Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Педагогика
14.03.2024
47
Поделиться
Библиографическое описание
Норин, Н. Е. Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ / Н. Е. Норин, Р. В. Смывин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111972/.


В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и проведения учебно-тренировочных занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, военнослужащий, психологические, педагогические принципы, морально-волевые качества, служебно-боевая деятельность.

В процессе физического воспитания военнослужащих происходит осмысление всей системы физической подготовки, которая направлена на формирование и совершенствование двигательных способностей, военно-прикладных навыков, морально-волевых и психологических качеств [1]. Актуальность физической подготовки обусловлена возросшими требованиями современной боевой деятельности. Последние события в зоне боевых действий специальной военной операции показывают, что физически подготовленные военнослужащие эффективнее используют свои навыки и умения в профессиональной деятельности, значительно лучше справляются с поставленными задачами в экстремальных условиях. Это говорит о том, что значимость физической подготовленности в большей мере проявляется в сложной боевой подготовке сопряжённой с высокими физическими и психологическими нагрузками. Физические упражнения, используемые на занятиях физической подготовкой не только поддерживают работоспособность военнослужащих, но и способствуют лучшей умственной деятельности. Это достигается за счёт высокой активизации организма, его центральной нервной системы, более совершенной регуляции функций организма, его устойчивости к неблагоприятным факторам.

Основу психологической устойчивости военнослужащих войск национальной гвардии составляет постоянное развитие общепсихологической теории и военно-психологической практики. Конечным результатом этой деятельности является психологическая подготовка, как составная часть физической подготовки. Психологическая подготовка — это процесс, направленный на развитие и совершенствование волевых качеств, с целью достижения морально-волевой устойчивости к воздействию непредвиденных действий служебно-боевой деятельности и негативных факторов окружающей среды.

Актуальность волевой подготовки не вызывает сомнений, однако современные взгляды на направленность нравственных качеств предполагают более широкое применение психологической подготовки. Различают общую и специальную психологическую подготовку. Общая психологическая подготовка в процессе физической подготовки подразумевает развитие психических функций для успешного выполнения задач в повседневной служебно-боевой деятельности. Специальная психологическая подготовка способствует выполнению задач определённой боевой деятельности. Она совершенствует способности военнослужащих владеть необходимыми двигательными навыками на фоне преодоления отрицательных эмоций, в момент максимальных напряжений, с установкой на положительный результат [2]. Проще говоря, у военнослужащих, в процессе занятий физической подготовкой формируется мотивация, которая способствует успеху в боевых действиях, устойчивости в достижении поставленной цели.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что психологической подготовкой военнослужащих является процесс актуализации их потенциальных психических возможностей в объективную деятельность адекватную этим возможностям. Процесс психологической подготовки на учебных занятиях направлен на развитие волевого потенциала военнослужащих посредством предельных волевых усилий с использованием функционального резерва организма. Таким образом, просматривается специализированность психологической подготовки, что является ведущим принципом в физическом воспитании военнослужащих.

Педагогической основой психологической подготовки военнослужащих являются принципы воспитания психовоздействия, которые определяют оптимизацию физической подготовки по формированию военно-прикладных навыков для решения боевых задач и способности регулировать психологическое состояние для успешной служебно-боевой деятельности. Это следующие принципы [3]:

Принцип систематичности предполагает последовательное, целеустремлённое воздействие психических средств на военнослужащих в процессе занятий физической подготовкой, согласно требований учебной программы, когда обучение идёт от простых упражнений к более сложным, предусматривая преемственность в развитии физических качеств и навыков.

Принцип всесторонности предусматривает психологическую подготовку, когда средства и методы составляют единую структуру и обеспечивают единство общей и специальной подготовки военнослужащих.

Эффект психологической подготовки достигается воздействием на направленность психики военнослужащих, определяемую целями и задачами физической подготовки.

Принцип сознательности, который используется в обучении военнослужащих и направлен на осознанное овладение или необходимыми военно-прикладными навыками, которые соответствуют индивидуальности и будут полезны для применения в конкретных действиях обусловленными задачами служебно-боевой деятельности.

Принцип согласованности означает воздействия на психологическое состояние военнослужащих не только на занятиях по физической подготовке, но и по другим предметам боевой подготовки, составляющих общую систему обучения.

Принцип специализированности направлен на психорегуляцию определённого контингента военнослужащих и присущ специфике конкретной деятельности военных специалистов. Так военнослужащие сил специального назначения на занятиях по физической подготовке практикуют военно-прикладные действия в особых условиях с применением околопредельных физических нагрузок в полной экипировке, средствах защиты с выкладкой до 40 кг. Безусловно, эти тренировки способствуют укреплению морально-волевых качеств и будущим успехам в профессиональной деятельности.

Принцип индивидуализации подразумевает индивидуальную психологическую подготовку, которая в полной мере учитывает особенности военнослужащих (темперамент, склонности, интеллект, актуальные психические состояния). На занятиях по физической подготовке должны учитываться не только физические способности, но и индивидуальные особенности каждого военнослужащего. Особенно в начальном периоде обучения, когда наблюдаются психологические срывы в выполнении групповых упражнений в составе подразделения.

Таким образом, психологические принципы обучения предполагают развитие морально- волевых качеств не терять самообладания в боевой деятельности и сложных жизненных ситуациях. Они позволяют проявлять смелость, выдержку, самостоятельность и дисциплинированность, что в конечном итоге способствует формированию основных качеств воспитания военнослужащих войск национальной гвардии.

В целом, система воспитания предполагает единство принципов, организационных мер, средств и методов для достижения целей поставленных в ходе проведения занятий по физической подготовке. В этом случае мы можем говорить о комплексном подходе в воспитании военнослужащих, предусматривающем установление специфики всех видов воспитания и их взаимодействия с учётом конкретно возникающих задач служебно-боевой деятельности. При этом необходимо учитывать особенности физического развития, отбора по индивидуальным особенностям, наиболее присущим каждому военнослужащему. Эта деятельность определяет физическую нагрузку с учётом подготовленности обучаемых и задач решаемых на данном этапе обучения. Планирование средств и методов направленных на качественное овладение военно-прикладными навыками предполагает улучшение общей физической подготовленности военнослужащих.

Следовательно, говоря о воспитании военнослужащих на занятиях физической подготовки нельзя забывать и о педагогических принципах, которые тесно взаимосвязаны с психологической подготовкой и составляют единое целое в воспитательном процессе военнослужащих. Так принцип убеждения воздействует не только на сознание, но и на чувства и поведение военнослужащих. Положительный пример всегда являлся и является основой физического воспитания. Кроме этого необходимо придерживаться принципа связи физической подготовки с непосредственными задачами служебно-боевой деятельности, где профессиональные навыки и умения определяют содержание боевой работы. Принцип требовательности и опоры на положительное предполагает воспитание личности на точном выполнении задач физической подготовки и поощрении за достигнутые успехи в обучении. Принцип систематичности на занятиях физической подготовкой, показывает постоянное влияние физических упражнений на организм обучаемых. Принцип опоры на коллектив способствует развитию чувств товарищества, воспитывает ответственность перед сослуживцами и дисциплинирует военнослужащих. И, наконец, принцип учёта особенностей и индивидуальности предполагает учитывать на занятиях физической подготовкой психику военнослужащих, их темперамент, индивидуальные особенности личности.

Таким образом, формирование волевой и эмоциональной сфер идёт за счёт средств и методов стимулирующих их развитие, а это значит, что вышеперечисленные педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой способствуют качественному воспитанию военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

Литература:

  1. 1.Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ/ Министерство науки и высшего образования РФ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, (институт физической культуры, спорта и туризма) В. П. Сущенко, Санкт-Петербург: Политех- Пресс, 2020. — 280с.
  2. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России/ В. Г. Лупырь, Министерство внутренних дел Российской Федерации. Омская академия. — Омск: Ом А МВД России, 2013. — 187с.
  3. Физическая подготовка курсантов с учётом их психологических особенностей/ Н. В. Герасимова, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Краснодар, ун-т — Краснодар: Кр.У МВД России, 2014. — 133с..
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
физические качества
физическая подготовленность
военнослужащий
психологические
педагогические принципы
морально-волевые качества
служебно-боевая деятельность
Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 254-256):
Часть 4 (стр. 211-279)
Расположение в файле:
стр. 211стр. 254-256стр. 279

Молодой учёный