Текст как основа речевого развития школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 1001 раз

Библиографическое описание:

Рубец, А. А. Текст как основа речевого развития школьников / А. А. Рубец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62664/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка.

В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Современному обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.

Формирование речевых умений связано со специальными целями обучения русскому языку в школе, а именно с формированием языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Чтобы сформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся, необходимо решить проблему соединения знаний учащихся о языковой системе и формирования речевого развития, т. е. необходима реализация языкового материала через речевую деятельность учащихся.

Для овладения в достаточном объеме речью, необходимо активизировать средства языка в различных формах их проявления, освоить механизмы речи, которые могут быть усвоены только в практической деятельности: в процессе восприятия речи, выражения своих мыслей в устной и письменной форме.

Это позволяет выделить следующие основополагающие направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития школьников: осознания языковых единиц, усвоения норм русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи.

В основе первого направления лежит отбор сквозных номинативных и коммуникативных единиц, организация обучения по их осознанию, формирование умения использовать теоретические знания в речевой деятельности (устной и письменной).

Второе направление предусматривает организацию работы по усвоению норм языка в построении и использовании языковых единиц, отбор дидактического материала, необходимого для обучения нормам употребления единиц языка, использованию синтаксических синонимов, построению моделей словосочетаний и предложений.

Третье направление работы связано с формированием умений учащихся «сознательно и целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения» [3, с.76], составлять связные высказывания как в устной, так и в письменной речи.

Многие ученые-методисты (Ф. И. Буслаев, Н. Ф. Бунаков, В. А. Добромыслов, А. М. Пешковский, Н. С. Рождественский, Л. П. Федоренко и др.), говоря о развитии речи школьников, напрямую связывали успешность формирования речевых умений и навыков со знанием грамматики. В тексте как коммуникативной единице наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Анализ текста служит целям формирования коммуникативной и языковой компетенции.

М. Т. Баранов, говоря о роли текста в процессе формирования речевых умений учащихся, отмечает, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо, во-первых, научить школьников анализировать готовый текст; во-вторых, создавать свой собственный. [1, с. 74].

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, композиция (изобразительно-выразительные средства) и др.

Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, общей культуре школьников, формирует любовь к родному языку и литературе.

Анализ языковых единиц, их грамматических особенностей способствует не только взаимосвязи изучения единиц языка разных уровней, но и тому, что изучение грамматических явлений становится доступным и интересным. Текст, хорошо, т. е. целесообразно, выбранный, расширяет речевую среду, делает ее потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках изучения грамматики необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы не только познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, но и происходит речевое развитие учащихся.

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, а системно, исходя из содержания, из контекста.

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств. Использование текстового материала способствует усвоению таких речеведческих понятий, как тема, идея, абзац, изобразительно-выразительные средства.

Тексты, используемые на уроках русского языка, способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся наряду с усвоением языковых понятий. Ученики лучше запоминают текст как образец, что благотворно сказывается на развитии речи, формирует любовь к родному языку и литературе.

Текст, целесообразно выбранный, расширяет речевую среду, делает её потенциал оптимальным. Поэтому большое внимание на уроках словесности необходимо уделять образцовым текстам, чтобы ученики могли тренировать свои речевые способности, приобретать речевые умения. В процессе такой работы познается система русской грамматики, запоминается образцовая речь, происходит речевое развитие учащихся.

Таким образом, для продуктивного развития речи учащихся, необходимо уделять большое внимание образцовым текстам, потому что именно в текстах наиболее полно проявляется единство грамматики и семантики. Текст активизирует средства языка. Прочитав текст, ученики воспринимают текст, учатся выражать свои мысли в устной и письменной речи. В процессе работы с текстом и осуществляется развитие речи. Хорошо развитая речь — средство успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе 4/1998.
  2. Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь. М.Педагогика, 1990
  3. Львов М. Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
  4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1995.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-sredstvo-obucheniya-russkomu-yazyku-v-natsionalnoy-shkole
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-i-opornye-ponyatiya-sposobstvuyuschie-obucheniyu-postroeniyu-teksta
Основные термины (генерируются автоматически): текст, письменная речь, развитие речи, речевое развитие учащихся, русский язык, средство языка, образцовая речь, речевая среда, речевое развитие, родной язык.


Ключевые слова

развитие, школьники, текст, речь, речевые умения, средства языка

Похожие статьи

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» языка, анализ...

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок...

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая культура учащихся, русский язык, русская литература, речевая культура школьников, урок, работа, повышение...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

«Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что речевая среда, в которой ребёнок находится, является нормальной, и все этапы речевого развития он пройдёт без сбоев, поскольку тот или иной вид речевой деятельности будет осваиваться именно теми...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе. Для того чтобы эффективнее организовать работу по...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Чтобы создать оптимальные условия для работы по развитию речи учащихся, следует учитывать приведенные особенности речевой деятельности, а именно: развитие речи тесно связывать с развитием мышления; обучение речи рассматривать как обучение речевому...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого

Развитию речи учащихся так же способствует такое упражнение, как дописать слово, чтобы

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Развитие речи как средство обучения младших школьников... Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. рассуждение, письменная речь, русский язык, сочинение, умение, объяснение, письменная...

Похожие статьи

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» языка, анализ...

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок...

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая культура учащихся, русский язык, русская литература, речевая культура школьников, урок, работа, повышение...

Особенности речевого развития (устного и письменного)

«Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что речевая среда, в которой ребёнок находится, является нормальной, и все этапы речевого развития он пройдёт без сбоев, поскольку тот или иной вид речевой деятельности будет осваиваться именно теми...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе. Для того чтобы эффективнее организовать работу по...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Чтобы создать оптимальные условия для работы по развитию речи учащихся, следует учитывать приведенные особенности речевой деятельности, а именно: развитие речи тесно связывать с развитием мышления; обучение речи рассматривать как обучение речевому...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– богатство и культура речи; Ежегодно возникает необходимость исправления речевого

Развитию речи учащихся так же способствует такое упражнение, как дописать слово, чтобы

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Развитие речи как средство обучения младших школьников... Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. рассуждение, письменная речь, русский язык, сочинение, умение, объяснение, письменная...

Задать вопрос