В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.
Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, психологическая устойчивость
Как свидетельствует опыт войск и результаты научных исследований, физическая подготовка выступает важным средством повышенного боевого мастерства личного состава не только войск национальной гвардии, но и вообще всех видов вооружённых сил, показателем уровня профессиональной выучки военнослужащих. Её роль проявляется, прежде всего, в сохранении и повышении как физической, так и умственной работоспособности и более быстром восстановлении их до исходного уровня после напряжённой служебно-боевой деятельности. Благодаря этому военнослужащие эффективнее и надёжнее используют вооружение и боевую технику в учебно-боевой и служебно-боевой деятельности, быстрее, точнее и успешнее действуют в разнообразных условиях обстановки.
Также следует отметить, что физическая подготовка влияет на формирование моральных черт личности, как правило, опосредованно, через совершенствование трудовых, профессиональных и нравственных качеств. Вместе с тем она оказывает непосредственное влияние на многие стороны духовного мира личности, особенно на развитие таких элементов нравственных качеств, как коллективизм, войсковое товарищество, мужество, чувство ответственности, дисциплинированности и др. Также ценным для формирования нравственных качеств являются спортивные соревнования. Выступая в составе спортивных команд, военнослужащие осознают, что от их ответственности и личных результатов зависит успех всего коллектива. Это побуждает их к коллективным действиям, правильной оценке своих возможностей, равнению на лучших спортсменов, соблюдению строгой дисциплины. Важным средством в формировании у военнослужащих чувства патриотизма служит проведение мемориальных спортивных состязаний памяти воинов-спортсменов, героев СССР и России.
Успехи военнослужащих спортсменов на международной арене, достижения всего физкультурного движения в России способствует формированию гордости за свою страну [6]. Большое значение в этом имеют также пропаганда боевых и спортивных традиций, встречи с ветеранами спорта. Для формирования идейно-политического облика личности военнослужащего спортсмена важное значение имеет разъяснение значения физической культуры в войсках, стране и на мировой арене, а также масштабы её развития и массового характера, доступности всем российским гражданам, огромных материальных затрат государства на развитие физической культуры и спорта.
Разъяснение роли физической подготовки в повышении боевой готовности армии формирует у военнослужащих активное отношение к приёмам и действиям, выполнению нормативов, у них складывается правильное понимание важности совершенствования качеств, необходимых для выполнения служебно-боевых задач.
Также с помощью физических упражнений решается задача психологической готовности к действиям в сложных условиях современного боя. Психологическая подготовка органически связана с боевой подготовкой личного состава. Она должна обеспечивать воспитание у военнослужащих мужества, готовности к подвигу, вплоть до самопожертвования, вырабатывать способность к умелым действиям в самые напряжённые моменты современного боя, устойчивость положительных психических реакций в опасных ситуациях [2]. При опасности у человека наступает состояние высокого психического напряжения, и в его действиях происходят заметные изменения по сравнению с тем, как он действует в обычных условиях. В большей мере напряжение отрицательно сказывается на сложных элементах поведения человека. Чтобы управлять своими отрицательными эмоциями, военный специалист должен приобрести опыт поведения в ситуациях, связанных с высоким психическим напряжением. При попадании в незнакомую ситуацию, особенно в условиях риска, ведущим сбивающим фактором в поведении человека является развитие ориентировочной реакции, которая носит генерализированный характер и вызывает излишнее возбуждение в деятельности многих систем организма. Это возбуждение затрудняет организацию целенаправленных действий. При повторении реакции ориентировочная реакция постепенно затухает [3]. Исходя из этого положения, одним из главных моментов в психологической подготовке является ознакомление человека с навыками действий при различных вариантах учебно-боевой деятельности. Например, при обучении военнослужащих боевым приемам с оружием и без него используется залы психофизической загрузки, специальные площадки, оборудованные специальным свето-шумовым оборудованием и макетами. Приближение условий обучения к реальным, боевым всегда связано с определёнными методическими трудностями. Поэтому большое значение приобретает поиск путей расширения возможностей для выработки у военнослужащих привычки к действиям в условиях реальной опасности. Одним из таких путей является специальная организация физической подготовки, чтобы осуществить перенос навыков и умений с одного вида деятельности на другой. Например, выполнение боевого приема в темноте может пригодиться для действий темное время суток. Но важен не конкретный двигательный навык — более существенным является навык преодоления страха при действиях в условиях опасности. Чем шире диапазон таких навыков, чем чаще военнослужащий в них тренируется, тем легче осуществляется перенос на действие в боевой обстановке. Исходя из этого следует понимать, что для психологической подготовки ведущим является не выбор физических упражнений для развития психологических качеств, а методическое оформление тренировки. К примеру, применяя на занятиях прыжки с высоты, можно ставить задачу на воспитание смелости, а в другом случае развивать взрывную силу мышц ног. Физические упражнения могут применяться для общей и специальной физической подготовки [1].
Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приёмы и методы других разделов боевой подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально — волевых качеств, необходимых для действий военнослужащего в бою независимо от его воинской специальности или этапа профессионального становления.
Специальная психологическая подготовка заключается в целенаправленной активации способностей, умений и навыков для успешного выполнения конкретной боевой задачи, создания чувства уверенности в достижении поставленной цели, достаточного запаса физических сил. Эта подготовка будет различной в зависимости от воинской специальности и этапа профессионального становления. Поэтому методика использования физических упражнений в её интересах будет иметь свою специфику.
На каждом из этапов профессионального становления военнослужащего с помощью физических упражнений решаются следующие задачи:
— опережающее развитие важных для воинской специальности психических качеств;
— воспитание и совершенствование важных для профессиональной деятельности физических и психологических качеств и прикладных навыков;
— создание готовности функциональных систем организма военного специалиста к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий боевой деятельности;
— повышение физиологических резервов организма за счёт высокой физической тренированности;
— воспитание и совершенствование волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и др.);
— выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;
— обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности, снятие психической напряжённости;
— воспитание социально значимых качеств, необходимых для действий в составе экипажа, расчёта, воинского коллектива;
— воспитание уверенности в своих силах при действиях в особых ситуациях.
При решении этих задач следует постоянно помнить о необходимости всеми средствами воинского обучения формировать личность военнослужащего, повышать его идейную закалку и убеждённость в правоте дела, которое он призван защищать. Вопросы идейного воспитания должны решаться путём продуманных заранее и чётко спланированных мероприятий в ходе как теоретических, так и практических занятий по физической подготовке.
В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений, но для этого необходимо соблюдение определённых требований при проведении занятий:
— усложнение учебных задач, которые должен решать занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;
— приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения, в обстановке с элементами оправданного риска;
— выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности;
— овладение навыками действий в особых условиях;
— приобретение высокого уровня физической тренированности.
Рассматривая вопросы психологической подготовки военных специалистов, следует всегда помнить, что это лишь одна из многих задач, которая решается с помощью физической подготовки. Физическая подготовка должна рассматриваться как единый, целостный процесс, и выделение в нём задач психологической подготовки является лишь приёмом научного познания, чтобы обеспечить более глубокое изучение данного вопроса.
Литература:
- Ильин, Е. П. Психология спорта // Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
- Бабушкина, Г. Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография // под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск: изд-во СибГУФК, 2006. — 380 с.
- Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. для вузов //А. В. Родионов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.
- Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры // Н. Б. Стамбулова. — СПб.: Издательство «Центр карьеры», — 1999. — 368 с.