Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью преодоления негативной ситуации, связанной с формированием профессионального кадрового ядра государственных гражданских служащих судебных органов. Целью работы заключается в выявлении проблем правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в аппарате судов общей юрисдикции и предложении решений по их устранению. Поставленная цель требует решения следующих задач: — характеристика условий профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в аппаратах судов общей юрисдикции; — анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в судебных органах; — предложение правотворческих решений, направленных на устранение недостатков правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в аппарате судов общей юрисдикции. По итогам работы предложены решения проблем правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в судебных органах.
Ключевые слова: правовое регулирование, государственная гражданская служба, профессиональная деятельность, аппарат суда.
Отправление правосудия в совокупности с обеспечением судебной деятельности представляет собой сложный механизм. Клеандров М. И. верно отмечает, что «для его качественного функционирования нужны профессиональные специалисты, которым государство должно обеспечить определенные условия для работы» [1, с. 77].
Увеличение служебной нагрузки на судей и аппарат областных и равных им судов, наглядно подтверждают статистические данные. Так, в 2015 году количество гражданских и административных дел, принятых к производству по первой инстанции областными и равными им судами, составило 13 700 дел, в 2016 году — 19 400 дел (+42,2 %), в 2017 году — 24 700 дел (+27 %), в 2018 году — 28 600 дел, в 2019 году -39 200 дел (+37,2 %) [2].
В свою очередь в 2015 году число гражданских и административных дел, поступивших на апелляционное рассмотрение, составило 663 200 дел. В 2016 году — 742 900 дел (+12,0 %), в 2017–724 900 (-2,4 %), в 2018–719 900 (-0,7 %), в 2019–739 000 (+2,7 %) [3].
Таким образом, очевидна тенденция к общему увеличению числа гражданских и административных дел, поступающих на рассмотрение в областные и равные им суды, за пять последних лет, что в основном обусловлено продолжением роста числа принятых к производству административных дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, который вступил в силу в 2015 году.
Следует отметить, что увеличение количества поступающих исковых заявлений, а также гражданских и административных дел, в судебные органы не только отражается на персональной нагрузке каждого судьи, но и всего аппарата судов. Матвеев С. П. выражает сожаление о том, что «в судебной системе до настоящего времени не решен вопрос об оптимизации штатного расписания судей и аппарата судов. Между тем значение аппарата суда в процессе осуществления правосудия вряд ли можно переоценить, поскольку без его деятельности вообще невозможна работа суда» [4, с. 26].
Деятельность государственных гражданских служащих, в своей совокупности составляющих аппарат суда, оказывает непосредственное влияние на эффективность правосудия, соблюдение установленных сроков подготовки важнейших процессуальных документов и т. д. По этой причине выявление проблемных аспектов прохождения государственной гражданской службы служащими суда и их устранение приобретает первостепенное значение. Следует отметить, что данные проблемы наиболее остро сконцентрированы в судебных органах, обслуживающих крупные мегаполисы, где необходимость их решения приобретает особую актуальность.
Федеральный закон № 58-ФЗ [5], Федеральный закон № 79-ФЗ [6], Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, составляющие действующую систему правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда, противоречат друг другу, не учитывают специфических особенностей профессиональной деятельности служащих аппаратов судов, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на состоянии кадрового обеспечения.
Так, в Федеральном законе № 79-ФЗ отсутствуют положения, производящие разграничение должностей государственной гражданской службы на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие, не урегулированы основания и порядок перемещения служащего между ними.
Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» [7] закрепляет в аппаратах Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда следующую иерархию должностей, которая включает в себя следующие должностные категории и группы: — «руководители» (главная и ведущая группа должностей); — «помощники» (главная группа и ведущая группа должностей); — «специалисты» (ведущая и старшая группа должностей); — «обеспечивающие специалисты» (ведущая, старшая и младшая группа должностей).
Анализ указанной иерархии во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 79 показывает, что неурегулированными остаются вопросы соотношения должностей по отношению к друг другу внутри одной должностной группы, так как остается неясным являются ли они равнозначными, вышестоящими или нижестоящими. В свою очередь это негативно сказывается на регулировании отношений перемещения по государственной гражданской службе в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ. Считаем, что этого явно недостаточно по причине того, что положения Федерального закона № 79-ФЗ не учитывают весь потенциал правоотношений в сфере перемещения государственных гражданских служащих по службе.
Для устранения указанного недостатка, пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции: «Перевод государственного гражданского служащего в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Должность на гражданской службе считается вышестоящей, если для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем классный чин по прежней должности на гражданской службе, а при равенстве классных чинов — более высокий должностной оклад».
Специфическими особенностями организационно-структурного построения федерального суда общей юрисдикции выступает «прикрепление» к конкретному судье помощника и секретаря судебного заседания. В процессе такого взаимодействия судья осуществляет деятельность по отправлению правосудия, а помощник судьи и секретарь судебного заседания исполняют вспомогательные функции. В частности, секретарь является ответственным должностным лицом за ведение протокола судебного заседания, а помощник судьи готовит проекты различных процессуальных документов.
На подзаконном уровне правового регулировании статус помощника судьи конкретизируется в нормах Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 [8], который устанавливает, что в организационном плане помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда.
Необходимо отметить, что в настоящий момент отсутствует аналогичный ведомственный нормативный правовой акт, содержащий типовые положения, которые детализируют правовой статус секретаря судебного заседания. Данный пробел частично восполняется внутренней нормотворческой деятельностью председателей судов общей юрисдикции. В качестве примера можно привести должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Кемеровском районном суде Кемеровской области должность секретаря судебного заседания, утвержденный Приказом председателя Кемеровского районного суда Кемеровской области от 19.02.2018 № 9 [9].
Таким образом, анализ правовых основ прохождения государственной гражданской службы в аппарате суде свидетельствует о наличии пробелов, противоречий, отсутствии логической взаимосвязи между нормативными правовыми актами законодательного и подзаконного уровня.
В целях устранения вышеуказанных недостатков необходимо закрепить в Федеральном законе № 79-ФЗ основания и порядок перевода на вышестоящую, равнозначную и нижестоящую должность государственной гражданской службы. Также на уровне Судебного департамента при Верховном Суде РФ целесообразно разработать и утвердить типовой должностной регламент секретаря судебного заседания.
Литература:
- Клеандров М. И. О Совете судебной власти Российской Федерации: Монография. — М., 2016.
- Анализ проведен на основании сведений по форме № 2 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции» // URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/Obzor_sudebnoy_statistiki_o_deyatelnosti_federalnih_sudov_obshchey_yurisdiktsii_i_mirovih_sudey_v_2019_godu.pdf (дата обращения: 23.09.2020 г.)
- Анализ проведен на основании сведений по форме № 7r «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел в апелляционном порядке» (областных и равных им судов по делам районных судов) // URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2020/Obzor_sudebnoy_statistiki_o_deyatelnosti_federalnih_sudov_obshchey_yurisdiktsii_i_mirovih_sudey_v_2019_godu.pdf(дата обращения: 23.09.2020 г.)
- Матвеев С. П. Основные тенденции совершенствования государственной службы // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. № 1–1.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 30.07.2020) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 118
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» // Бюллетень актов по судебной системе. № 3. 2020.
- Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Кемеровском районном суде Кемеровской области должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания // URL: https://files.sudrf.ru/827/user/REGLAMENT/DR_5.pdf (дата обращения: 23.09.2020)