В статье рассматриваются вопросы, связанные реализацией антинаркотической политики в Российской Федерации на современном этапе, реализацией антинаркотической функции как выражения деятельности государства по борьбе с наркотизацией населения.
Ключевые слова: антинаркотическая функция; наркотизм; антинаркотическая политика.
The article discusses issues related to the implementation of the anti-drug policy in the Russian Federation at the present stage, the implementation of the anti-drug function as an expression of the state’s activities to combat the narcotization of the population.
Keywords: anti-drug function; narcotism; anti-drug policy.
Наркомания — губительная зависимость человека от различных наркотических и психотропных веществ, которая приводит к необратимым негативным последствиям для здоровья, жизни человека, его близких, а также является причиной множества смертей, особенно среди молодого поколения. В Российской Федерации проблема наркомании стала особенно острой в 90-е годы прошлого века, когда при экономических, социальных, и политических проблемах население оказалось в условиях анархии, вседозволенность и отсутствие должного контроля со стороны государства в данной сфере привели к ее распространению, повышению уровня смертности и обогащению криминальных групп.
Наркомания — страшное социальное заболевание, которое поражает не только отдельного человека, но и все общество в целом, поэтому противостояние данному явлению осуществляется как индивидуально, так и в рамках общегосударственной политики. Ранее противодействие наркотизации граждан выражалось лишь в отдельных и несогласованных мерах, которые были направлены только на конкретные аспекты существующей проблемы, они не представляли собой систему целенаправленной работы, так как отсутствовало единое концептуальное понимание того, как именно необходимо бороться с наркоманией, предупреждать ее возникновение и развитие. Безосновательное ужесточение, неоправданное смягчение уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере наркотизации населения не решало данную проблему, а только способствовало ее усугублению.
В связи с тем, что подобные методы не оказывали эффективного воздействия на существовавшее состояние в июне 2010 г. Президентом РФ была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г., в соответствии с которой необходимость ее принятия была обусловлена негативными тенденциями, выражающимися в сокращении численности молодого населения, а в качестве причины существовавшей ситуации была названа недостаточная эффективность профилактической деятельности. [5]
Стратегия является системой принципов политического, идеологического и правового характера, которые выступают в качестве основы всей государственной антинаркотической политики, и определяет основные направления и перспективы ее реализации [1, С. 12].
Новая антинаркотическая Стратегия до 2030 года предполагает реализацию антинаркотической политики в РФ в соответствии со следующими направлениями [3]:
- Снижение предложения наркотических веществ за счет пресечения их нелегального производства и оборота, т. е. противодействие наркопреступности.
- Снижение спроса на наркотические вещества за счет осуществления и совершенствования деятельности профилактического, медицинского и реабилитационного характера.
- Реализация и совершенствование сотрудничества на международном уровне в сфере противодействия наркопреступности.
Первые два направления реализуются при совершенствовании и создании нормативно-правовых актов, регламентирующих оборот наркотических и психотропных средств, их прекурсоров, для обеспечения охраны здоровья населения, безопасности общества и государственных интересов.
Несмотря на реализацию антинаркотической Стратегии до 2020 г. за последние годы в России проблема наркомании так и осталась одной из наиболее серьезных и опасных проблем, которая представляет собой угрозу как для отдельных граждан, так и для безопасности всего общества. На основании принятия стратегий и стремления обеспечить на законодательном уровне приоритетность противодействия наркотизации можно сделать вывод, что обеспечение наркотической безопасности выступает в качестве определенного направления его деятельности, т. е. его функции. При этом, как отмечает Е. С. Понукарина, в теории государства и права данное направление в редких случаях выделено в качестве функции, что во многом можно объяснить консервативностью правовой науки, новизной предпосылок для выделения данной деятельности как функции государства. В исследованиях многих других факторов антинаркотическая функция рассматривается в качестве тождественной самой антинаркотической политики [2, С. 23].
В исследованиях таких авторов как Е. Е. Тонков, антинаркотическая функция рассматривает как функция государства, обладающая дискретным характером, т. е. деятельность государства в данном направлении реализуется лишь по причине проявления наркомании в качестве угрозы для государственной безопасности [4, С. 14].
По нашему мнению нельзя согласиться с данной позицией, так как наркотизация в качестве общественного явления и ее распространение свидетельствуют о том, то она обладает постоянным характером, и соответственно антинаркотическая функция государства также является постоянной, вне зависимости от степени снижения или повышения угрозы данного явления.
Фактически, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что антинаркотическая функция представляет собой деятельность государства, которая направлена на противодействие наркотизации граждан, а антинаркотическая политика является лишь обозначением направлений данной деятельности, т. е. данные понятия не являются синонимичными или полностью тождественными друг другу. При этом, следует отметить, реализация антинаркотической деятельности или функции не может быть эффективной без обозначения ее основных направлений и перспектив. Таким образом, можно сделать вывод о том, что антинаркотическая функция государства представляет собой средство реализации антинаркотической политики государства — деятельность в обозначенных политикой направлениях для предотвращения угрозы наркотизации в Российской Федерации.
Литература:
- Власов В. А. Государственная антинаркотическая политика: понятие, этапы, приоритетные направления // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. — 2016. — № 2 (23). — С. 12.
- Понукарина Е. С. Антинаркотическая функция российского государства и субъекты ее реализации // Наркоконтроль. — 2016. — № 4. — С. 22–25.
- Проект Указа Президента РФ «О Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» (по состоянию на 14.02.2020) (подготовлен МВД России, ID проекта 01/03/01–20/00098716) // Справочно-правовая служба «Консультант Плюс».
- Тонков Е. Е. Государственная антинаркотическая политика: проблемы становления // Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 4 декабря 2009 г.). — Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. — С. 12–19.
- Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 23.02.2018) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая служба «Консультант Плюс».