Структурно-содержательная характеристика повествовательного текста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Чуканина, Д. Б. Структурно-содержательная характеристика повествовательного текста / Д. Б. Чуканина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75078/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная публикация описывает понятие текст и его виды. В статье рассматривается повествовательный текст и анализ рассказа. Одно и тоже действие рассматривается со стороны внешнего и внутреннего рассказчика. Также анализируются определенные элементы, которые имеют функцию времени и пространства повествующего действия: личные местоимения, глагольные окончания, наречия место и времени, временные формы. Повествование может начаться с середины текста, а также может начаться с конца. Можно заключить, что повествовательный текст можно рассмотреть под разным углом. И насколько текст может потерять свои элементы или приобрести новый окрас.

Ключевые слова: текст, анализ, фраза, время, пространство, действие

Текст — это сообщение, которое содержит уникальную тему и представляет характеристики связности и законченности текста, т. е. предполагает отношение между передающим сообщение и получающим. [1].

Текст (по лат. textus ткань, по итал.яз. tessuto) — продукт речевой деятельности, который связан между собой системой отношений. Текст, является фундаментальной единицей речевой деятельности. Текст, является совокупностью фраз и может состоять только из одного выражения. Текст состоящий из одного предложения должен иметь полный смысл и представлять собой сообщение полное или законченное для получателя. Текст представляет следующие характеристики: [2].

− Непротиворечивая тема

− Сообщающая функция, которая должна быть ясна.

Существуют разные виды текстов. К примеру, когда читаем или рассказываем какую-нибудь историю, сказку или новости, прогноз погоды, читаем квитанцию к счету или инструкцию по применению того или иного аппарата либо письмо. Таким образом, мы можем выделить коммуникативные цели, такие как рассказать, проинформировать, описать или убедить. Также можно выделить литературные тексты, которые могут иметь различные жанры. Тексты могут быть длинными или короткими и иметь достаточное количества фраз, а также могут иметь одну фразу. Существуют разные виды текстов, такие как: повествовательные, описывающие, аргументирующие, информативные, регулятивный. [4]В данной статье мы рассмотрим повествовательный текст и проведем анализ повествовательного рассказа, с тем чтобы рассмотреть трансформацию, которая происходит при смене точки зрения рассказчика. Одно и тоже действие рассмотрим со стороны внешнего и внутреннего рассказчика и как меняется текст во временных формах, местоимениях, наречиях времени и место. Повествование — это действие, которое происходит в определенном месте и в определенное время. События, которые представлены в рассказе должны быть последовательны и иметь логическую цепочку. Повествование может идти как от первого лица, так и от третьего лица, и для него характерны такие элементы как завязка, развитие действия и развязка [5].

Проведем анализ повествовательного текста.

Рассказ о двух коллегах, которые решили гулять по центральным улицам города, чтобы отдохнуть и расслабиться от работы.

  1. Io e Carlo, il mio collega di lavoro, avevamo deciso da alcuni giorni di fare una passeggiata nelle vie del centro per distrarsi e riposarsi dopo le fatiche di lavoro. L’appuntamento era per sabato pomeriggio di fronte a un negozio di abbigliamento che entrambi conoscevamo: di li avremmo cominciato il nostro giro.

Carlo arrivo` per primo: lui e` sempre puntuale. Io invece, per un motivo o per l’altro, arrivo` sempre un po` tardi. Indossava una camicia e un paio di jeans, mentre io, come al solito, ero in giacca e cravatta. Non appena fui sceso dall`autobus, iniziai a fare grandi gesti verso di lui, per scusarmi. Lui rispose ai miei gesti con un sorriso: poi aggiunse: “L`ho sempre detto che non sei puntuale”.

Dopo I saluti passeggiammo parlando dei prossimi esami. Dopo una sosta nel negozio dei dischi e dopo un giro per le vitrine, finimmo nella solita pizzeria a mangiare qualcosa. [6]

В рассказе есть закрепленное время (суббота ближе к вечеру) и пространство (центр города), и это нам дает понять автор с первых строк. Временной фактор является фундаментальным в повествовательных текстах, характеризуется он временными индикаторами (к примеру для начало, потом, после ), которые определяют последовательность в которой происходят действия, их длительность и временные скачки в повествовании. Временные формы, более используемые в повествовании, являются прошедшими . Каждая из временных форм имеет свою характеристику и свою функцию в повествовании к примеру: временные формы совершенного вида ( к примеру passato remoto прошедшее законченное время, passato prossimo,ближайшее прошедшее время ), которые указывают на заключительное действие, они необходимы для представления действий ( arrivo`- он приехал, rispose — он ответил, aggiunse — он добавил ). Временные формы несовершенного вида ( imperfetto- незаконченное прошедшее время, trapassato prossimo — предпрошедшее время ), которые выражают длительность действия, они используются для описания предшествующего действия ( к примеру: appuntamento era per sabato pomeriggio- встреча была назначена на субботу, в послеобеденное время ) и описания ( indossava una camicia e un paio di jeans, mentre io, come al solito, ero in giacca e cravatta- он был одет в рубашку и джинсы, а я как обычно надел пиджак и галстук ). Базовая структура повествовательного текста может иметь разные вариации, которые позволяют автору подчеркивать разные аспекты действий, оживлять рассказ, для стимуляции ожидания читателя-слушателя. К примеру, действия могут быть рассказаны внутренним рассказчиком ( главным героем или одним из персонажей ), как представлено в нашем примере, или наблюдателем (внешним рассказчиком). [7] Другая возможность представление хронологического порядка в тексте, с которым представлены действия в нашем примере является прямым порядком. Существует другой порядок преставления действий в тексте, который называется искусственный порядок. А теперь попробуем изложить наш текст, изменив два параметра: точка зрения ( изменим внутреннего рассказчика на внешнего ) и последовательность действий ( прямой порядок будет изменен на искусственный ) [8]

  1. Carlo e Luigi hanno deciso da alcuni giorni di fare una passeggiata nelle vie del centro, vogliono distrarsi e riporarsi dopo le fatiche del lavoro.

A tal fine I due giovani sis ono dati appuntamento per il sabato pomeriggio di fronte a un negozio di abbigliamento che entrambi conoscono di li cominceranno il proprio giro. Il programma non `e ancora stato definito: ma si puo scommettere che dopo una sosta nel negozio di dischi, dopo essersi soffermati davanti a parecchie vetrine, I due amici finiranno come al solito in pizzeria. Lo faranno sicuramente.

Il primo ad arrivare e` Carlo: e` un ragazzo molto alto e magro e indossa un paio di jeans e una camicia.Lui si, che `e sempre puntuale. L’altro invece, con una scusa o con l’altra, arriva sempre un po` tardi. Ma eccolo finalmente: `e sceso dall’autobus e ha cominciato a fare grandi gesti all’amico, come per scusarsi. Lo spilungone risponde ai gesti con un sorriso: poi aggiunge:”L’ho sempre detto che non sei puntuale”.

Luigi `e una ragazzo di media statura, ben piazzato e robusto. Indossa giacca e cravatta, come sempre. Il ritardario ama l’eleganza e lo sport. Carlo ama la musica jazz. Ad entrambi piace parlare di cinema.

Ora passeggiano parlando in fretta. I prossimi esami son oil tema della loro conversazione.

Смена внутреннего рассказчика на внешнего меняет определенные элементы, те которые имеют функцию времени и пространства повествующего действия: личные местоимения, глагольные окончания, наречия место и времени, временные формы. [9] Внешнее повествование позволяет смотреть более сдержанно на повествующие события, вставляя суждения о главных героев или другие комментарии. Порядок текста под номером 2 является искусственным, потому что во втором изложении добавляется предположение о том, как закончится прогулка двух друзей. [10]

Таким образом, существуют разные вариации повествования в искусственном порядке. Повествование может начаться с середины текста, а также может начаться с конца. И в таком случае все события шли бы от обратного с описанием предшествующего события. Можно заключить, что повествовательный текст можно рассмотреть под разным углом. И насколько текст может потерять свои элементы или приобрести новый окрас.

Литература:

  1. Maurizio Dardano e Pietro Trifone, “ La lingua Italiana”(Bologna,1985)
  2. Marazzini C., La lingua italiana, Il Mulino, Bologna, 2002
  3. Pelizza G., Mezzardi M., L’italiano in azienda, Guerra, Peruggia, 2002
  4. Павченко Н. В., Качесова И. Ю., Комиссарова Л. М., Чувакин А. А., Земская Ю. Н. «Теория текста: учебное пособие» стр.7–10
  5. Samburger C., Samburger A., Le strutture dell’italiano, La Nuova Italia, Firenze, 1986
  6. Kovalev V. Dizionario russo- italiano italiano-russo, Zanichelli editore, S.p.A. Bologna 2000
  7. https://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie.
  8. https://superinf.ru/view_helpstud.php
  9. https://studfile.net
  10. https://digilib.phil.muni.cz
Основные термины (генерируются автоматически): повествовательный текст, текст, внутренний рассказчик, вид текстов, действие, искусственный порядок, повествующее действие, речевая деятельность, середина текста, функция времени.


Похожие статьи

Текст и дискурс: дифференциация понятий | Статья в журнале...

Текст — это результат индивидуальной речевой деятельности. По мнению многих учёных, мы выражаем мысли посредством не отдельных высказываний, а целых текстов. И если признать вслед за Ф. де Соссюром историческую первичность речи по отношению к языку, то именно текст обусловливает саму языковую систему, являясь «языковым материалом».

3. Дискурс одного языка переводится на другой язык как целая единица. При этом возможны не только лакуны лексического порядка, но и стилистические лакуны, то есть отсутствие соответствующего стиля в языке перевода, что требует прибегнуть к стилистической транспозиции; 4. Дискурс обладает языковой и этноязыковой спецификой в поэтическом аспекте, которая заключается не только в ритмике и метрике стихотворных произведений и их рифмованной организации.

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В области РКИ текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком. В работе с текстом на уроке иностранного языка принято выделять содержательные и структурные характеристики текста и основанные на нем речевые образования. Логико-структурная схема темы представляет собой отражение в данной теме отношений и взаимосвязей между явлениями, предметами, их свойствами в реальной действительности, или изображение предметного содержания.

- текст — конкретное проявление речевой деятельности, речевого общения; - текст как единица, интегрирующая значение всех языковых единиц; - текст как категория, показывающая «язык в действии»

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Курс-практикум «Работа с текстом» предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла). В связи с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту проблемы работы с текстом вышли на одно из первых мест как в работе учителей начальной школы, так и деятельности учителей средней школы.

Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов. Функционально-стилевая дифференциация текстов. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

По этой причине текст и дискурс рассматривались как взаимозаменяемые понятия. Как отмечает М. К. Бисималиева, «исследователи использовали термин «текст», анализируя процесс его порождения и восприятия, изучая его как процесс и как продукт речевой деятельности, понимая под

Рассмотрение понятий «текст» и «дискурс» с позиции когнитивной лингвистики Е. С. Кубряковой и О. В. Александровой «…Под дискурсом следует иметь в виду именно когнитивный процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения, текст же является конечным результатом процесса

Дискурс как живая речь — целенаправлен, речевой акт или макроакт — последовательность отдельных речевых актов — имеет своей задачей воздействие на поведение собеседника (с целью изменения или сохранения): на его интеллект, эмоции, волю, предпринять какие-то действия, а в отдельных случаях вынудить его...

Текст как основа речевого развития школьников | Молодой ученый

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка. В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся. Для овладения в достаточном объеме речью, необходимо активизировать средства языка в различных формах их проявления, освоить механизмы речи, которые могут быть усвоены только в практической деятельности: в процессе восприятия речи, выражения своих мыслей в устной и письменной форме.

Изучение текстовой функции видо-временных форм глагола...

Предложения с глаголами активного действия формируют динамическую часть текста, повествование о событиях, сменяющихся во времени, движущее развитие сюжета.

Повествование и описание в разных сочетаниях — основные элементы построения, композиции того или иного текста, а видо-временная форма глагола выполняет предназначенные ей функции в текстовом времени, т. к. в реальном речевом употреблении категории вида и времени соединены в одной видо-временной форме.

Формы глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида наиболее типичны для художественных текстов, поскольку в них обычно говорится о прошедшем. Но интересы рассказчика, смена точек зрения иногда требуют для выполнения тех же функций других временных форм глагола.

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Для всех текстов независимо от их вида должно быть свойственно некоторое содержание, тематически организованное, с определенным разбиением на субъединицы, т.е. субтемы, фигурирующие в коммуникации как части процесса общения и лимитированные логическими возможностями познавательно-корректного рассуждения, формулируемого, с одной стороны, автором и воспринимаемого, с другой стороны, адресатом.

Текст – явление многогранное и разноплановое и рассматривается в таких направлениях, как лингвистика текста, теория речевых актов, теория массовой коммуникации и т.д. Многими исследователями были представлены множество определений понятия «текст», но определение текста, которое можно было бы считать исчерпывающим и которое носило бы терминологический характер, еще не выработано.

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. [4, стр. 200, ч. 2] Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом. В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. Большинство учебников по русскому языку содержало упражнения, подразумевающие работу либо с отдельными словами или словосочетаниями, где требовалось вставить пропущенную букву, либо с предложениями, где предлагалось расставить знаки препинания.

2. Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет вид, время. (по Баранову М. Т. Учебник русского языка 7 класс).

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования...

2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения. 3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности. 4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке. 5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения. Чтение, по словам С.Р. Плотникова, «это жизненная функция культуры.

Похожие статьи

Текст и дискурс: дифференциация понятий | Статья в журнале...

Текст — это результат индивидуальной речевой деятельности. По мнению многих учёных, мы выражаем мысли посредством не отдельных высказываний, а целых текстов. И если признать вслед за Ф. де Соссюром историческую первичность речи по отношению к языку, то именно текст обусловливает саму языковую систему, являясь «языковым материалом».

3. Дискурс одного языка переводится на другой язык как целая единица. При этом возможны не только лакуны лексического порядка, но и стилистические лакуны, то есть отсутствие соответствующего стиля в языке перевода, что требует прибегнуть к стилистической транспозиции; 4. Дискурс обладает языковой и этноязыковой спецификой в поэтическом аспекте, которая заключается не только в ритмике и метрике стихотворных произведений и их рифмованной организации.

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В области РКИ текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком. В работе с текстом на уроке иностранного языка принято выделять содержательные и структурные характеристики текста и основанные на нем речевые образования. Логико-структурная схема темы представляет собой отражение в данной теме отношений и взаимосвязей между явлениями, предметами, их свойствами в реальной действительности, или изображение предметного содержания.

- текст — конкретное проявление речевой деятельности, речевого общения; - текст как единица, интегрирующая значение всех языковых единиц; - текст как категория, показывающая «язык в действии»

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Курс-практикум «Работа с текстом» предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла). В связи с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту проблемы работы с текстом вышли на одно из первых мест как в работе учителей начальной школы, так и деятельности учителей средней школы.

Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов. Функционально-стилевая дифференциация текстов. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

По этой причине текст и дискурс рассматривались как взаимозаменяемые понятия. Как отмечает М. К. Бисималиева, «исследователи использовали термин «текст», анализируя процесс его порождения и восприятия, изучая его как процесс и как продукт речевой деятельности, понимая под

Рассмотрение понятий «текст» и «дискурс» с позиции когнитивной лингвистики Е. С. Кубряковой и О. В. Александровой «…Под дискурсом следует иметь в виду именно когнитивный процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения, текст же является конечным результатом процесса

Дискурс как живая речь — целенаправлен, речевой акт или макроакт — последовательность отдельных речевых актов — имеет своей задачей воздействие на поведение собеседника (с целью изменения или сохранения): на его интеллект, эмоции, волю, предпринять какие-то действия, а в отдельных случаях вынудить его...

Текст как основа речевого развития школьников | Молодой ученый

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка. В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся. Для овладения в достаточном объеме речью, необходимо активизировать средства языка в различных формах их проявления, освоить механизмы речи, которые могут быть усвоены только в практической деятельности: в процессе восприятия речи, выражения своих мыслей в устной и письменной форме.

Изучение текстовой функции видо-временных форм глагола...

Предложения с глаголами активного действия формируют динамическую часть текста, повествование о событиях, сменяющихся во времени, движущее развитие сюжета.

Повествование и описание в разных сочетаниях — основные элементы построения, композиции того или иного текста, а видо-временная форма глагола выполняет предназначенные ей функции в текстовом времени, т. к. в реальном речевом употреблении категории вида и времени соединены в одной видо-временной форме.

Формы глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида наиболее типичны для художественных текстов, поскольку в них обычно говорится о прошедшем. Но интересы рассказчика, смена точек зрения иногда требуют для выполнения тех же функций других временных форм глагола.

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Для всех текстов независимо от их вида должно быть свойственно некоторое содержание, тематически организованное, с определенным разбиением на субъединицы, т.е. субтемы, фигурирующие в коммуникации как части процесса общения и лимитированные логическими возможностями познавательно-корректного рассуждения, формулируемого, с одной стороны, автором и воспринимаемого, с другой стороны, адресатом.

Текст – явление многогранное и разноплановое и рассматривается в таких направлениях, как лингвистика текста, теория речевых актов, теория массовой коммуникации и т.д. Многими исследователями были представлены множество определений понятия «текст», но определение текста, которое можно было бы считать исчерпывающим и которое носило бы терминологический характер, еще не выработано.

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. [4, стр. 200, ч. 2] Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом. В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. Большинство учебников по русскому языку содержало упражнения, подразумевающие работу либо с отдельными словами или словосочетаниями, где требовалось вставить пропущенную букву, либо с предложениями, где предлагалось расставить знаки препинания.

2. Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет вид, время. (по Баранову М. Т. Учебник русского языка 7 класс).

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования...

2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения. 3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последовательности. 4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке. 5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения. Чтение, по словам С.Р. Плотникова, «это жизненная функция культуры.

Задать вопрос