Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.09.2019

Статья просмотрена: 1505 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. Д. Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста / А. Д. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62513/ (дата обращения: 26.02.2021).



В статье рассматривается проблема формирования учебной успешности на ступени начального общего образования, определяются ключевые составляющие учебной успешности, значительное внимание уделяется выявлению и обобщению существующих в научной литературе критериев учебной успешности младших школьников.

Ключевые слова: учебная успешность детей младшего школьного возраста, критерии учебной успешности, дети младшего школьного возраста.

В качестве необходимого условия построения любой результативной педагогической системы на современном этапе развития общества выступает ориентация на успешное ее освоение учениками. Не представляется возможным воспитать постоянно совершенствующегося, творческого человека, готового к непрерывному образованию, не учитывая его успешности в обучении. Начальная школа является одной из важнейших ступеней образования современного человека, именно здесь учебная успешность закладывает основу для дальнейшего саморазвития и становления личности.

Анализ научной литературы показал, что проблема определения учебной успешности младших школьников является до сих пор актуальной. Перед педагогом по-прежнему возникают такие вопросы: как же определить успешного ученика, по каким критериям оценить его успешность.

Изучение работ современных исследователей позволяет рассматривать учебную успешность в совокупности трех ее составляющих:

− педагогической, отражающей соответствие достижений младшего школьника требованиям образовательной программы и выраженной в успеваемости;

− психологической, представляющей удовлетворенность обучающегося учебной деятельностью и ее результатами (что выражается в преобладающих эмоциях ученика на уроке, в самооценке его учебных достижений и отношении к школе);

− социальной, определяющей особенности взаимодействия обучающегося с окружающими (учителем, одноклассниками) в рамках учебной деятельности. [4, с. 16]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная успешность представляет собой обобщенную оценку эффективности результата деятельности обучающегося по усвоению различных знаний, умений, навыков, ценностей, обеспечивающую раскрытие своих умственных возможностей, позитивное отношение к учебной деятельности, удовлетворенность. [2, с. 442]

Учитывая многогранность изучаемого понятия, определение уровня успешности детей, в частности младших школьников, является весьма затруднительным и в наши дни.

Изучение научной литературы позволило выявить существование различных точек зрения на определение критериев учебной успешности.

М. Я. Адамский, разрабатывая модель успешного обучения в общеобразовательной школе, приводит такие факторы успешности, как: наличие личностных успехов в учебной деятельности, признание этих успехов педагогом и удовлетворенность учащегося своей деятельностью и ее результатами. [1, с. 58]

В исследовании Л. Е. Шубиной успешность учебно-познавательной деятельности рассматривается как показатель эффективности учебного процесса, который определяется следующими критериями:

− «критерий знания и понимания материала;

− критерий использования знаний при решении разнообразных задач;

− критерий познавательной самостоятельности;

− критерий личностного отношения школьника к изучаемому предмету;

− критерий степени личной удовлетворенности ходом и результатами учебно-познавательной деятельности». [6, с. 35–37]

О. А. Яшнова в своей работе, посвященной обучению и воспитанию младших школьников, выделяет следующие характеристики успешной личности ученика:

− высокий уровень мотивации, интерес к учению, прилежание, сформированность знаний и умений;

− любознательность в различных областях, проявление интереса;

− адекватная самооценка результатов своей работы и работы одноклассников;

− умение радоваться достигнутым успехам, переживать неудачи, сопереживать другим;

− положительный статус в коллективе. [7, с. 65–67]

Т. Ю. Курапова рассматривает успешность обучения как понятие, объединяющее в себе оценку результатов деятельности ребенка учителем и родителями, эффективное обучение и удовлетворенность самого ученика. Автор подразделяет все критерии на педагогические и психологические. К группе педагогических критериев относятся:

− способность ребенка выражать свои знания, умения и навыки;

− способность к осваиванию образовательных программ, изучаемых в школе.

К группе психологических критериев относятся:

− позитивное отношение к обучению в школе, положительная мотивация;

− взаимопонимание между учителем и учеником;

− доброжелательная атмосфера в коллективе;

− способность к адекватному восприятию себя, вера в свой успех;

− благополучная обстановка в семье. [3, с. 106–108]

В исследовании Е. А. Ширяева, посвященного теоретическому анализу существующих подходов к определению показателей учебной успешности, разработана собственная модель успешности обучения. В данной модели автор выделяет следующие критерии:

− когнитивный (успеваемость ученика, его участие в различных мероприятиях — конкурсах, олимпиадах, конференциях);

− социально-психологический (самооценка, положение в коллективе, взаимоотношения в классе и семье);

− мотивационный (мотивация ученика к учебной деятельности);

− эмоционально-волевой (отношение к обучению в школе, уровень тревожности). [5, с. 173]

Анализ научной литературы показал, что для выявления учебной успешности младших школьников могут использоваться такие критерии, как: способность к усвоению материала, положительное отношение к обучению, прилежность, заинтересованность и любознательность, умение радоваться успехам и переживать неудачи, ощущение собственной удовлетворенности от обучения, взаимопонимание между учеником и учителем, доброжелательная атмосфера в классе и дома.

Успешность ученика в современном мире понимается как объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности в совокупности с положительной оценкой педагога, позитивной самооценкой и самоощущением самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения, на наш взгляд, будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов.

Литература:

1. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. — Великий Новгород, 2005. — 201 с.

2. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8. — С. 438–442.

3. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ. В кн.: Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции / Т. Ю. Курапова. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106–109.

4. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. — М.: Экон-информ, 2013. — 139 с.

5. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. — 2016. — № 14. — С. 168–173.

6. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шубина Людмила Евгеньевна. — М., 2002. — 145 с.

7. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Яшнова Оксана Александровна. — М., 2002. — 179 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная успешность, учебная деятельность, критерий, научная литература, доброжелательная атмосфера, младший школьный возраст, обучение, позитивное отношение, умение, учебно-познавательная деятельность.


Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, учебная успешность детей младшего школьного возраста, критерии учебной успешности

Похожие статьи

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Профессиональная направленность, учебная активность, умственная самостоятельность, академическая успеваемость и учебная успешность – все это разнообразные по форме критерии можно отнести к внутренним критериям в той или иной педагогической системе.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Учебную деятельность младших школьников важно побуждать и направлять различными мотивами.

Успешность в основной школе напрямую зависит от уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, их стойкого интереса к процессу обучения и...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

1. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте общественная по своему содержанию

Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований...

Возрастные возможности формирования познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически) : младший школьный возраст, младший школьник, действие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учащийся, развитие, формирование, учебно-познавательная деятельность.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

По нашему мнению, успешность учебной деятельности младших школьников в большей

мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков...

Педагогические условия формирования информационно...

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению.

Похожие статьи

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Профессиональная направленность, учебная активность, умственная самостоятельность, академическая успеваемость и учебная успешность – все это разнообразные по форме критерии можно отнести к внутренним критериям в той или иной педагогической системе.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Изучение готовности младших школьников к переходу...

Учебную деятельность младших школьников важно побуждать и направлять различными мотивами.

Успешность в основной школе напрямую зависит от уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, их стойкого интереса к процессу обучения и...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

1. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте общественная по своему содержанию

Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований...

Возрастные возможности формирования познавательных...

Основные термины (генерируются автоматически) : младший школьный возраст, младший школьник, действие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учащийся, развитие, формирование, учебно-познавательная деятельность.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

По нашему мнению, успешность учебной деятельности младших школьников в большей

мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков...

Педагогические условия формирования информационно...

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению.

Задать вопрос