Процессу физической подготовки военнослужащих, ее роли действенного механизмом прямого или косвенного влияния на военнослужащих с целью их профессионально-личностного роста всегда уделялось должное внимание. Известно, что физическая подготовка в войсках осуществляется ежедневно и в различных формах, это целая систему организационных, педагогических, культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, в связи с чем одним из инструментов педагогического влияния на личный состав воинских подразделений могут выступать сущностные характеристики физической подготовки, определяющие ее качественные состояния.
Ключевые слова: физическая подготовка; физическая готовность; военнослужащий; воинское подразделение; воинский труд.
Due attention has always been paid to the process of physical training of military personnel, its role as an effective mechanism of direct or indirect influence on military personnel for the purpose of their professional and personal growth. It is known that physical training in the military is carried out daily and in various forms, it is a whole system of organizational, pedagogical, cultural and recreational activities, and therefore one of the tools of pedagogical influence on the personnel of military units can be the essential characteristics of physical training and its qualitative state.
Keywords: physical training; physical readiness; serviceman; military unit; military labor.
Понятие «физическая подготовленность» определяется преимущественно как результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности, и не отражает такой результат физической подготовки, как формирование потребности человека во всестороннем физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни (включая, безусловно, привычки к систематическому (на постоянной основе) выполнению физических упражнений) [4].
Как отмечает В. А. Митрахович, профессионализм военнослужащего — это такое его качество и свойство как личности, которое определяет его продвижение по военной службе. Профессионализм, бесспорно, формируется в процессе военно-профессиональной деятельности и выступает результатом целостного развития личности военнослужащего — профессионала, который постоянно, повсеместно самосовершенствуется в своей деятельности, эффективно, творчески и на высоком уровне осуществляет возложенные на него воинские обязанности в любых сложившихся условиях и ситуациях [5].
Безусловно, немаловажную роль в формировании профессионализма играет физическая подготовка воина. Профессиональный военнослужащий обладает «физической готовностью» к выполнению боевых и других поставленных задач, в связи с чем имеет место систематическое повышение статуса физической подготовки в системе воинского обучения как базиса, основы для военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск, что полностью соответствует цели Концепции совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2020 года.
Иными словами, физическую подготовку и ее педагогический потенциал можно вполне обоснованно назвать механизмом прямого или косвенного влияния на профессионализацию военнослужащих, и для эффективного и результативного использования педагогического потенциала физической подготовки в указанных целях необходимо рассмотреть следующие сущностные характеристики физической подготовки, оказывающие существенное влияние (воздействие) на формирование высокого уровня физической готовности военнослужащих к решению любых поставленных задач в условиях воинской службы, и, как следствие, на профессионально-личностный рост воинов:
- Системность. Как известно, иерархичность и многоуровневость характеризуют строение системы, ее функционирование [3]. В этой связи одними из элементов системы физической подготовки военнослужащих следует назвать, безусловно, командиров и начальников воинских подразделений, которые обеспечивают профессионально-личностный рост военнослужащих (личного состава), а также иные должностные лица, которые также оказывают в этом им свою помощь. Каждый из перечисленных субъектов находится на своем уровне системы, и играет определенную роль в процессе профессионализации военнослужащих с помощью средств физической подготовки.
- Историческая преемственность. Здесь следует сказать, что опыт предшественников не только по вопросам физического воспитания военнослужащих, а во всех сферах жизни социума, всегда оставался базисом, основой для движения вперед. Конечно же, физическая подготовка военнослужащих здесь не исключение. Несмотря на то, что методы, способы и приемы оказания воздействия на профессионально-личностный рост военнослужащих с помощью средствами физической подготовки подвержены постоянно постоянным изменениям в течение времени в силу своего совершенствования, тем не менее, воспитание у военнослужащих в процессе физической подготовки волевой готовности к защите Отечества, стойкости, мужества, гордости за принадлежность к вооруженным силам, верности интересам государства и своему народу, продолжает оставаться неизменным во все времена [2].
- Нормативная обусловленность, которая имеет педагогическую направленность и оказывает влияние на профессионально-личностный рост военнослужащих, что предопределено тем, что процесс физической подготовки регулируется совокупностью нормативных документов, изданных на разном законодательном уровне, в которых содержатся целевые установки, принципы и приоритеты деятельности органов военного управления, а также установлены основные обязанности, требования, права и ответственность как должностных лиц воинских подразделений, которые уполномочены организовывать и проводить различные формы физической подготовки личного состава, так и самих военнослужащих (в качестве примера такого нормативно — правового акта назовем, например, Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);
- Специальная направленность. Необходимость специальной направленности физической подготовки получила свое отражение в специальных задачах физической подготовки, которые согласно приказу министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 [1] определяются особенностями (спецификой) военно-профессиональной деятельности военнослужащих воинских частей и организаций Вооруженных сил России.
В заключении следует сказать, что сущностные характеристики во взаимодействии между собой обусловливают качественное состояние физической подготовки военнослужащих. В своей совокупности они обеспечивают педагогическое влияние (воздействие) на формирование высокого уровня физической готовности военнослужащих к тому, чтобы эффективно осуществлять возложенные на них задачи военной службы, в чем получает свое выражение профессионализм в воинском труде. Физическая подготовка как процесс должна обеспечивать, если исходить из военно-профессиональной деятельности, высокий уровень физической готовности курсанта (военнослужащего) к будущей военно-профессиональной деятельности, необходимую и достаточную степень боевой готовности военнослужащего.
Литература:
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.04. 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. 2009. N 126.
2. Митин Д. И. Оценка эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки военнослужащих// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 53. С. 12.
3. Митин Д. И. Сущностные характеристики физической подготовки военнослужащих // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017.Т. 2, № 3. С. 30–34.
4. Митин Д. И., Михеев А. Н. Качественные состояния физической подготовки военнослужащих // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3. С. 15.
5. Митрахович В. А. Структура профессионализма военнослужащего // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та 2015. № 9–10 (104). С. 64–69.