В целях решения вопроса об эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах целесообразно сформулировать конкретные критерии и показатели оценки деятельности органов прокуратуры. Так, в соответствии с положениями Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует оценивать надзорную деятельность прокурора, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.
Целесообразно в качестве критериев выделять качество актов прокурорского реагирования, учет информации, требующей принятия мер реагирования, качество рассмотрения и разрешения обращений граждан, а также некоторые другие аспекты, на основании которых можно оценить эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах.
О. С. Капинус, А. Х. Казарина, Б. В. Андреев выделяют в качестве критерия эффективности прокурорского надзора также своевременность выявления прокурором нарушений и принятия эффективных мер реагирования [1]. Указанный критерий приобретает особое значение, отражая незамедлительное реагирование с реальным восстановлением нарушенных прав. В случаях принятия прокурором актов прокурорского реагирования, не влекущих реальных положительных изменений, следует говорить о недостаточности примененных мер реагирования. Результаты обобщения практики прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами свидетельствуют о фактах необоснованного вынесения судебными приставами-исполнителями постановлений об окончании исполнительного производства, когда не все меры приняты к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К примеру, органами прокуратуры Краснодарского края опротестованы 6 постановлений судебных приставов-исполнителей Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю об окончаний исполнительных производств о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, вынесенных без принятия мер по розыску имущества должников [2]. В связи с изложенным, прокурорам необходимо уделять особое внимание соблюдению органами ФССП России законодательства об исполнительном производстве в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.
Обозначив наиболее значимые законодательно закрепленные и научно выработанные критерии определения эффективности прокурорского надзора, перейдем к разработке конкретных путей повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах.
В первую очередь обратимся к практическим проблемам, имеющим место быть в современных реалиях. На наш взгляд, в практической деятельности органов прокуратуры целесообразно определение следующих приоритетных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере рыболовства и водных биоресурсов на современном этапе:
- Усовершенствование взаимодействия прокуратур всех уровней с органами федерального, регионального и муниципального контроля (надзора) в области водных отношений для обеспечения своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, в том числе совершаемых должностными лицами этих органов.
Необходимо наладить стройную систему взаимодействия всех органов прокуратуры, осуществляющих деятельность с области водных отношений на одной или смежных территориях. Представляется, что налаживание указанного взаимодействия возможно при участии Управления по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, о надежде функционирования которого в ближайшем будущем нами было обозначено в рамках предыдущей главы настоящего исследования.
- Совершенствование взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества и средствами массовой информации с целью своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, а также в целях обеспечения систематического общественного мониторинга состояния водных биоресурсов.
Таким образом, необходимо продолжить анализ и мониторинг размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продаже водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами Российской Федерации; информации о продаже запрещенных средств, используемых для вылова рыб и иной информации, размещение которой запрещено. Кроме того, при организации прокурорского надзора необходимо максимально использовать информацию о нарушениях законов, имеющуюся у действующих в регионах активистов экологического движения Общероссийского народного фронта, общественных объединений и некоммерческих организаций [3].
- Широкое привлечение представителей общественности к прокурорским проверкам исполнения законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с обязательным освещением результатов в средствах массовой информации.
На наш взгляд, публичное освещение проблем способствует показательности осуществляемых органами прокуратуры мероприятий. Регулярное освещение деятельности органов прокуратуры позволит как повысить уровень доверия со стороны граждан, так и усилить степень влияния на потенциальных нарушителей. Влияние средств массовой информации в современном мире сложно переоценить, поскольку именно они являются в настоящее время «четвертой» ветвью власти.
- Совершенствование организации работы органов прокуратуры в части обеспечения неотвратимости ответственности за каждое нарушение законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах. В правовом государстве принцип наступления неотвратимости ответственности за вину является весомым основополагающим постулатом и условием эффективности реализации юридической ответственности [4].
Обратимся к науке прокурорского надзора с целью определения возможных путей повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с научной точки зрения:
- Представляется, что Университетом прокуратуры Российской Федерации должны быть разработаны программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов, что обеспечит обмен опытом между работниками прокуратуры, позволит отточить навыки проведения прокурорских проверок в указанной сфере, что в целом повлечет за собой повышение эффективности прокурорского надзора в сфере рыболовства и водных биоресурсов.
В настоящее время осуществляются программы повышения квалификации служащих военных и транспортным прокуратур, однако отсутствуют программы повышения квалификации природоохранных прокуроров, что является, на наш взгляд, серьезным упущением [5]. При разработке учебной программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов, следует учитывать принципы модульности, системности, углубленной специализации и практической направленности в сочетании с новейшими теоретическими разработками в области правовых наук, учетом международных правовых и процессуальных стандартов правоохранительной деятельности. В современных реалиях представляется целесообразным создание дистанционного курса повышения квалификации, что позволит обеспечить его доступность, оперативность прохождения и эффективность.
Не смотря на регулярное участие прокурорами субъектов Российской Федерации в проведении координационных, межведомственных и оперативных совещаний, на которых обсуждаются вопросы состояния законности и результаты работы в рассматриваемой сфере, представляется целесообразным также регулярное проведение круглых столов по различным научным вопросам в сфере рыболовства и водных биоресурсов, что позволит совместить теорию и практику и выработать наиболее эффективные пути осуществления прокурорской деятельности и развития науки прокурорского надзора.
- Представляется целесообразным обязательная разработка на уровне специализированных природоохранных прокуратур Российской Федерации Методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с учетом специфики исследуемой деятельности и применительно к конкретной территории.
Как было установлено в предыдущем параграфе, в настоящее время лишь немногие субъекты имеют научно и практически обоснованные разработанные Методические рекомендации в данной области, что влечет за собой отсутствие единообразия применения мер прокурорского реагирования и осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах в целом на территории всей страны.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что прокурорская практика свидетельствует о достаточной эффективности прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере рыболовства и водных ресурсов, однако, с учетом повышения динамики вреда, причиняемого водным биоресурсам, уменьшения популяции отдельных видов рыб и с учетом иных обстоятельств, следует, что прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере рыболовства и водных ресурсов нуждается в совершенствовании с целью повышения его эффективности.
На наш взгляд, в практической деятельности органов прокуратуры целесообразно определение следующих приоритетных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере рыболовства и водных биоресурсов на современном этапе:
1) Усовершенствование взаимодействия прокуратур всех уровней с органами федерального, регионального и муниципального контроля (надзора) в области водных отношений для обеспечения своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, в том числе совершаемых должностными лицами этих органов;
2) Совершенствование взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в этих же целях, а также в целях обеспечения систематического общественного мониторинга состояния водных биоресурсов;
3) Широкое привлечение представителей общественности к прокурорским проверкам исполнения законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с обязательным освещением результатов в средствах массовой информации;
4) Совершенствование организации работы органов прокуратуры в части обеспечения неотвратимости ответственности за каждое нарушение законодательства о рыболовстве и водных биоресурсов.
Нами предлагаются следующие рекомендации по повышению эффективности прокурорского надзора через научную деятельность:
- Разработка Университетом прокуратуры Российской Федерации дистанционной программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов;
- Разработка на уровне специализированных природоохранных прокуратур Российской Федерации Методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с учетом специфики исследуемой деятельности и применительно к конкретной территории.
Литература:
- Методологические основы оценки работы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка: науч. доклад / Академия Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. С. 74.
- Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1782010/
- Экология. Общероссийский народный фронт. https://onf.ru/platforms/ekologiya/
- Александрина Н.М. Принцип неотвратимости ответственности за нарушение закона юридическими лицами в правовом государстве // Юридическая техника. 2020. №14.
- Университет прокуратуры Российской Федерации. Факультет профессиональной переподготовки и повышения квалификации. http://www.agprf.org/fakultety/fakultet-professionalnoy-perepodgotovki-i-povyshen/novosti/?page=2