Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Плетнева М. С. Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 147-150. — URL https://moluch.ru/archive/149/41680/ (дата обращения: 26.05.2018).



Данная статья посвящена выбору видов чтения на уроках русского языка в основной школе. В ней говорится об основных видах чтения, которые выделяют российские педагоги (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее). В статье предлагаются примеры использования разных видов чтения на различных этапах урока русского языка.

Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое, просмотровое, ознакомительно, изучающее чтение

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. [4, стр. 200, ч. 2] Чтение — один из видов речевой деятельности наряду с говорением, слушанием (аудированием) и письмом.

В методике преподавания русского языка, на наш взгляд, до внедрения ФГОС не уделялось должного внимания взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности. Большинство учебников по русскому языку содержало упражнения, подразумевающие работу либо с отдельными словами или словосочетаниями, где требовалось вставить пропущенную букву, либо с предложениями, где предлагалось расставить знаки препинания. Таким образом, подобные упражнения формировали орфографические и пунктуационные навыки, что и считалось конечным результатом изучения русского языка в школе. Работа с текстом проводилась на уроках развития речи, где требовалось составить собственный текст на предложенную тему (сочинение) или передать на письме содержание услышанного или прочитанного текста (изложение), а также текст использовался в качестве способа организации контроля орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков (диктант). Однако не уделялось внимание метапредметным результатам, среди которых «адекватное понимание информации устного и письменного сообщения», «способность извлекать информацию из различных источников», «способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, владение разными видами чтения» [1]. Надо отметить, что здесь преуспели методисты в области преподавания иностранных языков, где всегда текст был средством обучения и контроля. Сейчас в аутентичных учебниках по иностранному языку мы обнаруживаем хорошо отработанную, правильно организованную работу с текстом, где учащиеся применяют все виды чтения для выполнения заданий, что формирует языковые и речевые навыки, что приводит к вышеупомянутым метапредметным результатам. На наш взгляд, учитывая требования ФГОС к предметным и метапредметным результатам, современные УМК по русскому языку следует разрабатывать, принимая во внимание опыт учителей иностранного языка, так как именно на их уроках уже десятилетия делается упор на работу с текстом, где применяются разные виды чтения.

Нашими педагогами выделяются следующие виды чтения:

  1. Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия)
  2. Просмотровое (просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного)
  3. Ознакомительное (чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного)
  4. Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации)

Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых critical reading. [3, стр. 134] Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа, или критическое чтение. Под таким видом чтения подразумевается оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, с собственным жизненным опытом.

Качество чтения — актуальный вопрос образования всего мира. Каждые пять лет проводится международное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» (PIRLS). В данном исследовании принимают участие только учащиеся 4-ых классов. Российские школьники в командном зачете занимают лидирующие позиции наряду с китайскими и японскими их сверстниками. Но индивидуальные показатели наших четвероклассников заставляют задуматься. Например, исследование показало, что российские школьники не имеют привычки обращаться к тексту каждый раз, когда надо выяснить, проверить какую-то информацию. Поэтому тестовые задания по предложенному тексту ребята решают нередко в отрыве от текста, опираясь на личный жизненный опыт. Затруднения вызывают у учащихся и многокомпонентные вопросы (они имеют подвопросы). Четвероклассники удовлетворяются ответом на первые вопросы с опорой на текст, а оставшиеся задания оставляют без внимания. [6]

Все вышесказанное заставляет нас задуматься и пересмотреть методы и приемы работы на уроках русского языка в основной школе.

Сегодня наблюдается положительная тенденция в организации работы с текстами на уроках русского языка. Например, современные УМК включают в себя рабочие тетради с тестовыми заданиями, основанными на работе с текстом.

На наш взгляд, работа с текстом не ограничивается контрольными и проверочными тестовыми заданиями. Здесь речь ведется и о работе со справочным материалом при изучении новой темы с целью извлечения необходимой информации, чтобы составить таблицу, начертить опорную схему, сделать конспект, создать кластер, т. е. собственный текст (таблицы, схемы, диаграммы, кластеры — несплошные тексты).

Привлекать в качестве учебного материала необходимо тексты разных стилей в зависимости от учебных целей.

Приведем примеры выбора видов чтения на уроках русского языка в основной школе.

Поисковое чтение — чтение с выборочным извлечением информации (даты, цифры, имена, названия, термины, языковые явления).

Вариант использования:

6 класс

Раздел: Лексика и фразеология.

Тема: Фразеологизмы

Этап: первичное закрепление

Дельфины-спасатели

(1) Многие люди рассказывали о том, как дельфины защитили их от акул. (2) Например, в 1992 г. у побережья Тонга в Тихом океане купалась женщина, как вдруг появилась акула. (3) В мгновение ока несчастную окружили дельфины. (4) Эти морские спасатели оставались с ней до тех пор, пока опасный хищник не уплыл прочь. (5) Существует древнегреческий миф о том, как дельфин спас музыканта, по имени Арион, брошенного в море пиратами. (6) Арион так очаровал дельфина своим пением, что тот на спине вынес его на берег.

По детской энциклопедии «Киты и дельфины»

Задание:

  1. Из предложений 2–5 выпишите фразеологизм
  2. Объясните его значение
  3. Дайте развернутый ответ на вопрос «Хотелось бы мне дружить с дельфином?». Ответ должен опираться на факты из предложенного текста, включать в себя примеры из текста. Не менее 5 предложений (простые распространенные и сложные). Используйте один-два фразеологизма из списка: не разлей-вода, водить дружбу, в знак дружбы.

Просмотровое — просмотр различных текстов с целью выбрать более полезный для реализации намеченного.

Вариант использования:

7 класс

Раздел: Морфология

Тема: Морфологические признаки причастия.

Этап урока: актуализация знаний

Прочитайте предложенные тексты. Каким из них вы будете пользоваться при ответе на вопрос: Что такое причастие? Объясните свой выбор.

1. «…Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу… Весьма не надлежит производить причастий от тех глаголов, которые... только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов». (М. В. Ломоносов «Российская грамматика»)

2. Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет вид, время. (по Баранову М. Т. Учебник русского языка 7 класс).

Ознакомительное — чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации — чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного. Одним из вариантов использования подобного вида чтения может быть текст, содержащий научные сведения или художественный текст, содержащий рассуждение на интересующую проблему. Цель чтения — получить общее представление о предмете разговора, чтобы сформулировать свою точку зрения или познакомиться с другим мнением. Для быстроты выполнения задания ключевую информацию учитель может выделить другим шрифтом или цветом. Предлагаем подобный вид чтения дополнить и критическим чтением, чтобы учащийся мог чужую точку зрения соотнести со своей.

Изучающее — чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации.

Вариант использования:

8 класс

Раздел: Синтаксис

Тема: Простое глагольное сказуемое

Этап: объяснение нового материала.

Сказуемое простое глагольное — основной, наиболее употребительный тип сказуемого. Глагольная спрягаемая форма...

Учащимся предлагается полная статья из «Краткого справочника по современному русскому языку» / Под ред. П. А. Леканта, М., 2010

Задание:

  1. Прочитайте текст полностью. Составьте по тексту статьи кластер «Простое глагольное сказуемое».
  2. Напишите отзыв на статью по плану:
  1. Название статьи, автор, источник.
  2. Чему посвящена статья.
  3. Ясно ли изложен материал, на Ваш взгляд.
  4. Приводятся ли примеры.
  5. Можно ли ее использовать для подготовки к уроку.

Использование разных видов чтения на уроках русского языка в основной школе готовит учащихся к пониманию заданий упражнений, тестов, контрольных и экзаменационных работ, не только непосредственно связанных с предметом «Русский язык», но и со всеми предметами, изучаемыми в школе. Подобная регулярная работа приводит и к метапредметным результатам, таким как: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, владение разными видами чтения.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г № 1897 / Режим доступа: http://standart.edu.ru/
  2. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. — М., 2010.
  3. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — М.: Дрофа, 2008.
  4. Немов Р. С. Психология. Учебное пособие для вузов. – М, 2010.
  5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002.
  6. Международные сравнительные исследования PIRLS / Режим доступа: pirlhttp://www.studfiles.ru/preview/5702325/page:5/
Основные термины (генерируются автоматически): русского языка, уроках русского языка, видов чтения, основной школе, метапредметным результатам, разных видов чтения, полным пониманием текста, вида чтения, русскому языку, пониманием основного содержания, результате чтения, извлечением основной информации, виды чтения, выборочным извлечением информации, общим охватом содержания, владение разными видами, понимание информации устного, выбору видов чтения, извлечением полной информации, Выбор видов чтения.


Ключевые слова

русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое, просмотровое, ознакомительно, изучающее чтение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос