В настоящей статье проводится исследование института физической подготовки военнослужащих. Известно, что физическая подготовка выступает основным, главным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению ими поставленных учебно-боевых задач. Физическая подготовка — это, также, целый педагогический процесс, связанный с физическим совершенствованием военнослужащих, она осуществляется исходя из особенностей военно-профессиональной деятельности. Эффективности деятельности по физической подготовке военнослужащих, ее специальной военно-прикладной направленности всегда уделялось должное, надлежащее внимание среди представителей научной доктрины.
Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, боеготовность, основные и специальные физические качества.
In this article, a study of the Institute of physical training of military personnel is carried out. It is known that physical training is the main, the main element of combat readiness of military personnel to perform their assigned combat training tasks. Physical training is also a whole pedagogical process related to the physical improvement of military personnel, it is carried out based on the characteristics of military professional activity. The effectiveness of the physical training of military personnel, its special military-applied orientation has always been given due, proper attention among representatives of scientific doctrine.
Keywords: soldier, physical training, combat readiness, basic and special physical qualities.
Успешность деятельности военнослужащих, как известно, определяется степенью их готовности (боеготовности), в которой выделяются четыре аспекта: морально-политический; военно-специальный; психический; физический. Если первые два компонента имеют в принципе стабильный характер, то физическая и психическая готовность динамичны, подвижны и неустойчивы.
Следует сказать, что как показывает многолетняя практика ведения вооруженной борьбы, также боевой подготовки армии и флота, физическая подготовка военнослужащих безусловно имеет важное значение для усиления и повышения боеспособности воинских подразделений. Те качества, свойства и навыки, которые вырабатываются и развиваются в ходе физической подготовки, благоприятно влияют на успех и результативность учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих (личного состава) [4].
Известно, что человеческая личность — это особого рода сплав, единство различных свойств, биосоциальная природа человека, поэтому физические свойства и качества воинов, так необходимых для успешного ведения ими боевых действий, также можно назвать неотъемлемой частью человеческой личности.
Рассмотрим в целом значение показателей физического состояния человеческой личности, с целью применения их для личности военнослужащего:
1. От уровня развития определенных физических свойств человека (личности) существенно зависит общая работоспособность субъекта;
2. Физические особенности и способности человека оказывают воздействие на протекающие в организме психические свойства и даже на мировоззрение в целом и, тем самым, на результативность и эффективность производительной либо другой какой — либо деятельности;
3. Физическая организация, подготовка людей обуславливает и их образ жизни в целом [5, c. 114].
Соответственно, в структуре личности военнослужащих не только духовные, но также и иные качества имеют важное значение для определения физического состояния, в том числе для боеготовности военнослужащих.
Боеготовность военнослужащих — это определенное биосоциальное состояние их личности, которое соответствует требованиям военно-профессиональной деятельности.
Следует сказать, что роль физических параметров и качеств личности военнослужащих для успешного выполнения боевых задач, ведения военной деятельности, изучалась еще в прошлом веке и имела свои научные доказательства. И, конечно, в настоящее время имеется большое количество экспериментальных научных исследований и изучений, которые позволяют говорить о том, что физические свойства военнослужащих — это неотъемлемые составляющие элементы боеспособности.
В связи с изложенным в настоящее время создаются инновационные условия с целью совершенствования системы физической подготовки военнослужащих (курсантов военного вуза), что в том числе получили свое закрепление. в директивной и инструктивной документации. Так, В Концепции развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 г. [3] предусмотрено, что основополагающая цель системы физической подготовки войск — это обеспечение необходимой физической степени готовности (подготовки) военнослужащих к выполнению возложенных задач и ведению боевых действий, а также укрепление здоровья военнослужащих.
Следует отметить и положения общевоинского устава Вооруженных сил РФ, военнослужащий обязан ежедневно повышать свою физическую закалку, повсеместно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать воинское мастерство [2, c. 14].
Изменяющиеся, усложняющиеся способы боевого применения насыщенной электроникой военной техники подразумевают и обусловливают, безусловно, особое напряжение человеческих сил: изменились, усложнились боевые действия (их характер), стали включать их в состав военнослужащих маневренные группы, которые имеют очень высокий уровень физической подготовки (например, отряды специального назначения); боевые действия стали вестись в сложных условиях местности и пр. Все это, безусловно требует высокую физическую подготовку военнослужащих, о чем свидетельствуют, например, прошедшие локальные войны и практика военных действий на Северном Кавказе: успех боя находится в большой от уровня развития у личного состава физических качеств, натренированности силы, выносливости.
В заключение следует отметить появление в последнее время целого ряда абсолютно новых подходов в области педагогики к рассматриваемой сфере, установлено, что важным и перспективным направлением физического развития курсантов в военном вузе выступает направленность на развитие и совершенствование физических качеств и свойств [1]. Те военнослужащие, которые обладают достаточным, необходимым уровнем развития физических качеств, признаются более устойчивыми к воздействию и влиянию отрицательных, неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. Военнослужащие более эффективно и успешно выполняют возложенные на них служебные обязанности, ими быстрее осваиваются также важные в их профессии качества и навыки.
Литература:
- Борисов А. А. Салькова Д. В. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки // Военный инженер. 2019. № 7. С. 18.
- Зиновьев А. С., Марахов С. Н. Общевоинские уставы ВС РФ. М.: Воениздат, 2007. 312 с.
- Концепция развития физической культуры и спорта в ВC РФ на период до 2020 года //СПС «КонсультантПлюс»
- Митин Д. И., Михеев А. Н. Качественные состояния физической подготовки военнослужащих // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3. С. 15–17.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.