Предпосылки формирования в России мегарегулятора финансового рынка в роли Центрального Банка России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Кудишин, Е. С. Предпосылки формирования в России мегарегулятора финансового рынка в роли Центрального Банка России / Е. С. Кудишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 311-312. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75437/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор пытается определить факторы, повлиявшие на формирование у Центрального банка России статуса мегарегулятора финансового рынка.

Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России.

Идеи о том, что в Российской Федерации назрела необходимость создания мегарегулятора финансовых рынков, появилась более десяти лет назад. Примерно в это же время ученые высказывали мысли по поводу сосредоточения в таком мегарегуляторе функций надзора и контроля за различными секторами финансового рынка.

Изначально идея о создании в нашей стране мегарегулятора была предложена по заказу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России в исследовании компании под названием «CadoganFinancial» в конце 1999 года. Были предложены различные аргументы, которые подтверждали необходимость введения такого рода мегарегулятора, среди которых высказывались следующие:

− преодоление непоследовательности и фрагментарности имеющейся в России нормативной базы;

− преодоление ресурсной ограниченности

− обеспечение независимости,

− создание четкой карьерно-иерархичной структуры и многие другие [5].

На заседании Правительства Российской Федерации, которое происходило в ноябре 2003 года, обсуждались вопросы создания в России мегарегулятора, и в результате этих обсуждений Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации и иными министерствам и ведомствам было дано поручение предоставить свои собственные предложения по данному вопросу.

В марте 2011 года Дмитрий Медведев подписал Указ № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [2], которым было предусмотрено создание в России мегарегулятора на базе Федеральной службе по финансовым рынкам.

В 2011 году все надзорные полномочия по страховому сектору были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам России, и данное обстоятельство было реальным шагом в направлении поэтапной реализации идеи мегарегулятора.

В сентябре 2012 г. возникло предложение создать мегарегулятор на базе Федеральной службе по финансовым рынкам России и Центрального Банка Российской Федерации, объединяя финансовый надзор в Банке России.

Легитимация выбранного варианта изменений состоялась в июле 2013 года, когда были приняты следующие нормативные акты:

− Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [3];

− Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1].

С учетом изменений, произошедших с 1 сентября 2013 года, все полномочия, принадлежащие Федеральной службе по финансовым рынкам, касающиеся регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков были переданы Центральному Банку России. После данных изменений Федеральная службы по финансовым рынкам была упразднена, а Центральный Банк России с этого момента наделен функциями мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации.

Таким образом, в качестве основных предпосылок создание мегарегулятора в виде Центрального Банка России можно выделить:

− во-первых, достаточно высокие издержки на содержание всего аппарата государства и его низкая эффективность;

− во-вторых, недостаточность правового обеспечения;

− в-третьих, дублирование некоторых функций регулирующих органов;

− в-четвертых, формальный подход к регулированию финансового рынка;

− в-пятых, отсутствие в стране единого координационного центра контроля за финансовым рынком.

В итоге, после создания в России мегарегулятора в лице Центрального Банка Российской Федерации, к нему перешли все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России, а полномочия самого Центрального Банка вдобавок дополнились новыми, в частности:

− утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

− проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, а также публикация соответствующих статистических данных и материалов;

− осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в России и в зарубежные государства в соответствии с отечественным законодательством.

Одним из главных аргументов в пользу создания мегарегулятора на базе Центрального Банка Российской Федерации была необходимость качественного регулятора финансовой сферы нашего государства за счет совершенствования контроля над системными рисками, включая также контроль за финансово-банковскими группами и консолидированный контроль [4].

Следует отметить, что введение мегарегулятора в нашем государстве на базе Центрального Банка Российской Федерации повлекло за собой ряд положительных изменений, в числе которых отметим:

− выстроенную систему регулирования и высокий профессиональный уровень специалистов Центрального Банка Российской Федерации;

− значительное сокращение издержек на административное регулирование;

− возможность оперативного регулирования в кризисных ситуациях.

Однако, наряду с положительными последствиями функционирования в Российской Федерации мегарегулятора, имеются также и отрицательные последствия, в числе которых:

− невозможность унификации методов контроля и регулирования;

− централизация власти в руках одного органа в виде Центрального Банка;

− сложность учета при одном органе контроля особенностей различных секторов финансового рынка, в том числе, например, сектора рынка ценных бумаг или страхового сектора.

В целом можно отметить, что создание мегарегулятора и укрупнение финансовых регуляторов в нашей стране повторяет в какой-то степени и зарубежный опыт и в настоящее время считается общемировой тенденцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2013. — № 30 (часть I). — Ст. 4084.
  2. Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 10. — Ст. 1341.
  3. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 30 (часть II). — Ст. 4086.
  4. Кожевникова Т. М., Теракопов С. Г. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. — № 1. — С.24.
  5. Счастная Т. В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России / Т. В. Счастная // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. — № 1 (21). — С.113.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, финансовый рынок, Федеральная служба, Центральный Банк, Центральный Банк России, Россия мегарегулятора, финансовый рынок России, контроль, Россия, создание мегарегулятора.


Похожие статьи

Регулирование финансовых рынков и банковской деятельности...

Предложены пути совершенствования деятельности Банка России в условиях присоединения к нему Федеральной службы по финансовым

Библиографическое описание: Мирошина, К. А. Регулирование финансовых рынков и банковской деятельности в России на базе создания...

Центральный банк Российской Федерации как регулятор...

Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот конфликт интересов и распространяет его на

Кудряшова Е. В. Центральный банк Российской Федерации в системе стратегического планирования России / Е. В. Кудряшова...

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Центральный банк Российской Федерации — это банк, который является ключевым звеном банковской системы страны. В нем не открываются счета и не даются кредиты населению. По мнению А. Киреева, «Центральный банк — это мегарегулятор всей финансовой системы...

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального...

Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России, контрольно-надзорная деятельность.

Следует отметить, что виды и формы контроля и надзора Центрального Банка России за участниками финансовых рынков также являются...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Центральный банк РФ является основным органом банковского контроля в деятельности кредитных организаций. Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к функциям государственной...

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Направления совершенствования финансового рынка России. финансовый рынок, инсайдерская информация

Центральный банк Российской Федерации как регулятор... Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот.

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Похожие статьи

Регулирование финансовых рынков и банковской деятельности...

Предложены пути совершенствования деятельности Банка России в условиях присоединения к нему Федеральной службы по финансовым

Библиографическое описание: Мирошина, К. А. Регулирование финансовых рынков и банковской деятельности в России на базе создания...

Центральный банк Российской Федерации как регулятор...

Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот конфликт интересов и распространяет его на

Кудряшова Е. В. Центральный банк Российской Федерации в системе стратегического планирования России / Е. В. Кудряшова...

Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор...

Центральный банк Российской Федерации — это банк, который является ключевым звеном банковской системы страны. В нем не открываются счета и не даются кредиты населению. По мнению А. Киреева, «Центральный банк — это мегарегулятор всей финансовой системы...

Формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального...

Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России, контрольно-надзорная деятельность.

Следует отметить, что виды и формы контроля и надзора Центрального Банка России за участниками финансовых рынков также являются...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Центральный банк РФ является основным органом банковского контроля в деятельности кредитных организаций. Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к функциям государственной...

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Направления совершенствования финансового рынка России. финансовый рынок, инсайдерская информация

Центральный банк Российской Федерации как регулятор... Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот.

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический...

Задать вопрос