Борьба с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, до последнего времени в Российской Федерации осуществлялась преимущественно на основе реализации карательно-репрессивных норм уголовного законодательства. К сожалению, такие меры привели к широкому распространению данного вида преступности.
Несмотря на неоспоримость наличия сдерживающего эффекта в наказании, наиболее перспективным способом противодействия любому виду преступности следует признать предупреждение совершения новых преступлений. В настоящее время среди российских криминологов определенное признание получил так называемый модернистский подход. Он исходит из того, что отношения между обществом и преступником должныбыть качественно иными, реакция государства на преступное поведение не должна быть основана на репрессии. Чисто репрессивные методы противодействия преступности не могут удовлетворять общество, как из-за их асоциальной направленности, так и низкой эффективности [1].
Предупредительное воздействие на преступность основано на том, что соответствующая деятельность обладает способностью корректировать криминогенные факторы в период, когда они еще не набрали силы и поэтому легче поддаются нейтрализации или блокированию. Применительно к рассматриваемым видам преступлений правильно отобранный арсенал предупредительных средств позволяет не допустить наступления еще более тяжких последствий — увеличение уровня наркотизации населения.
Предупреждение преступности (преступлений) — это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.
Сегодня предупреждение преступлений представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений, предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.
Целью предупреждения преступлений является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств. Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач: противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности; выявление, устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением; предотвращение замышленных и готовящихся преступлений; снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств; способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализации [2].
Отдельным абзацем стоит выделить «Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденную Указом Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г. (с изменениями от 28 сентября 2011 г., 1 июля 2014 г.).
Во введении Стратегии обосновывая необходимость его принятия отмечается, что появляются новые виды наркотиков, усилились негативные тенденции, такие как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, ростом ВИЧ-инфекции, гепатитов и других опасных заболеваний.
Главной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на ряде принципов, в числе которых принцип недопустимости применения заместительных методов лечения больных наркоманией с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня, а равно легализации потребления отдельных наркотиков в немедицинских целях [3].
Объектами антинаркотической деятельности согласно Стратегии являются:
население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;
организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.
Стратегия предполагает:
создание Государственной системы мониторинга наркоситуации в России;
совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков (организационные, правоохранительные, совершенствование нормативной правовой базы);
совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики (Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков, Наркологическая медицинская помощь, Реабилитация больных наркоманией);
основные направления развития международного сотрудничества;
организационно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности и механизм контроля за реализацией Стратегии.
Антинаркотическая политика как политика контроля за наркотиками, политика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению наркотиками имеет множество составляющих элементов и направлений реализации, что порождает неоднозначное толкование содержания профилактической деятельности педагогами, психологами, юристами, управленцами и иными участниками. Являясь составной частью антинаркотической политики, профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Очевидно, что разнообразие подходов и трактовки основных понятий и содержания профилактики отражает сложность и многогранность объекта профилактического воздействия — наркотизм. Наука и практика противодействия наркотизму сформировали основы управленческой, образовательной, медицинской, психосоциальной, информационной и правовой моделей профилактики наркотизма.
Литература:
- Федеральный Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 31 декабря 2014 г. в ред. Федерального закона № 262-ФЗ от 13.07.2015 // [Электронный источник] Информационно-правовой портал «Гарант».
- «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г. (с изменениями от 28 сентября 2011 г., 1 июля 2014 г.). [Электронный источник] Информационно-правовой портал «Гарант».
- Дикаев С. У. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействии наркотизации населения России //Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 2–6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения) /Администрация Краснодарского края, Краснодарская региональная организация Общества «Знание» Россия, Кубанский государственный университет, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре / отв. ред. Марков С. А. — Краснодар: Традиция, 2010. — С.126–130