Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Громова, О. Н. Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей / О. Н. Громова, Е. А. Губарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74409/ (дата обращения: 08.03.2021).



В данной статье представлен анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Автор рассматривает виды насилия по отношению к детям, ответственность родителей, согласно законодательным актам за данное деяние. В статье приводится опыт других стран по проблеме семейного насилия. Указывается на пробелы, существующие в современном законодательстве по данной тематике.

Ключевые слова: ребенок, жестокое обращение с детьми, семейное насилие, обеспечение законных прав и интересов детей, виды насилия по отношению к ребенку.

This article presents an analysis of the concept of «child abuse». The author considers the types of violence against children, the responsibility of parents, according to legislative acts for this act. The article presents the experience of other countries on the problem of family violence. The author points out the gaps that exist in the current legislation on this topic.

Keyword: child, child abuse, family violence, ensuring the legal rights and interests of children, types of violence against the child.

Тема защиты прав детей на сегодняшний день очень актуальна. Несмотря на множество рычагов, существующих в российском обществе в защиту детей, не все они оказываются в безопасной среде. И защищать их приходится порой от собственных родителей. Иногда только своевременное вмешательство органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних спасает ребенка от страданий.

На данном этапе развития общества существует множество нормативно правовых актов, в которых содержатся определенные нормы, действие которых направлено на защиту детей. Так, например, в Конвенции о правах ребенка закреплено определение согласно которому ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее возраста 18 лет.

В российском законодательстве также имеются нормативные акты, регулирующие институт семьи. Одним из них является Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе содержатся основные элементы полноценного воспитания несовершеннолетних детей. Это:

– воспитание детей,

– забота о детях, которая выражается как в развитии ребенка, так и в благосостоянии,

– обеспечение правовой защиты прав и интересов детей.

Защита детей необходима прежде всего от насилия, которое может проявляться в воздействии одного члена семьи на другого. Причем такое воздействие выражается в умышленной форме. Стоит заметить, что категория насилия содержит определенные признаки: ущемление прав и свобод членов семьи, причинение психологической и физической боли, создание препятствий развитию личности [14].

Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет наиболее подвержены не только насилию, но и другим видам воздействия. Например, эмпирические психодиагностические исследования молодежи показывают, что прогрессивный рост киберугроз в немалой степени затрагивает интересы детей, вызывая необходимость формирования их кибервиктимного поведения путем коррекции личностно-индивидуальных качеств поведения [18, с. 42–51, 19, с. 254–268]. Это связано с несформировавшейся личностью, отсутствием самостоятельности в решении различных жизненных ситуаций.

Насилие может проявляться в физической, психической и даже сексуальной форме.

Наиболее частым случаем является насилие в физической форме. Можно выделить основные способы его проявления:

– словесные оскорбления,

– применение физической силы к несовершеннолетнему, которая создает психологические травмы ребенку,

– вовлечение несовершеннолетнего в употребление различного рода алкогольных, наркотических и одурманивающих веществ,

Необходимо также обратить внимание на юридическую сторону физического насилия. Она выражается в следующем:

– нанесении побоев члену семьи, а также иного вреда здоровью легкой, средней тяжести, а также тяжкого вреда, при чем они должны быть совершены умышленно,

– лишении членов семьи свободы, либо ограничении в свободе и свободном передвижении,

– лишении члена семьи биологических потребностей: пищи, одежды, жилья, удовлетворения условиями жизни, а также общения с семьей,

– отсутствии воспитания несовершеннолетних, которое проявляется в неудовлетворительном уходе за детьми, за их здоровьем и питанием, гигиеной, а также безопасностью.

Еще один вид насилия — это психическое. Данный вид насилия выражается в первую очередь в грубых высказываниях в отношении несовершеннолетнего, оскорбляющих и унижающих его честь и достоинство. Кроме того, такое насилие может проявляться как в отсутствии любви к ребенку, так и в проявлении большой неприязни. Привитие ребенку постоянного чувства вины без видимой на то причины — еще один способ психического насилия.

Итак, для того чтобы определить, что является психическим насилием, необходимо четко конкретизировать его признаки. Во-первых, унижение чести и достоинства несовершеннолетнего. Во-вторых, принуждение ребенка к совершению правонарушений.

Таким образом, в результате психического насилия разрушаются привязанности ребенка к семье и формируются личностные расстройства [14].

Проведенные исследования причин насилия над детьми, родительская жестокость показывают, что таковые имеют место приблизительно в 45- 49 % семей. Как правило дети, подвергающиеся насилию, имеют психопатологические расстройства, физические недостатки, задержки в развитии, плохие манеры, трудный характер, поведенческие трудности, проблемы в общении.

Несмотря на разновидности насилия в семье в отношении несовершеннолетних, основа любого проявления насилия лежит в возникновении проблем, которые могут быть из абсолютно разных сфер. Так это могут быть: психологические и экономические аспекты, культурные и политические [12].

Домашнее насилие над несовершеннолетними очень тесно связано с жестоким обращением с детьми. Данный термин был закреплен как юридическое понятие в ранее действующем Кодексе о браке и семье РСФСР, в нем содержалось понятие «жестокое обращение с детьми», которое являлось весомым основанием для лишения родительских прав, что подтверждает решение Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», в котором разъяснялось что для признания насильственных действий над несовершеннолетним, необходимо два составляющих, во-первых, совершение таких насильственных действий, которые нарушают права ребенка, во-вторых, данные действия должны являться уголовно-наказуемыми.

На данном этапе развития общества законодательство содержит норму, устанавливающую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей связанное с жестоким обращением. Эта норма отражается в ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации [11]. Действие санкции указанной статьи распространяется на те случаи, когда жестокое обращение с несовершеннолетним не повлекли за собой причинения тяжкого вреда здоровью. В противоположном случае необходимо рассматривать совершенные деяния в рамках других статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на то, что вопрос жестокого обращения с несовершеннолетними рассматривается в рамках нормативных актов, его четкое определение в сфере уголовного законодательства отсутствует.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, государства-участники обязаны принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Задачей национального законодательства является определение категориального аппарата, отражающего признаки жестокого обращения с несовершеннолетними, столь необходимого для своевременного и правильного разрешения дел.

Вместе с тем, Семейный кодекс РФ содержит норму, позволяющую лишить родительских прав при соответствующих условиях, либо ограничить права тех лиц, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка.

Помимо Семейного кодекса РФ, защита прав несовершеннолетних также осуществляется нормами уголовного права. А именно, в Уголовном кодексе РФ сосредоточено более 15 статей, направленных на защиту прав несовершеннолетних. Вместе с тем, в нем содержатся нормы, устанавливающие ответственность практически за все виды физического и сексуального насилия над детьми, но что касается психического насилия, то из всех возможных форм наказанию подлежат только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также доведение до самоубийства.

При отсутствии надзора за несовершеннолетними, наказанию подлежат только те деяния, которые создают угрозу его жизни и здоровья. Ответственность за уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей по воспитанию, уголовно наказуемо только в случае, если данные действия сопряжены с жестоким обращением.

По решению проблем семейного насилия интересен опыт Австрии. Здесь право жертвы на защиту реализуется посредством выселения правонарушителя (из квартиры, дома) и установления барьера для контактов с жертвой по распределению полиции или временному постановлению, выданному окружным судом. Суд также может наложить временный запрет на посещение правонарушителем дома своей жертвы. Другая важная часть реформы- введение в действие Центров Вмешательства. Данные центры обеспечивают поддержку жертв насилия.

Итак, рассмотрев понятия насилия со стороны родителей, опекунов и жестокого обращения в отношении детей, не достигших совершеннолетия, а также нормативную базу, регулирующую семейные отношения и обеспечивающую правовую защиту несовершеннолетних, можно сделать вывод, что на данном этапе эта проблема является наиболее острой. Несовершеннолетние довольно часто подвергаются домашнему насилию, а действующее законодательство не всегда способно защитить их. Для того, чтобы эффективней применять те или иные нормы необходимо систематизировать, конкретизировать и повысить эффективность норм, направленных на защиту несовершеннолетних. Кроме того, необходима слаженная работа правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, образовательных учреждений. Помимо этого, в вузах следует изучать специальные курсы, направленные на подготовку субъектов учебно-воспитательного процесса для осуществления виктимологической деятельности, способной обеспечить безопасность жизнедеятельности ребенка [20, с. 40–46].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237, Российская газета. 04.07.2020. № 144.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.) (ред. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 18.05.1998. № 20. Ст. 2143.
  4. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.) // Сборник международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI.
  5. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной ассамблеей ООН от 20.12 1959 г.) // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/RAAmZ (дата обращения: 20.09.2020)
  6. Устав организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26.06.1945 г.) // Действующее международное право. Т.1.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  13. Антокольская М. В. Семейное право: учебник / М. В. Антокольская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2013–431 с.
  14. Дубровская И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. — М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2010. — 176 с.
  15. Горшков И. В. Горинов В. П. Личная патология и внутрисемейная агрессия / И. В. Горшков, В. П. Горинов // Социальная психиатрия. Вып. 2. — 2008 г. Т. 7. С. 111–125.
  16. Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья: стратегии выживания // Семья в России. 2008. № 3–4. С. 35–42.
  17. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». 2008–2009 годы» // Документ опубликован не был. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=535829#017139034414992338 (дата обращения: 20.09.2020).
  18. Громова О. Н., Рыжова Н. И. Виктимологическая подготовка современного специалиста: цели, задачи, критерии. Виктимология. 2017. № 3 (13). С. 42–51.
  19. Рыжова Н. И., Громова О. Н. Киберугрозы цифрового социума и их профилактика в рамках виктимологической деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 3. С. 254–268.
  20. Рыжова Н. И., Громова О. Н. Актуальность виктимологической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса как составляющая обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современном социуме // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, психическое насилие, вид насилия, Российская Федерация, защита детей, интерес детей, семейное насилие, тяжкий вред, Уголовный кодекс.


Ключевые слова

ребёнок, Семейное насилие, жестокое обращение с детьми, обеспечение законных прав и интересов детей, виды насилия по отношению к ребенку
Задать вопрос