Автор: Кашканова Лариса Закировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 22.09.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Кашканова Л. З. Использование дифференцированного подхода как средство повышения мотивации к учению каждого учащегося с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 110-112. — URL https://moluch.ru/archive/172/45668/ (дата обращения: 17.12.2017).



Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Для раскрытия максимально возможного потенциала развития этих компонентов учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью необходимо использовать дифференцированный подход.

С одной стороны, выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. С другой стороны, современное государство требует, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей овладел социальными (жизненными) компетенциями, осознал себя полноценным гражданином России.

Всё это требует адекватного подхода к обучению, а именно дифференцированного, так как степень нарушений у учащихся разная.

В соответствии с требованиями СФГОС в основу разработки АООП ОО для обучающихся с нарушением интеллекта заложен дифференцированный подход, применение которого обеспечивает разнообразие содержания, предоставляющее обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Дифференцированный подход даёт большие возможности для развития познавательной активности, познавательного интереса.

В соответствии с ФГОС к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

‒ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

‒ развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;

‒ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Согласно ФГОС освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и согласия родителей школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Для определения какого уровня овладения предметными результатами может достичь обучающийся в процессе наблюдения и обучения можно воспользоваться дифференциацией Воронковой В. В.

Причём по каждому предмету состав группы разный.

1) Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь.

2) Во вторую группу входят ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

3) К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Значительно снижены у школьников способности к обобщению.

4) Четвёртую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений.

Опираясь на дифференциацию Воронковой В. В., обучающиеся 1 и 2 группы могут освоить предметные результаты достаточного уровня, по индивидуальному плану или варианту 2 АООП могут обучаться учащиеся 3-4 группы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Во время обучения целесообразно поощрять и стимулировать работу учеников, используя качественную (0-первое полугодие 2 класса) и количественную (второе полугодие 2 класса-4 класс) оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.

В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Критерии оценивания для двух уровней одинаковы, но предметные результаты освоения у уровней различны. Поэтому необходимо дифференцировать оценивание в соответствии с принадлежностью обучающегося к определённой группе. Всё это необходимо для повышения мотивации к учению, самооценки обучающихся.

Для этого мною разработаны дифференцированные задания, которые можно использовать на протяжении нескольких лет обучения.

Данные задания у обучающихся вызывают интерес, позволяют детям выполнить их до конца, так как объём и содержание соответствует их уровню усвоения содержания предмета.

Дифференцированные задания можно я разделила на следующие группы:

‒ по степени трудности (по уровню овладения материалом),

‒ по содержанию,

‒ по объёму содержания (количество одинаковых заданий),

‒ по количеству инструкций.

Примеры дифференцированных заданий.

Таким образом, дифференцированные задания, дифференцированное оценивание, являясь частью дифференцированного подхода, создают для учащихся с нарушением интеллекта ситуацию успеха для дальнейшего развития, что является стимулом в обучении и, как следствие, прочного усвоения программного материала.

Литература:

  1. Кашканова Л. З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе [Текст] / Л. З. Кашканова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 132–136. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/64/2835/
  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Под ред.д.п.н. В. В. Воронковой — М., Просвещение, 2006.
  3. Проект адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП: методический материал\Г. К. Селевко. — М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  5. Факторы формирования мотивации учебной деятельности умственно отсталых младших школьников. http://www.dslib.net/psixologia-korrekcji/faktory-formirovanija-motivacii-uchebnoj-dejatelnosti-umstvenno-otstalyh-mladshih.html
Основные термины (генерируются автоматически): умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, уровня овладения предметными, овладения предметными результатами, нарушением интеллекта, дифференцированного подхода, Предметные результаты, дифференцированный подход, дифференцированные задания, повышения мотивации, индивидуальному плану, познавательной активности, Использование дифференцированного подхода, программным материалом, Дифференцированный подход, результаты освоения, Кашканова Л, предметные результаты, освоения АООП образования, минимального уровня овладения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос