Как известно, современный этап общественного развития, характеризуется усилением значимости цифровых технологий. Цифровизация экономики рассматривается в качестве стратегической задачи, решение которой послужит базисом развития экономики и импульсом для инновационного прорыва. Активное применение цифровых технологий видоизменяет бизнес-модели, формирует предпосылки для появления инновационных товаров, услуг и технологий, способствует росту эффективности и совершенствованию культуры управления.
Ключевые слова: цифровизация, бережливое производство, трансформация.
В сравнении с началом прошлого столетия, когда «флагманами» мировой экономики являлись компании машиностроительного, металлургического, нефтяного и горнодобывающего секторов, принципиально изменился отраслевой состав корпоративных лидеров. Рейтинг рыночной капитализации на сегодняшний день возглавляют IT-компании, ставшие лидерами мирового экономического роста.
Успешные компании добились выдающихся результатов, включив бережливое производство в центр своих корпоративных преобразований. В то же время потенциал цифровых технологий для преобразования производительности получил широкое признание. Однако мы наблюдаем два типа бережливых компаний на пути к цифровым технологиям: либо компании достигают радикального повышения производительности до 50 % и более, либо застревают в ситуациях, когда инициативы не поощряются, усилия не координируются, а успех никогда не будет достигнут.
Все компании имеют проблемы, и любая проблема с течением времени развивается. Поэтому компании, которые активно используют систему кайдзен для улучшения, могут обнаружить, что через какое-то время они получают меньше улучшений, чем раньше.
К примеру, отчёт от фирмы «AT Kearney» то, что на ранних этапах внедрения бережливого производства зачастую производительность повышалась на 10 или более процентов, однако на сегодняшний день, если производительность увеличивалась на 2–3 %, то это считают большим достижением.
Одной из причин является то, что многие изменения в бережливом производстве были направлены на видимые проблемы. Но сейчас компании стараются уйти в другую сферу, а именно в цифровую. Переходя на цифровые технологии кайдзен, организации начинают изучать производственные проблемы совершенно по-другому.
Сравним традиционное и цифровое бережливое производство:
- Традиционный Lean фокусируется на устранении производственных потерях в зависимости от текущей ситуации и того, что можно увидеть.
- Цифровой Lean использует передовые инструменты для моделирования чередующихся временных последовательностей и анализа невидимых факторов и параметров процессов. Инструменты моделирования могут проверять гипотезы в цифровом мире, прежде чем применять их на производственной линии. Эти типы инструментов могут включать в себя 360-градусное моделирование и целостное моделирование.
Кроме того, современные технологии имеют выход в глобальную сеть интернета, по этой причине многие компании теперь внезапно получают в свои руки огромные объемы данных. Используя цифровые инструменты для анализа этих данных, организации могут найти новые способы улучшения процессов в рамках всей своей организации и цепочки поставок, а также найти новые преимущества.
Становится все более очевидным, что определенный уровень цифровой трансформации необходим всем предприятиям, которые хотят оставаться конкурентоспособными в своей области, от самых маленьких компаний до крупнейших предприятий. Цифровая трансформация приводит к фундаментальным изменениям в том, как работает бизнес и в результате приносит ценность своим клиентам.
Цифровая трансформация, будет совершенно разной для каждой организации. Для некоторых это может означать автоматизацию процессов на производственной линии, в то время как для других это может означать передачу файлообменников в облако.
Не вызывает сомнений то, что этот результат этой трансформации более успешен, если руководствоваться определенными процессами, которые выводят всех заинтересованных лиц на одну и ту же страницу и решают проблемы еще до их возникновения.
Необходимо понимать, что цель цифрового преобразования не состоит в том, чтобы принять технологию ради технологии. Она заключается в том, чтобы создавать ценность, улучшая качество обслуживания всех заинтересованных сторон.
Необходимо начать с улучшения вашей операционной системы и людей, которые в ней работают:
1. Не генерируйте новые данные, если вы не желаете использовать знания, которые у вас уже есть.
Данные, безусловно, ценны. Однако существуют иерархии ценностей: «данные <информация <знания». Только знание может привести к пониманию и действию. Самые актуальные знания находятся в ваших сотрудниках на переднем крае: те, кто ближе всего к вашим процессам, вашим продуктам и вашим клиентам.
2. Используйте технологию в ваших руках.
Прежде чем внедрять новые технологии с неизвестными преимуществами и возможностями обучения, начните с того, что ваши люди уже знают, как использовать: смартфоны и планшеты. Подключенные мобильные устройства могут дать вашим людям знания и инструменты для улучшения их работы и сотрудничества друг с другом даже в разных странах.
3. Развивать сеть фронтовых сотрудников: чем больше, тем лучше
Согласно закону Меткалфа, полезность сети пропорциональна половине квадрата численности пользователей этой сети (в данном случае, ваших людей). Было бы глупо ограничивать участие в вашей организации только ограниченным количеством сотрудников.
4. Укоротить петли действий.
Большинство компаний делают ошибку, собирая большие объемы данных в течение нескольких месяцев, затем проводят анализ и, наконец, запускают несколько проектов на основе полученных данных.
Лучший способ — дать вашим людям возможность незамедлительно принимать меры по мельчайшим идеям улучшения, как только они обнаружат проблему или возможность. Хотя некоторые люди избегают инкрементализма, правда заключается в следующем: если вы не воспитываете культуру, в которой люди принимают меры для небольших улучшений, абсурдно полагать, что вы сможете выполнять более масштабные и рискованные преобразования.
Люди являются неотъемлемой частью вашей цифровой трансформации, а технологии следует использовать для увеличения ваших работников, а не для их замены.
Литература:
- Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. — М.: Издательские решения, 2018. — 460 с.
- Селиверстов, А. С. Цифровая трансформация в автомобильной промышленности / А. С. Селиверстов, Д. Ю. Уткин, А. Р. Семидотченко, В. В. Постнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 188–189. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67471/
- Вайл П.,Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 264 с.
- Сологубова Г. С. Составляющие цифровой трансформации. — М.: Юрайт, 2019. — 147 с.