Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.11.2020

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Кулигина, А. В. Особенности дополнения адаптированной образовательной программы по физической культуре варианта 8.3 для ребенка с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста / А. В. Кулигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75133/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются основные положения при разработке индивидуального образовательного маршрута по физическому развитию ребенка с аутизмом по варианту 8.3 в условиях инклюзивного образования. На основании проведенного эксперимента была показана эффективность построения занятий физической культурой по индивидуальному маршруту.

Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройства аутистического спектра, адаптированная рабочая программа, индивидуальный образовательный маршрут.

В последнее время среди детей всё чаще встречаются аутистические расстройства разной этиологии или другими словами — аутизм. К сожалению, данная детская особенность все еще не до конца изучена, поэтому сегодня остро стоит проблема коррекции, обучения и воспитания таких детей. Такое аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, нарушением и отставанием физических качеств. По уровню физического развития дети с аутизмом отстают от здоровых сверстников на 1–3 года. Методически правильно организованные занятия физической культурой должны стимулировать положительные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые физические качества и двигательные функции [2].

Инклюзивное образование и ресурсные классы сегодня только начинают входить в общеобразовательные учреждения, что является новым как для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для педагогов.

Большие изменения происходят и в педагогической теории и практике, а именно — смена образовательной парадигмы: содержание образования делает акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В связи с этим, одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями. Данное положение обусловлено и подтверждено тем, что образовательные потребности и результаты ребенка с ОВЗ зависят от условий, структуры и содержания программ, по которым они обучаются, тем самым требуют особой организации образовательно-воспитательной среды [1].

Согласно ФГОС, вариант обучения 8.3 предназначен для образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговым достижениям сверстников, не имеющим дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки [3].

Академический компонент образовательной программы с данной категории не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 8.3 ФГОС НОО предполагает выдачу свидетельства об обучении.

Для более успешного освоения учебной программы по варианту 8.3 разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по физическому развитию ребенка, задачами которого выступают:

– определение индивидуальных потребностей ребенка;

– повышения уровня развития ребенка, а также индивидуальная работа по формированию недостаточного освоенных навыков;

– социально-личностное развитие ребенка; оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи;

– направленная подготовка к восприятию и освоению учебного материала.

Индивидуальный образовательный маршрут — это документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и/или физическом развитии.

Главной целью разработки ИОМ является создание оптимальных условий для развития физического потенциала ребенка и коррекция имеющихся нарушений. Универсального способа создания ИОМ нет. Разработка ИОМ зависит от особенностей обучения ребенка и его развития на протяжении определенного временного интервала, т. е. ИОМ имеет пролонгированный характер. Нельзя определить данный маршрут на весь период обучения, так как сущность его разработки в его отражении процесса динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

ИОМ по физическому развитию включает в себя следующие разделы — целевой, в который входит пояснительная записка, психолого-педагогическая характеристика ребенка, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, особенности ребенка с ОВЗ, а также планируемые результаты работы; в содержательном разделе указывается календарно-тематическое планирование учебного процесса и содержание коррекционно-развивающих занятий; в организационном разделе говорится об организации и условиях проведения коррекционно-развивающих занятий.

Чтобы увидеть динамику при работе по ИОМ у ребенка с РАС было разработано тестирование. Упражнения, входящие в состав мониторинга, показывают уровень развития физических качеств ребенка, а также специальных двигательных навыков. При подборе тестов для оценки физического состояния ребенка предпочтение отдавалось тем, которые наименее зависимы от сформированности других двигательных навыков, поскольку несформированное умение не позволит выполнить испытание в полной мере. К тестам, результаты которых наименее зависимы от уровня овладения техникой выполнения можно отнести: бег с ходу (скоростные или общая выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из положения стоя (гибкость) и др. А также тем упражнениям, которые максимально показали бы разностороннее развитие физических способностей.

Единых нормативов и точных их значений для детей с РАС нет. Исходная точка — это показатели самого первого тестирования, на которые специалист по физической культуре будет опираться в дальнейшем. С каждым новым тестированием выполняется анализ полученных результатов — контрольные значения со временем должны изменять свое значение в сторону улучшений. Поэтому здесь главное систематичность занятий и своевременность мониторинга.

Тестирование проводилось до разработки ИОМ, а также после шести месяцев работы согласно индивидуальному образовательному маршруту, результаты которого можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования

Тестирование

Сентябрь 2019

Февраль 2020

Ловля падающей гимнастической палки

1раз

4раза

Ходьба по гимнастической скамье руки в стороны

8раз

2раза

Стойка на 1 ноге

-

5.6сек

Наклоны туловища вперед — вниз из положения стоя

7см

7см

Прыжок в длину с места

-

50см

Ползание по 3 гимнастическим матам

1.05мин

1.05мин

Метание теннисного мяча на дальность

10м

18м

Челночный бег 3х10 с возвратом мячей за линию старта

35сек

26сек

Ходьба «по-дощечкам»

1.20мин

1.00мин

«Полоса препятствий»

2.35мин

2.10мин

Для более наглядного представления данных показателей, были определены следующие баллы: за уровень тестирования каждого теста. Например, если в сентябре 2019 года ребенок не выполнил тест — 0 баллов, а в феврале 2020 года выполнил уверенно — 3 балла. Анализ данных был реализован в программе MS Excel и представлен на рис. 1.

Мониторинг сентябрь 2019 — февраль 2020

Рис. 1. Мониторинг сентябрь 2019 — февраль 2020

Графическое представление результатов позволяет увидеть, что тестовые показатели улучшились после работы согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка по физическому развитию. Синий показатель — сентябрь 2019, оранжевый — февраль 2020.

Таким образом, если у ребенка идет отставание физических качеств и навыков от возрастных требований и требований школьной адаптированной рабочей программы, то необходима разработка индивидуального образовательного маршрута, который составляется на основе рабочей программы и включает в себя материал, основанный на индивидуальных особенностях ребенка с аутизмом.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, физическое развитие, инклюзивное образование, ребенок, физическая культура, разработка, тестирование, физическое развитие ребенка.


Похожие статьи

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения

В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования

Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Похожие статьи

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения

В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Готовность педагогов к работе с учащимися с ОВЗ как фактор эффективности инклюзивного образования

Статья содержит результаты исследования готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и ее взаимосвязи с показателями деятельности учителя в условиях инклюзивного образования.

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Задать вопрос