Технология активизации познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Побегуца, С. В. Технология активизации познавательной деятельности / С. В. Побегуца, Е. П. Бурлака, Н. В. Маслова, С. Р. Чанышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74879/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цели:

– Вовлечь каждого ученика, по мере его способностей, в процесс познания

– Прививать интерес учащихся к предмету

– Развивать навыки сотрудничества между учащимися и учителем

– Развивать творческие способности учащихся

Идеи:

– Переход к коллективной мыслительной деятельности

– Работа в дифференцированных группах

– Снятие напряжения

– Формирование общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самооценки

Содержание:

Базируется на типовой общеобразовательной программе

Принципы:

– Доступность

– Осознанность

– Наглядность

– Единство обучения и воспитания

Формы — нестандартные:

– урок-сказка

– урок-путешествие

– счастливый случай

– юморина

– конкурс геометров

Методы организации:

– Сюжетно-ролевая игра

– Диалог

– Что? Где? Когда?

– Выставка

– Рисунок

Ведущие идеи технологии:

– Укрупнение дидактических единиц.

– Ведущая роль теоретических знаний.

– Дифференциация учебного процесса. групповые формы обучения. переход к коллективной мыслительной деятельности.

– Профилактика неуспеваемости учащихся

Технология обусловлена такими целями:

– Обеспечить развитие каждого ученика в условиях взаимопонимания и сотрудничества.

– Ликвидировать перегрузку учащихся, воспитать у них интерес к учению, активность и самостоятельность.

– Развить творческий потенциал коллектива учащихся.

Основные элементы УДЕ:

– Создание блоков изучаемого материала, содержащих большой объём информации.

– Совместное и одновременное изучение взаимно-обратных теорем, функций, задач.

– Составление граф-схем доказательств.

– Восстановление деформированных записей.

Некоторые способы оформления учебной информации:

– Двухэтажная запись некоторых определений и правил.

– Параллельная печать контрастных суждений «Противопоставление облегчает и ускоряет наше здоровое мышление», -указывал великий русский физиолог И. П. Павлов.

Сущность технологии

  1. Учитель, используя опорные конспекты и листы взаимоконтроля, обеспечивает усвоение учащимися теории, на основе которой строится решение задач.
  2. Учитель даёт разбор решения всех ключевых задач по теме, обосновывает их решение, даёт образец письменного оформления, указывает возможные оформления, указывает возможные ошибки.
  3. Учащиеся решают задачи разных уровней.
  4. Для выяснения возникающих вопросов проводятся уроки-консультации.
  5. Проводится дифференцированный контроль за усвоением материала.
  6. Проводится коррекционная работа.

Схема действий учителя и учащихся в различных модулях.

Модуль 1 (вводное повторение)

Ученикам заранее указывается номер конспекта, содержащий материал для повторения. Ученики работают дома с конспектом. Затем на уроке вывешивается плакат с конспектом и проводится полётное повторение материала.

Модуль 2 (изучение нового материала)

  1. Развёрнутое объяснение учителем нового материала
  2. Сжатое изложение учителем учебного материала по опорному конспекту, озвучивание, расшифровка символов.
  3. Изучение учащимися опорных конспектов, которые получил каждый ученик.
  4. Работа с учебником и конспектом дома.
  5. Письменное воспроизведение конспекта.
  6. Озвучивание конспекта. Ответы по конспекту (тихий, магнитофонный).
  7. Ответы по листам взаимоконтроля.

Модуль 2 (самостоятельное изучение нового материала)

Учитель указывает учащимся материал и даёт план работы: выдели основные мысли; составь план; составь конспект; подготовь вопросы. Затем учитель прослушивает ответы учеников, указывает на положительные моменты, отмечает недостатки. Ученик прорабатывает тему ещё раз с учётом недостатков.

Модуль 2 (применение КСО при изучении нового материала)

Класс делится на группы по 3–4 человека. В каждую группу запускается какая — то тема. Один из учеников изучил эту тему дома и заранее отчитался учителю.

  1. Ученик — консультант рассказывает материал учащимся своей группы. После этого он задаёт им вопросы по теме, заставляет выделить основные мысли, составить план ответа. Таким образом, данную тему изучили все учащиеся группы.
  2. Ученики находят себе партнера, изучившего другую тему.
  3. Ведётся изучение темы по вышеизложенному плану. Затем по такому же плану изучается тема партнёра.
  4. Ученики меняются темами.
  5. Находят нового партнёра; с новым партнером работают как с первым.
  6. Перед сменой партнёров снова меняются партнерами.

По такому плану изучается все запущенные на урок темы.

Модуль 4 (знакомство с новым материалом в углубленном варианте)

Одной из форм уроков модуля 4 являются уроки — семинары, уроки — конференции. Здесь можно назначать докладчиков. содокладчиков, экспертов, оппонентов и т. д.

Модуль 5 (дифференцированное решение задач)

Модуль 5 заслуживает наибольшего внимания. Именно в этом модуле осуществляется дифференцированное развивающее обучение. После модуля 3 (решение задач минимального уровня) проводится срезовая работа, показывающая, какая часть класса достигла обязательного уровня. Таким образом при переходе в модуль 5 образуются первые группы выравнивания. Если эти ученики составляют большую часть класса, то учитель работает с ними. Остальные ученики переходят к решению задач общего уровня.

После второго среза картина в классе усложняется, т. к. этот срез включал в себя задания общего уровня.

Появляются группы продвинутого уровня. Учитель по — прежнему работает большинством. К концу уроков модуля5 рисунок деятельности класса ещё более усложняется. Здесь важно, чтобы ни один ученик не задерживался на достигнутом — в этом главная сложность для учителя. Для ученика же полная схема движения выглядит так: в составе всего класса — в группе выравнивания — в группе минимального уровня — в группе общего уровня — в группе продвинутого уровня — в индивидуальной работе под руководством учителя. Если ученик написал первую срезовую работу успешно, тогда ему незачем в группе выравнивания и иногда в группе минимального уровня. Значит, часть этапов по разным причинам может быть пропущена. Таким образом, получив в самостоятельной работе, в работе в группах, в коллективной деятельности через общение с товарищами проходит все этапы формирования умственных действий от копирования образцов до творческой деятельности.

Учитель сначала работает большинством, а затем, когда весь класс распределился на малые группы, управляет ходом работы и работает индивидуально с наиболее одарёнными детьми. Заметим, что состав групп временный — они создаются на один урок, а иногда и на части урока.

Применение КСО в модуле 5

Класс делится на группы по 3–4 ученика. В группу запускается одна карточка. После того как задание выполнено, учитель проверяет решение, указывает на места, где может быть допущена ошибка, требует обоснование решения. Задания первой корточки выполнены. Следующие шаги работы такие же, как при изучении теории, это шаги 2, 3, 4, 5, 6.

В модуле 6 проводятся обобщающие уроки, семинары — практикумы, уроки — консультации.

В модуле 7 ученики каждого содержательного уровня пишут свою контрольную работу, сдают свой зачёт, отвечают на свои вопросы.

В модуле 8 проводится анализ ошибок, работа над ошибками и индивидуальная работа с учащимися, допускающим ошибки.

Заключение

Данная технология применима практически ко всем предметам с ведущими компонентами «знание» и «способы деятельности». В технологию хорошо вписываются все современные новации. В рамках технологии можно реализовать обучение не только в разных уровнях, но и в разных уровнях (профилях) самого образования. Технология воспроизводима другими учителями с тем же результатом.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Директор школы «Общеобразовательная технология: от приёма до философии». Выпуск № 4, 1996 год;
  2. Берсенева Л. А. «Два модульных урока по естествознанию». Выпуск № 1, 1996 год;
  3. Бурцева О. Ю. «Модульная технология обучения». Выпуск № 5, 1999 год; Выпуск № 4, 2000 год; Выпуск № 4, 2001 год; Выпуск № 2, 2001 год.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, группа, модуль, учитель, группа выравнивания, минимальный уровень, общий уровень, решение задач, индивидуальная работа, коллективная мыслительная деятельность.


Похожие статьи

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе...

‒ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; ‒ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная.

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе

общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи (решение проблемной ситуации). Групповую форму работы с детьми...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Выполняя задание в группах на решение «прикладныхзадач», учащиеся вступали в дискуссию, могли выдвигать свои идеи, убеждаясь в практической значимости математических задач. Таким образом, групповая работа дала возможность каждому учащемуся проявить себя в той или...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

уровень сложности, ученик, учитель, группа, ребенок, учебная деятельность, ситуация выбора, ситуация успеха, дифференцированное обучение, возможность, задание. Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает своё, определенное задание. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

Совместная деятельность и групповая работа как эффективные...

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность, совместная работа. Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках... Организация совместной работы учащихся в...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им

Малые группы формируются учителем по результатам контроля и анализа работ школьников на

Индивидуальная работа на уроках математики с отстающими учащимися будет отлична от...

Организация деятельности по реализации дифференцированного...

Во вторую группу входят ученики, обладающие минимальным уровнем знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Третья группа имеет сложности в усвоении математических фактов, понятий и решении задач.

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Принципы групповой работы. - Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся. - Учитывать особенности состава группы.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают...

Похожие статьи

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе...

‒ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; ‒ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная.

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях...

распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе

общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи (решение проблемной ситуации). Групповую форму работы с детьми...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Выполняя задание в группах на решение «прикладныхзадач», учащиеся вступали в дискуссию, могли выдвигать свои идеи, убеждаясь в практической значимости математических задач. Таким образом, групповая работа дала возможность каждому учащемуся проявить себя в той или...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

уровень сложности, ученик, учитель, группа, ребенок, учебная деятельность, ситуация выбора, ситуация успеха, дифференцированное обучение, возможность, задание. Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики.

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает своё, определенное задание. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

Совместная деятельность и групповая работа как эффективные...

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная деятельность, совместная работа. Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках... Организация совместной работы учащихся в...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им

Малые группы формируются учителем по результатам контроля и анализа работ школьников на

Индивидуальная работа на уроках математики с отстающими учащимися будет отлична от...

Организация деятельности по реализации дифференцированного...

Во вторую группу входят ученики, обладающие минимальным уровнем знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Третья группа имеет сложности в усвоении математических фактов, понятий и решении задач.

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Принципы групповой работы. - Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся. - Учитывать особенности состава группы.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают...

Задать вопрос