Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью легкой степени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Тыщенко, О. И. Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью легкой степени / О. И. Тыщенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74920/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрена проблема специфики сформированности трудовой деятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Автором приведены достоверные данные, полученные в ходе проведения эмпирического исследования. Также особенное внимание уделяется методическим рекомендациям, выполнение которых будет способствовать повышению уровня сформированности трудовой деятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Ключевые слова : труд, деятельность, обучение, умственная отсталость, степень, легкая, формирование, исследование, особенности.

The article deals with the problem of the specifics of the formation of labor activity in students with a mild degree of mental retardation. The author provides reliable data obtained in the course of empirical research. In addition, special attention is paid to methodological recommendations, the implementation of which will contribute to an increase in the level of formation of labor activity among students with a mild degree of mental retardation.

Key words : labor, activity, training, mental retardation, degree, easy, formation, research, features.

На сегодняшний день в российском обществе довольно большую часть из общего количества людей с ОВЗ составляют дети. Большую часть детей с ОВЗ представляют дети с умственной отсталостью.

При этом стоит отметить, что для возможности реализовать себя в обществе и в полной мере социализироваться, обучающийся с ОВЗ должен быть достаточно самостоятелен, т. е. в состоянии самостоятельно преодолевать возникающие жизненные трудности, критически оценивать достигнутые результаты, предполагать способность к проявлению инициативы в решении возникающих проблем [1].

Поэтому проблема исследования заключается в определении уровня сформированности трудовой деятельности школьника с умственной отсталостью и способов ее совершенствования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 4 г. Боготола Красноярского края. В эксперименте участвовали 20 детей с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальные нарушения) 10- 11 лет.

Экспериментальное исследование было организовано с целью выявления особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью 10–11 лет для осуществления дальнейшего дифференцированного подхода при коррекционно-развивающем взаимодействии.

Для проведения исследования нами был разработан диагностический комплекс, включающий 7 серий диагностических заданий для изучения уровня сформированности трудовых действий обучающихся.

Диагностические задания были направлены на выявление уровня сформированности наглядно-образного восприятия геометрических форм, умения анализировать и обобщать особенности месторасположения деталей в образце геометрической фигуры, умения планировать трудовые действия по выполнению условий учебного задания, уровня сформированности способности обучающихся ориентироваться на образец при выполнении учебного задания, уровня сформированности умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению условий учебного задания, уровня сформированности способности обучающихся к осуществлению самооценки качества практических действий при выполнении учебного задания.

Анализ результатов экспериментального исследования трудовой деятельности у обучающихся 10–11 лет с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) помог выявить уровни сформированности компонентов трудовой деятельности с помощью семи серий диагностических заданий.

Так нами было определено, что высокий уровень наглядно-образного восприятия геометрических форм показали 15 % обучающихся (3 человека). Успешно справиться с учебным заданием на повышенном уровне смогли 25 % обучающихся (5 человек). Выполнить задания на среднем уровне смогли 35 % обучающихся (7 человек). 20 % (4 человека) респондентов показали низкий уровень и 5 % (1 человек) — очень низкий.

Результаты сформированности умения анализировать и обобщать особенности месторасположения деталей в образце геометрической фигуры свидетельствуют о том, что высокий уровень показали 25 % обучающихся (5 человек). Успешно справиться с учебным заданием на повышенном уровне смогли 45 % обучающихся (9 человек). Выполнить задания на среднем уровне смогли 25 % обучающихся (5 человек). Низкий уровень продемонстрировали 0 % обучающихся. Очень низкий уровень показали 5 % обучающихся (1 человек).

Умение анализировать и обобщать особенности месторасположения деталей в образце геометрической фигуры на высоком уровне показали 0 % обучающихся. Повышенный уровень умения планировать трудовые действия показали 0 % обучающихся (0 человек). Выполнить задания на среднем уровне смогли 15 % обучающихся (3 человека). Низкий уровень умения планировать трудовые действия показали 45 % обучающихся (9 человек). Очень низкий уровень умения планировать трудовые действия показали 40 % обучающихся (8 человек).

Далее представим результаты сформированности умения ориентироваться на образец обучающимися с легкой степенью умственной отсталости. Высокий уровень умения ориентироваться на образец показали 10 % обучающихся (2 человека). Повышенный уровень умения ориентироваться на образец показали 20 % обучающихся (4 человека). Выполнить задания на среднем уровне смогли 15 % обучающихся (3 человека). Низкий уровень выполнения заданий показали 50 % обучающихся (10 человек). Очень низкий уровень показали 5 % обучающихся (1 человек).

Результаты сформированности умения текущего самоконтроля выполняемых практических действий обучающимися с легкой степенью умственной отсталости следующие: высокий уровень показали 15 % обучающихся (3 человека). Повышенный уровень умения текущего самоконтроля выполняемых практических действий показали 40 % обучающихся (8 человек). Средний уровень умения текущего самоконтроля выполняемых практических действий показали 40 % обучающихся (8 человек). Низкий уровень умения текущего самоконтроля выполняемых практических действий показали 0 % обучающихся (0 человек), а очень низкий — 5 % обучающихся (1 человек).

Высокий уровень умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению 70 условий учебного задания показали 20 % обучающихся (4 человека). Повышенный уровень умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению условий учебного задания показали 0 % обучающихся (0 человек). Средний уровень умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению условий учебного задания продемонстрировали 0 % обучающихся (0 человек). Низкий уровень умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению условий учебного задания показали 15 % обучающихся (3 человека). Очень низкий уровень умения выбирать и осуществлять трудовые действия по выполнению условий учебного задания показали 65 % обучающихся (13 человек).

В завершении нами было проведено исследование сформированности способности к осуществлению самооценки качества практических действий при выполнении учебного задания. Высокий уровень способности к осуществлению самооценки качества практических действий показали 5 % обучающихся (1 человек). Повышенный уровень показали 50 % обучающихся (10 человек). Средний уровень способности к осуществлению самооценки качества практических действий показали 25 % обучающихся (5 человек). Низкий уровень способности к осуществлению самооценки качества практических действий показали 5 % обучающихся (1 человек), очень низкий уровень — 15 % обучающихся (3 человека).

Обобщив полученные результаты нами было определено, что высокий уровень выполнения трудовых действий показали 0 % обучающихся (0 человек); повышенный уровень выполнения трудовых действий показали 15 % обучающихся (3 человека); средний уровень выполнения трудовых действий показали 40 % обучающихся (8 человек); низкий уровень выполнения трудовых действий показали 45 % обучающихся (9 человек); очень низкий уровень выполнения трудовых действий показали 0 % обучающихся (0 человек).

Таким образом, одной из основных составляющих деятельности педагогов, работающих с данной категорией детей в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы, является развитие у обучающихся вышеперечисленных трудовых действий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов эмпирического исследования нами сделан вывод о необходимости разработки дифференцированных методических рекомендаций, направленных на коррекцию сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.

Ниже представим схему структуры методических рекомендаций для формирования трудовой деятельности школьников с умственной отсталостью (рис.1).

Структура методических рекомендаций

Рис. 1. Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации включают в себя принципы, направления и содержание работы педагогов и узких специалистов образовательных учреждений с младшими школьниками.

При разработке методических рекомендаций мы учитывали возраст младших школьников, особенности интеллектуального и двигательного развития обучающихся, а также их уровень сформированности трудовой деятельности, который прослеживается через развитие общетрудовых умений.

Поэтому реализация данных методических рекомендаций позволит в полной мере провести работу по формированию высокого уровня развития трудовых умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Литература:

  1. Алентьева Е. А. Особенности психического процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии. — М.: ООО Олимп: Проблемы педагогики, 2017. — С. 37–43.
  2. Стрюк С. О. Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов. — М.: ООО Олимп, Проблемы педагогики. — № 1(33). — 2018. — С. 41–43.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, умственная отсталость, учебное задание, действие, уровень умения, выполнение условий, осуществление самооценки качества, трудовая деятельность, уровень, высокий уровень.


Похожие статьи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по...

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине.

Определение уровня сформированности навыков...

Кочнева, Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными

В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития мелкой моторики с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

− компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе, умение анализировать и использовать ситуацию на рынке

Пути реабилитации (абилитации) умственно отсталого должны основываться на учете его потребностей — в доступности общения

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями...

Специфическая особенность профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися — ее

Уровень освения теоретического материала. Уровень овладения трудовыми умениями и навыками.

Профили высокой сложности рекомендуются к освоению обучающимся с максимальным количеством баллов (столярное дело, швейное дело).

Использование дифференцированного подхода как средство...

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Особенности решения арифметических задач умственно...

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной

дидактическая игра, игра, ребенок, дидактическая задача, внимание, задача, действие, умственная отсталость, игровая деятельность...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста).

Важнейшей проблемой стало обеспечение условий, способствующих социальной интеграции и оптимальному индивидуальному развитию детей.

Основные направления, организация деятельности и значение...

Умения и навыки приема пищи; Умения и навыки одевания и раздевания; Умения и навыки связанные с обувью; Умения и навыки связанные с гигиеной тела; Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем. Основные требования к критериям по уровням овладения знаниями, умениями и навыками самообслуживания.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность педагога-психолога по...

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине.

Определение уровня сформированности навыков...

Кочнева, Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными

В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития мелкой моторики с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

− компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе, умение анализировать и использовать ситуацию на рынке

Пути реабилитации (абилитации) умственно отсталого должны основываться на учете его потребностей — в доступности общения

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями...

Специфическая особенность профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися — ее

Уровень освения теоретического материала. Уровень овладения трудовыми умениями и навыками.

Профили высокой сложности рекомендуются к освоению обучающимся с максимальным количеством баллов (столярное дело, швейное дело).

Использование дифференцированного подхода как средство...

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Особенности решения арифметических задач умственно...

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной

дидактическая игра, игра, ребенок, дидактическая задача, внимание, задача, действие, умственная отсталость, игровая деятельность...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста).

Важнейшей проблемой стало обеспечение условий, способствующих социальной интеграции и оптимальному индивидуальному развитию детей.

Основные направления, организация деятельности и значение...

Умения и навыки приема пищи; Умения и навыки одевания и раздевания; Умения и навыки связанные с обувью; Умения и навыки связанные с гигиеной тела; Умения и навыки ухода за жилищем и поведения в нем. Основные требования к критериям по уровням овладения знаниями, умениями и навыками самообслуживания.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной...

Задать вопрос