Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Замиралова, Д. В. Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе / Д. В. Замиралова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74971/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассматриваются возможности применения проблемных заданий на уроках с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир».

Ключевые слова: проблемный метод, проблемная ситуация, учебные задания, решение проблем.

Введение ФГОС предполагает важное требование к современному образованию — освоение способов решения проблем поискового и творческого характера. Проблемное обучение может поспособствовать развитию и формированию ключевых компетенций обучающихся. Ведь для проблемных методов характерным является то, что знания, умения и навыки не преподносятся обучающимся в готовом виде. Изучаемый материал не дается младшим школьникам в готовом виде, а задается как предмет поиска. Тем самым происходит стимулирование педагогом поисковой деятельности обучающихся.

Технология проблемного обучения не является новой. История появления этого метода обучения в педагогической науке начинается с основ метода проблемного обучения, которые разработал американский педагог и психолог Джон Дьюи. Основным его вкладом в теорию обучения явилась разработанная им концепция «полного акта мышления» [2, с. 9]. По его мнению, мышление — есть решение проблем. И построенное обучение должно быть проблемным. Учитель на уроке должен следить за интересами обучающихся и подбрасывать им различные разрешения проблем. А обучающиеся должны быть уверенны, что они открывают новые для себя знания при помощи разрешения этих проблем.

Метод проблемного обучения имеет различные толкования. В одном случае проблемное обучение рассматривается как система приемов, методов, правил преподавания и учения с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебной и поисковой деятельности обучающихся [1, с. 599].

В другом, проблемное обучение трактуется как, тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня сложности, в процессе решения которых обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате чего происходит формирование творческих способностей: воображения, интеллектуальных эмоций, познавательной мотивации и продуктивного мышления.

Советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер в проблемном обучении видит то, что обучающийся должен принимать участие в решении познавательных практических проблем, соответствующих образовательным и воспитательным целям школы, под руководством учителя [3, с. 35].

Можно сделать вывод, что суть этого метода состоит в организации учебных занятий, предполагающих создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению. В результате чего происходит творческое овладение учебными навыками, умениями и знаниями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение осуществляется через систему взаимосвязанных этапов, которые проходит каждый обучающийся. К ним относится:

1. создание проблемной ситуации;

2. постановка учебной проблемы;

3. выдвижение гипотез;

4. доказательство гипотез;

5. проверка правильности решения учебной проблемы и выполненных действий.

Урок, построенный на основе проблемного метода обучения имеет определенную структуру.

К структурным элементам урока с использованием проблемных методов обучения относится:

  1. актуализация знаний обучающихся;
  2. усвоение новых знаний и способов действий;
  3. формирование умений и навыков.

Проблемные методы эффективно применяются на всех уроках, в том числе и на уроках «Окружающего мира». Содержание курса «Окружающий мир» отличается конкретностью изучаемого материала. Поэтому при создании проблемных ситуаций на уроках по данному предмету необходимо опираться на изображения изучаемых процессов, краеведческий материал, жизненный опыт. Так как в основе познавательной деятельности обучающихся лежит чувственное восприятие изучаемого.

Главным помощником для учителя в реализации метода проблемного обучения был и остается непосредственно сам учебник. Различные УМК дают большой простор учителю для внедрения данного метода. Поэтому применение технологии проблемного обучения не теряет своей актуальности в образовательном процессе.

Так, «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения начальных классов. Научным руководителем данного комплекта является кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков.

Все учебники, входящие в данную программу, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Автором программы по предмету «Окружающий мир» является также Андрей Анатольевич Плешаков.

В содержании учебника данного УМК сами названия параграфов нацеливают педагога на реализацию метода проблемного обучения («У Черного моря», «Подземные кладовые», «Невидимое сокровище» и т. д.).

Учебник «Окружающий мир» включает в себя множество заданий и вопросов, на основе которых можно создать проблемную ситуацию на уроке. Педагог должен уметь видеть это проблемные ситуации, вопросы и вскрывать заложенные в них противоречия.

Так, например, на уроке «Окружающего мира» УМК «Школа России» 3 класс по теме «Превращения и круговорот воды» [4, с. 55] можно использовать следующего рода задания:

Задание 1. Ответьте на вопрос:

«Как вы думаете, изменяется ли количество воды на нашей планете?»

Это является основным проблемным вопросом урока. Обучающиеся начинают высказывать свои мнения. В ходе беседы с обучающимися проблемный вопрос разбивается на частные вопросы, ответив на которые обучающиеся приходят к решению поставленной проблемы.

Задание 2. Ответьте на вопрос:

« Если мы протрем мокрой тряпкой классную доску, что произойдет?»

Педагог предлагает получить ответ на поставленный вопрос, проведя небольшой эксперимент в классе. В результате чего обучающиеся приходят к выводу, что доска становится через некоторое время сухой из-за испарения.

Задание 3. Практическое проведение опыта:

«Как вы думаете, что происходит с водой при нагревании?»

После поставленного вопроса обучающиеся начинают выдвигать свои предположения. Затем педагог предлагает им провести опыт. В результате, которого обучающиеся делают выводы и подтверждают свои гипотезы.

Задание 4. Сформулируйте выводы:

«Изменяется ли количество воды в природе?»

Ответ на этот вопрос является общим выводом, полученным в ходе проведения опытов и ответов на частные вопросы. В результате чего, обучающиеся получают решение поставленной проблемы. И многие другие задания могут быть использованы при проведении данного урока.

Рассмотрим некоторые задания проблемного вида по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики» (УМК «Школа России» 3 класс):

Задание 1. Ответьте на вопрос:

«Как вы думаете, что составляет основу экономики?»

Этот вопрос является проблемным вопросом данного урока. При попытке ответа, на который, обучающиеся понимают, что не могут сразу решить поставленную проблему. Вследствие чего педагогом задаются частные вопросы, которые помогут решить проблему.

Задание 2. Работа в группах:

«Раскройте значение природных богатств для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных. Подготовьте сообщение классу». Педагог делит класс на 6 групп. Каждая группа должна раскрыть значение своего природного богатства при помощи информации из учебника.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

«От чего зависит успех людей в экономике?»

На основе полученных знаний во время урока обучающиеся могут ответить на этот вопрос.

Задание 4. Ответьте на вопрос:

«Что составляет основу экономики?»

Ответ на данный вопрос и является решением поставленной в начале урока проблемы. В ходе выполнения всех заданий, обучающиеся приходят к выводу, что основу экономики составляют природные богатства и труд людей.

Применение проблемных методов обучения на уроках является актуальной темой в осуществлении образовательного процесса, так как проблемные методы позволяют развить у обучающихся все необходимые для младшего школьника учебные и внеучебные знания, умения и навыки.

Литература:

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М: Издательство ИКАР, 2009. 599 с.
  2. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления/ Пер. с англ. Никольской Н. М., под ред. Виноградова Н. Д./ Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  3. Лернер, И. Я. Проблемное обучение/ И. Я. Лернер. М.: 1974. 64 с.
  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. Ч.1/ А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2013. 180 с.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). 18.03.2017. Режим доступа: http ://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/фгос_ноо. pdf
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, обучающийся, задание, урок, основа экономики, поставленная проблема, проблемная ситуация, проблемный метод обучения, готовый вид, образовательный процесс.


Ключевые слова

проблемная ситуация, решение проблем, учебные задания, проблемный метод
Задать вопрос