Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Золотухина, О. В. Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением / О. В. Золотухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75091/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, временная перспектива, самосознание.

Подростковый возраст является сложным переходом от детства к взрослости. В этот период подросток стремится понять себя, свои возможности. Он стремится выяснить свое сходство с другими людьми, понять, чем отличается от них. Подростки большую часть времени проводят со сверстниками, тем самым формируя направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается отклоняющимся. аддиктивным.

Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, так как может иметь следующие негативные последствия:

– конфликты с окружающими;

– совершение преступлений;

– утрата работоспособности.

Аддиктивность нужно понимать как «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [1].

Следовательно, аддиктивное поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности.

Аддиктивное поведение личности имеет несколько форм:

– химическая зависимость, к которой относится курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость;

– нарушение пищевого поведения;

– игровая зависимость.

Подростковый возраст также является возрастом неопределенности. У подростков с аддиктивным поведением существует значительная внешняя неопределенность, так как у них отсутствуют четкие и непротиворечивые требования со стороны окружающих взрослых, навыки постановки цели и планирования действий по ее достижению. Поэтому такие подростки чувствуют неуверенность в собственном будущем намного больше, чем подростки, не имеющие склонность к зависимостям.

Ю. Г. Овчинникова считает, что состояние неопределенности состоит в том, что подросток не знает, что будет происходить в следующий момент, его будущее выглядит расплывчатым и неопределенным, а прошлое начинает терять смысл [3]. Отсюда следует, что у подростка имеются серьезные нарушения временной перспективы.

Временная перспектива относится к одной из наиболее важных характеристик личности. Она оказывает влияние на происходящие жизненные процессы, связывается с личностными особенностями и затрагивает различные сферы жизни.

Изучением вопросов временной перспективы занимались разные ученые, такие как Б. Г. Ананьев, К. Левин, К. А. Абульханова-Славская, Ж. Ньюттен, У. Джеймс и другие.

Изначально понятие временной перспективы было введено К. Левиным. Временная перспектива, по его мнению, — это общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и прошлое, которые существуют в настоящем времени.

Начало изучения временной перспективы можно отнести ко второй половине 19 в. На ранних этапах проблемой времени занимались зарубежные исследователи. В лабораториях В. Вундта ставились опыты оценки продолжительности хронометрических ударов.

В дальнейших исследованиях времени Х. Эренвальда было выявлено, что люди по-разному воспринимают заданные длительности: для одних испытуемых характерно недооценивать время, а для других — переоценивать его.

Согласно теории Ж. Ньюттена, можно выделить три аспекта временной перспективы [2]:

1) временная перспектива, которая характеризуется протяженностью и насыщенностью;

2) временная установка (более или менее позитивное отношение личности к своему прошлому, настоящему и будущему);

3) временная ориентация (доминирующая направленность поведения личности на объекты своего прошлого, настоящего и будущего).

У подростков с аддиктивным поведением прошлое, настоящее, будущее слабо связаны друг с другом или совсем не связаны. Для таких подростков характерно стихийно-групповое общение, которое порождает у них стремление уйти от личной ответственности, приписать другим ответственность за события, особенно негативные, своей жизни. Для них свойственна временная перспектива фаталистического настоящего.

По мнению Н. Н. Толстых, у подростков с аддиктивным поведением сужена и деформирована временная перспектива [4].

Расплывчатость представлений о времени сказывается и на самосознании подростков.

Согласно мнению И. И. Чесноковой, формирование самосознания отличается определенной спецификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека. Она выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

На первом уровне самопознания происходит соотнесение человека с другими людьми, создаются первичные образы самого себя, относительно устойчивые представления о своем «я», но отсутствует глубинное, целостное понимание своей сущности.

На втором уровне самопознания человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе, проявляется самоанализ, самоосмысливание, возникает обобщенный образ своего «я».

На уровне эмоционально-ценностного отношения к себе формируется собственное отношение человека к внутренним проявлениям своего «я», отражаются различные аспекты самоотношения.

Третий уровень, саморегуляция, предполагает наличие двух компонентов — управления поведенческими проявлениями и самоконтроля, то есть соотнесения цели, предпосылки и процесса действия.

Подростки с аддиктивным поведением склонны приписывать себе отрицательные, социально-неодобряемые черты характера. У них содержание структурных компонентов самосознания отличается определенной спецификой:

а) негативным «Я» — образом;

б) неадекватной самооценкой;

в) неудовлетворенностью особенностями своей личности;

г) недостаточным самоконтролем.

У подростков с аддиктивным поведением в полной степени не происходит формирование нравственного ценностного отношения к себе и окружающим. Среди них больший процент подростков, способных на саморазрушающее и агрессивное по отношению к социуму поведение. Таких подростков характеризует низкий уровень самопринятия, преобладание отрицательных высказываний о себе над положительными.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что у подростков с аддиктивным поведением прослеживается взаимосвязь временной перспективы с самосознанием.

Литература:

  1. Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Ньюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Ньюттен; под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.
  3. Овчинникова Ю. Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности // Мир психологии. 2004 № 2
  4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. ст. М.: МГППУ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, подросток, поведение, будущее, время, настоящее, подростковый возраст, прошлое, эмоционально-ценностное отношение.


Задать вопрос