В статье авторы даютописание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: литература, физическая культура, дети.
Методическая разработка направлена на развитие кругозора и мышления у учащихся, повышение их интеллектуального уровня, углубление знаний по литературе и речевой культуре в целом, а также на развитие физической выносливости и формирование здорового образа жизни.
Авторы акцентируют внимание на том, что данная разработка обладает широкими воспитательными возможностями: воспитание любви к урокам физической культуры и литературы через устранение затруднений в любых видах общения; пробуждение интереса к данным предметам; развитие умений решения языковых и речевых задач в нестандартных условиях.
Данный вид соревнований помогает решать главную задачу образования на сегодняшний день — формирование знаний и поведенческих моделей, которые позволят учащимся быть успешными, выявление умений и навыков, формирование которых нужно не только для ответов на уроках, но и для решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах.
Цель: вспомнить сказки А. С. Пушкина, показать их ценность во все времена, научиться соревноваться и инсценировать отдельные эпизоды через спортивные упражнения.
Условия игры: выступает команда класса из 10 человек, вспоминается сказка, называется конкурс, зачитывается эпизод, соответствующий данному виду упражнений, объясняются условия конкурса, дети соревнуются, побеждает та команда, которая набрала лучшее количество мест. Баллы выставляются за угаданную сказку и за успешное прохождение эстафеты.
Ход эстафет.
1 эстафета.
Учитель литературы зачитывает строчки из «Сказки о попе и о работнике его Балде»:
— Нет, говорит Балда, —
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой [2].
Учитель физической культуры объясняет правила первой эстафеты «Бег с книгой на голове»: ну, кобылку нам не найти, зато мы можем использовать школьный груз — ранец/рюкзак с учебниками в них (в зависимости от возраста участника в рюкзак складывается от 2 до 5 книг), рюкзак кладётся на голову и с ним совершается бег в одну сторону, обратно бежать с рюкзаком за спиной.
2 эстафета.
Учитель литературы зачитывает строчки из «Сказки о царе Салтане…»:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах [3].
Учитель физической культуры объясняет правила второй эстафеты «Кораблики»: участникам необходимо, накинув себе плечи ткань, бежать, расправив руки, имитируя движение парусника, потом передают другому.
3 эстафета.
Учитель литературы зачитывает строчки из «Сказки о царе Салтане…»:
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Учитель физической культуры объясняет правила третьей эстафеты «Архитекторы»: участникам необходимо по очереди перенести спортивные модули и собрать из них «дом».
4 эстафета.
Учитель литературы зачитывает строчки из «Сказки о мёртвой царевне…»:
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет [4].
Учитель физической культуры объясняет правила четвёртой эстафеты «Тоннель»: участникам необходимо пройти «путь» по тоннелям и вернуться назад, прыгая на одной ноге.
5 эстафета.
Учитель литературы зачитывает строчки из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод… [5]
Учитель физической культуры объясняет правила пятой эстафеты «Перетягивание каната»: Каждый из спортсменов должен держать канат голыми руками обычным захватом, т. е. обращенными кверху ладонями обеих рук, а канат должен проходить между корпусом спортсмена и верхней частью его руки. В схватке побеждает команда, у которой одна из крайних маркировок (отметка или тесьма) каната будет перетянута через центральную линию на земле или полу, или если противник дисквалифицируется центральным судьей [6].
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
1. Жуков М. Н. Подвижные игры: учеб. для пед. вузов / М. Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
2. https://ilibrary.ru/text/453/p.1/index.html
3. https://ilibrary.ru/text/455/p.1/index.html
4. https://ilibrary.ru/text/457/p.1/index.html
5. https://ilibrary.ru/text/456/p.1/index.html
6. https://rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-peretyagivanie-kanata/