В статье анализируется реализация политики в области незаконного оборота наркотиков в России. Выявлены основные проблемы государства, связанные с безопасностью и противодействием незаконному обороту наркотиков.
Ключевые слова: безопасность; преступление; наркотики; оборот наркотиков; противодействие незаконному обороту наркотиков.
В современном мире, и в последнее десятилетие — в нашей стране, масштабы угрозы от наркотиков вышли на один уровень с такими проблемами, как международный терроризм и угроза локальных войн. По оценкам экспертов, ежегодно жертвами наркомании в России становятся десятки тысяч человек. Это лишь те, кто гибнет от передозировок. Еще сотни тысяч людей превращаются в безвозвратно потерянных для общества инвалидов, пополняют ряды криминалитета [4].
Противодействие наркопреступности сегодня является стратегической задачей для обеспечения национальной безопасности России. Наркобизнес, как вид организованной преступности межрегионального и транснационального масштаба, все более становится не только социальным, но и политическим явлением.
Важно отметить, что угроза распространения наркотиков не только ужасна сама по себе, но и включает ужасные последствия: рост серьезных заболеваний среди населения, разрушение психики, пагубное воздействие на будущие поколения, угроза здоровью, а также национальной безопасности. Особенно опасна связь между незаконным оборотом наркотиков и терроризмом [1].
В настоящее время система нормативных актов, определяющая регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя:
− Конституцию Российской Федерации;
− документы стратегического планирования Российской Федерации;
− федеральные законы Российской Федерации;
− указы Президента Российской Федерации;
− постановления Правительства Российской Федерации;
− иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Вызовами и угрозами безопасности РФ в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются [2]:
1) появление новых видов наркотиков и формирование рынков их реализации, рост производства наркотиков на территориях, плохо контролируемых властями, в зонах вооруженных конфликтов;
2) попытки дестабилизировать нынешнюю систему международного контроля над наркотиками, ее пересмотр в сторону либерализации и легализации наркотиков в нарушение трех международных конвенций по борьбе с наркотиками;
3) деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков;
4) появление новых форм противоправной деятельности преступных организаций и группировок, обеспечивающих усиление секретности каналов поставок и сбыта наркотиков, использование для этого инновационных коммуникаций и других высоких технологий;
5) увеличение предложения синтетических наркотиков, производимых на территории страны с использованием прекурсоров, находящихся в свободном обороте, и рост спроса на них;
6) широкомасштабное использование информационной и телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды наркотиков;
7) сохранение высоких уровней выращивания наркотиков опийной группы и их производства в Афганистане, а также тенденция к производству на его территории других видов наркотиков, в том числе синтетических;
8) попытки транснациональной преступности расширить использование территорий Российской Федерации для транзитного перемещения наркотиков, их контрабандный провоз через государственную границу РФ, расширение практики использования международных почтовых служб для контрабанды наркотиков и экспресс-курьерской доставки каналы
9) рост потребления психоактивных веществ без рецепта врача, психоактивных веществ синтетического происхождения, тенденции в комбинированном употреблении наркотиков;
10) недостаточная эффективность организации профилактических мероприятий, медицинской реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, неполное использование потенциала институтов гражданского общества в реализации государственной антинаркотической политики;
11) ограниченное использование механизма правового побуждения наркопотребителей к прохождению диагностики, профилактики, лечения, медико-социальной реабилитации по решению суда и т. д. [2].
Так, в 2020 году разработана новая стратегия государственной антинаркотической политики РФ, действующая с 2021 года до 2030 года.
«Генеральной целью государственной антинаркотической политики является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков, защита личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в этой сфере», — подчеркивается в документе [5].
Основными задачами реализации вышеуказанной Стратегии являются: совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности государственных органов; повышение эффективности защиты территории РФ от незаконных поставок наркотиков и их прекурсоров, в том числе через государственную границу РФ; совершенствование системы противодействия организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; создание условий для формирования идеологии антинаркотического поведения на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России; повышение доступности диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекция, гепатит, туберкулез, ИППП) для людей, употребляющих наркотики без рецепта врача; дальнейшее развитие системы международного антинаркотического сотрудничества РФ; совершенствование применения правового механизма стимулирования наркопотребителей к прохождению диагностики, профилактики, лечения, медико-социальной реабилитации по решению суда; усовершенствование координации между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере контроля за оборотом наркотиков [5].
Отдельная большая проблема в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков заключается в совершенствовании законодательной базы. Только в Российской Федерации издано более 60 федеральных законов, свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 180 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, где затрагивается тема контроля за оборотом наркотиков. Ведомственных нормативных актов, регулирующих этот вопрос, — около 700. Число международных договоров с участием России превышает две сотни.
Анализ нормативно-правовой базы показывает, что она носит не системный, а фрагментарный характер. Также, необходимо отметить, что российское законодательство носит кодифицированный характер и объекты правоохранительной деятельности должны быть четко расписаны в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому выполнение вышеуказанной стратегии может быть осложнено, если в ближайшее время не будет поправок в российском законодательстве с более конкретными формулировками, которые будут способствовать снижению наркопреступности в стране [3].
Одной из важнейших задач для Российской Федерации является противодействие незаконному обороту наркотиков, но достичь положительных результатов, возможно только благодаря грамотному изучению правовой сферы, касающейся противодействия незаконного оборота наркотиков. Ведь именно правовая сфера лежит в основе порядка, прав и ограничений в развитии государства и его граждан.
Литература:
- Бокерия С. А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: дисс. … к.ю.н. М., 2006. 167 с.
- Вызовы и угрозы безопасности РФ в сфере контроля за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел РФ. — 2019. URL: https://49.мвд.рф/news/item/18776951 (дата обращения: 20.11.2020).
- Глебова, А. П. Международно-правовые основы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на современном этапе / А. П. Глебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 247–249. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69350/ (дата обращения: 17.11.2020).
- Рахматулин Г. Г. История международных документов в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ / Г. Г. Рахматулин, С. А. Пунтус // Основные тенденции развития Российского законодательства. 2017. № 8. С. 85–87
- Стратегия государственной антинаркотической политики до 2030 года [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — 2020. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=55800&dst=100006#02735131149121999 (дата обращения: 20.11.2020).