На наш взгляд более полное понятие «дидактическое обеспечение» раскрыл автор Булдакова И. Н. Из её определения мы можем сделать вывод, что дидактическое обеспечение — это педагогическая технология, которая включает не только цель и ее обоснование, а дидактический инструментарий, уровневый дидактический материал, адаптированный к индивидуальным особенностям учащихся, а также методические рекомендации для учителя, помогающие организовать познавательную деятельность современного младшего школьника.

Определив понятие «дидактическое обеспечение» и «познавательная деятельность» назревает необходимость поговорить о младшем школьнике и особенностях современного младшего школьника.

Младший школьный возраст — это определенный период жизни ребенка. В. А. Крутецкий младшим школьным возрастом считал «возраст детей примерно от 7 до 10–11 лет, что соответствует годам обучения в начальных класса общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [5].

И.А Зимняя дает такое определение младшему школьному возрасту: «Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться» [3].

В. В. Давыдов отмечает, что именно в младшем школьном возрасте на основе учебной деятельности формируются два основных психологических новообразований, таких как произвольность психических процессов и внутренний план действий. Данные новообразования являются определенной ступенькой к переходу обучения в основной школе. В. В. Давыдова отмечает, что психическими новообразованиями учебной деятельности младших школьников являются: рефлексия, анализ и планирование как основные способности теоретического мышления; умение учиться как результат освоения формы совместно-распределительной учебной деятельности.

О. П. Солодилова отмечает, что «Интеллектуальная рефлексия является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников» [9].

Р. С. Немов, говоря о новообразованиях младших школьников, замечает то, что все новообразования данного возраста объединены общим названием «произвольность», которую связывают с возникновением способности к регуляции своего поведения и деятельности. Тем самым речь идет о способности самому выбирать и ставить цели, организовывать собственную память [7].

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Для современного младшего школьника характерно развитие механической памяти и отставание в развитии логической памяти, это обусловлено тем, что данный вид памяти в игровой, трудовой деятельности не востребован. Происходит переход от непроизвольного восприятия к произвольному. В начале обучения у младших школьников преобладает анализирующее восприятие, а к концу обучения в начальной школе восприятие носит синтезирующий характер.

М. В. Гамезо говорит о том, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов [1].

В. С. Мухина утверждает, что если в этом возрасте ребенок не почувствует радость, не приобретет умения учиться, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и требуется неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [6].

Возрастные особенности современного младшего школьного возраста:

– возраст, совпадающий с обучением в начальной школе и возраст с 6,5 лет до 12 лет;

– возраст, в котором в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность;

– возраст, в котором все новообразования данного возраста объединены общим названием «произвольность», которую связывают с возникновением способности к регуляции своего поведения и деятельности;

– период рождения социального «Я»;

– возраст сенситивный для формирования мотивов учения, развития познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками.

Психологические исследования последних лет, утверждают то, что современные младшие школьники более осведомленные и эрудированные, раскрепощенные. Но в то же время у современных младших школьников наблюдается отставание в развитии эмоционально-волевой сфере на фоне развития интеллектуальной сферы согласно возрасту. В настоящее время современные дети растут и развиваются в условиях постиндустриального общества, в более насыщенном информационном поле. Это дети не представляют свою жизнь без мобильного интернета и гаджетов, это дети, которые живут в мире без «границ», но зачастую этот мир заключен в экране монитора или в гаджетах. Специалисты в области комплексного изучения современных детей, отмечают у современных школьников такие положительные особенности, как настойчивость, требовательность, эмоциональность, чувствительность, потребность к восприятию информации и отрицательные особенности такие, как возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность. [2]

Современные младшие школьники достаточно информированы, они могут рассуждать как «взрослые», делают «неожиданные» выводы и умозаключения в самых недетских ситуациях, но в тоже время развитие мышления и умственных способностей не опережает возраст. Большинство младших школьников нуждаются в помощи логопеда, они достаточно много могут говорить, но говорят плохо. Наблюдается примитивность и бедность речи, так как большое количество времени дети проводят у экранов телевизоров и гаджетов, практически не читают художественную литературу. «Речь с экрана остается малоосмысленной …, она не становится своей. Поэтому дети предпочитаю молчать, а изъясняются в основном жестами и короткими фразами». Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», которое «выращено» рекламой и музыкальными роликами. [8].

Современный младший школьник может задать вопрос не только учительнице, но и найти ответ на свой вопрос используя, сервис Google. А чтобы найти дорогу он, скорее всего, воспользуется навигатором, чем будет спрашивать у кого-нибудь, и не понимает, зачем пользоваться компасом, если есть навигатор. Сегодня младший школьник может одновременно учить уроки и переписываться с друзьями в социальных сетях, слушать музыку и разговаривать с кем-нибудь из взрослых родственников. То есть современный ребенок владеет способностью видеть стразу несколько экранов восприятия информации, скорость потока восприятия информации возрастает в несколько раз, поэтому, когда информации не хватает, младший школьник начинает скучать. Главная мотивация современного поколения учащихся начальной школы — это поддержание интереса.

Д. И. Фельдштейн обобщил фундаментальные исследования последних лет и обозначил ряд значительных изменений у современных детей и подростков. К ним он относит: резкое снижение когнитивного развития детей, уход сюжетно — ролевой игры из жизни ребенка, в следствии чего снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы, рост «экранной» зависимости, снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти младшего школьника, недостаточная сформированность мелкой моторики [10]. Согласно исследованиям, современные младшие школьники не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира, так как им легче нажать кнопку и новые развлечения готовы, вот они уже в виртуальном придуманном для них мире. Наблюдается снижение фантазии и творческой активности детей, несмотря на то, что они очень легко управляются с электронными играми, но в работе с конструктором, в бумажном конструировании не опережают своих сверстников прошлых лет. В тоже время современный младший школьник обладает способностью изобретательства, генерирования новых идей на основе имеющихся аналогов.

Так мы имеем на ряду с классическими возрастными особенностями младшего школьника и особенности современного младшего школьника постиндустриального информационного общества:

– потребность к восприятию информации;

– снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;

– недостаточная сформированность мелкой моторики;

– уменьшение объема рабочей памяти;

– рост «экранной» зависимости;

– способность одновременно работать с несколькими потоками информации.

Период младшего школьного возраста, опираясь на исследования ученных упомянутых ранее, является важнейшим периодом, в котором при организации образовательного процесса, отвечающим требованиям постиндустриального общества, учение становится одной из ведущих личностных потребностей, определяется внутренними мотивами учащихся, школьник инициатор своей познавательной деятельности.

  1. Практический опыт организации дидактического обеспечения познавательной деятельности младших школьников.

Ранее мы определили, что дидактическое обеспечение — это не просто дидактические средства, а педагогическая технология, которая содержит не только цель и ее обоснование, но и дидактический инструментарий, адаптированный к индивидуальным особенностям обучающихся.

Основной педагогической технологией, обеспечивающей познавательную деятельность, является проблемно-ориентированное обучение и технология сотрудничества. Именно организация групповой работы с самого первого класса позволяет включать учащихся в активное познание окружающего мира.

Одним из приемов, который активизирует познавательную деятельность, является Jigsaw, в сокращенном варианте «пила». Данный прием по мимо того, что обеспечивает активность познавательной деятельности каждого ученика, дает возможность за короткое время познакомиться с более «широким» полем информации. Класс делится на пять команд (по 5–6 человек), каждый член команды имеет свой порядковый номер от 1 до 6. Это необходимо для координации работы групп и возможности каждому члену команды внести свою долю деятельности для достижения общего результата.

Приведем пример работы данного приема на уроке литературного чтения в 3 классе при знакомстве с произведениями М. Зощенко. Для каждой из пяти групп готовятся заготовки пяти рассказов. Например, «Бабушкин подарок», «Не надо врать», «Ёлка», «Находка», «Калоши и мороженое». А также таблица -матрица для заполнения после первичного чтения.

Пример таблицы-матрицы

Рис. 1. Пример таблицы-матрицы

Каждая команда получает определенный текст. Здесь необходимо учесть индивидуальные особенности каждой группы и объем текста определяется для каждой группы свой. Дается 5 минут для первичного чтения. Далее 5 минут дается для команды, чтобы они поделились впечатлениями о прочитанном и заполнили каждый свою матрицу в ходе группового обсуждения. Дальше педагог дает команду поменяться местами в группах. Например, все первые номера собираются за столом первой группы, все вторые — столом второй группы и так далее. Так как групп у нас пять, а учащихся по 6 в группах, то можно определить, что шестые номера остаются на месте и являются «хранителями» информации. По команде педагога 5–7 минут в группах идет обмен информацией по прочитанным произведениям. На том этапе важно как рассказать о том, о чем прочитал, так и запомнить, что услышал. То есть включаются активно познавательные процессы (память, восприятие, ощущения и т. д.). После того как прошел обмен информацией, все возвращаются на свои места и теперь задача каждого рассказать, что узнали. На этот этап дается тоже 5–7 минут. Дальше интрига в том, что команде предстоит презентовать произведение, которое они сами не читали. То есть, команда вытягивает в ходе жеребьевки любое из 4 произведений кроме своего. Команде дается еще 5 минут, чтобы подготовить презентацию выбранного произведения. Можно опять же использовать готовую таблицу-матрицу, можно дать более творческое задание, например, придумать рекламу данному произведению или попробовать разыграть сценку из произведения. Задание зависит от цели данной деятельности. Мы, на данном этапе заполняли таблицу-матрицу и особое внимание уделяли личным переживаниям и ощущениям, так как активность познавательной деятельности очень зависит от эмоционального отклика.

На уроках математики часто используется прием «конверт». Его можно использовать как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапах закрепления изученного материала. На конверт наклеивается для каждой из групп определенное задание, например, задачи нового типа или примеры на новый способ нахождения результата. За короткий промежуток времени, здесь мы настоятельно рекомендуем сокращать время, ученики должны решить данное задание на листочке и по команде свой листочек положить в конверт. После чего конверт передается по часовой стрелке следующей команде. Итак, пока конверты не вернутся на прежнее место. Обычно на каждый конверт по 3 минуты — это 15 минут урока. Затем каждая команда анализирует полученные данные в конверте. Они должны рассказать все ли команды справились с заданием, были ли правильные решения, можно ли сделать вывод или сформулировать алгоритм, презентуют на доске выводы и решения. Опять же при формулировке задания учитываем индивидуальный уровень каждой группы. Несмотря на то, что каждая группа будет выполнять каждое задание, у всех будет ситуация успеха в конечном результате. А это еще одно из условий обеспечения познавательной деятельности — ориентация на успех.

Огромным потенциалом для познавательной деятельности младших школьников являются уроки изобразительного искусства, музыки, технологии, физической культуры.

Приведем пример организации познавательной деятельности через учебное исследование на уроках изобразительного искусства в 4 классе по теме «Архитектура».

На этапе подготовки к данным урокам необходимо собрать копилку зданий различных стилей архитектуры; копилку малых форм архитектуры: фонари; скамейки, мосты; ограды; фонтаны; копилку информационных источников. Сбор копилки может проводить педагог, тогда работа с копилкой будет достаточно спланирована, учащиеся могут собрать копилку самостоятельно, тогда копилка может дать возможность более свободного выбора входе и теме учебного исследования и выход на самостоятельно выбранную тематику проекта.

Примерный план видов деятельности по теме «Архитектура».

– Исследование информационной копилки архитектурных сооружений (зданий)

– Составление паспортов каждого стиля архитектуры

– Составление морфологического ящика каждого стиля

– Выбор стиля архитектуры для своего проекта

– Эскиз своего проекта города

– Рисуем здания выбранного стиля

– Исследование копилки фонарей, составление морфологического ящика

– Рисуем фонари на улицах города

– Исследование копилки малых форм архитектуры: мосты, скамейки, фонтаны, ограждения.

– Составление морфологических ящиков

– Рисуем малые формы архитектуры

– Подготовка к презентации и презентация продуктов исследовательской и проектной деятельности.

Исследование информационной копилки архитектурных сооружений

1) Первоначальное знакомство с копилкой (собранной учителем или самостоятельно детьми) в свободном режиме в информационном поле (специально организованное место к классной комнате для визуализации своих идей, продуктов деятельности). Данную процедуру целесообразно провести за несколько дней до урока, чтобы дети в дальнейшем могли свободно ориентироваться в информационном поле и будет дана возможность для подключения к сбору информационной копилки.

2) Вторым шагом знакомства с информационной копилкой является проведение игр-тренингов с целью выявления существенных признаков отличия разных зданий, возможность их классификации, определения признаков для дальнейшего составления паспорта изучаемых стилей архитектурных строений.

Примеры тренингов:

– Тренинг «Расселение» — цель разбить наши объекты на группы разными способами. (Можно разделить класс на группы и всем раздать одинаковые копилки, а дети должны разделить на группы здания) Данный тренинг позволяет определить признаки по которым можно распределять в группы.

– Тренинг «Мои друзья» — цель данного тренинга искать в объекте необходимый признак, а если его нет, то предлагать решение, чтобы стать «другом» (Детям раздаются картинки с объектами, учитель задает признак, например, «Мои друзья — все, кто имеет крышу полусферической формы»).

– Тренинг «Теремок» — цель данного тренинга развивать умение сравнивать объекты, находить признаки по которым объекты похожи. (У детей картинки со зданиями, игра начинается как известная сказка «Теремок», в домик отправляется один ребенок с картинкой, каждый последующий должен доказать, что он может жить в данном теремке, потому что он чем-то похож на жителей в теремке.

3) Примерный паспорт на основе модели ЭИЗ (элемент мира — имя признака — значение признака) для изучения особенностей каждого стиля архитектуры (паспорт можно расширить или сузить).

Паспорт стиля архитектуры

Рис. 2. Паспорт стиля архитектуры

4) Примеры составленных паспортов детьми

Примеры детских паспортов Примеры детских паспортов

Рис. 3. Примеры детских паспортов

Составление морфологического ящика

Составление морфологического ящика дает возможность более детального исследования определенных объектов и дальнейшего моделирования архитектурных сооружении заданного типа (стиля)или придумывание своего нового стиля; установления причинно-следственных связей между изменением признаков отдельных элементов объекта (системы) и дальнейшего изменения всего стиля сооружения.

Составление (сбор) морфологического ящика позволяет организовать групповую работу на основе индивидуального опыта рисования объемных фигур, передача теней и полутеней. Рационально заполнять ячейки морфологического ящика рисунками значений имен признаков — это позволит использовать данный составленный (собранный) ящик как конструктор. Используя конструктор дети смогут самостоятельно моделировать и конструировать эскизы сооружений, конструировать задания на проверку признаков разных архитектурных стилей.

Пример обобщённого морфологического ящика для учителя

Пример морфологического ящика

Рис. 4. Пример морфологического ящика

Выбор архитектурного стиля для эскиза своего проекта

После проведенной работы важен этап распределения на группы для дальнейшей проектной и исследовательской деятельности. Распределение на группы желательно провести на добровольном выборе и на интересах, если учащиеся привыкли и умеют работать в группах. Возможен другой вариант, когда учитель сам распределяет на группы (при этом учитывает индивидуальные особенности учащихся, их интересы и возможности). Если учащиеся достаточно готовы работать в группах, можно провести распределение путем случайно выборки, случайного распределения.

При выборе архитектурного стиля важно, чтобы учащиеся высказали свое мнение, почему они выбирают данный стиль, что привлекает в данном стиле, какие существенные характерные признаки данного стиля им помогают определить принадлежность к определенному стилю.

При моделировании эскизов зданий учащиеся могут использовать конструктор (морфологический ящик). После распределения ролей в группе учащиеся могут приступать к работе. На следующих уроках идет работа над малыми формами архитектуры города (скамейки, фонари, ограды, мосты и т. д.)

Итоговой работой по всей теме может быть коллективная творческая работа «Фантастический город» или «Город будущего». Используя приемы фантазирования, учащиеся могут придумать новые архитектурные сооружения.

На уроках физической культуры для развития психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность используются часто задания творческого характера. Например, используя разные приемы «фантазирования» придумываются новые спортивные игры, новое использование определенного спортивного инвентаря в новых условиях. Используются задания на поиск информации на такие вопросы как «Почему баскетбольный мяч имеет именно такую форму?», «Почему шведская стенка имеем именно такое название, кто первый ее так назвал?». Поиск ответов на такие вопросы имеет пропедевтический характер для дальнейшей организации работы над проектами в основной школе.

В данной статье мы поделились небольшим опытом практической работы по проблеме дидактического обеспечения познавательной деятельности младших школьников.

Можно сделать вывод, что дидактическое обеспечение познавательной деятельности включает в себя:

– Педагогические технологии, обеспечивающие организацию познавательной деятельности;

– Дидактические модели и инструменты, позволяющие работать с проблемами, противоречиями;

– Дидактические модели и инструменты, позволяющие формировать ценностные аспекты личности ребенка;

– Комплекс разнообразных видов содержательной информации на различных носителях, разработанных с учетом особенностей современных младших школьников, их индивидуальных возможностей и потребностей.

Литература:

  1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо — М: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — 2002.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  5. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/ В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 2006.
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000.
  7. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учеб. Заведений. / Р. С..Немов — М.: Просвещение: Владос, 1995.
  8. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.с. 255.
  9. Солодилова, О. П. Возрастная психология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. / О. П. Солодилова — М.: Проспект, 2005.
  10. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.
  11. Шамова, Т. А. Активизация учения школьников / Т. А. Шамова. — М.: Педагогика, 1982. — 201 с.
  12. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познава­тельных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.