Эволюция уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств
Автор: Довгань Максим Андреевич
Рубрика: История государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (21) июль 2020 г.
Дата публикации: 15.06.2020
Статья просмотрена: 1332 раза
Библиографическое описание:
Довгань, М. А. Эволюция уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств / М. А. Довгань. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/174/5386/ (дата обращения: 16.12.2024).
Повысить эффективность применения уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, возможно при условии знания исторического пути развития законодательства, направленного на борьбу с указанным видом преступлений. В истории законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотиков, можно выделить несколько этапов: от норм, запрещающих лишь неправомерное использование зелья до разветвленной системы уголовно-правовых ограничений оборота наркотиков.
Первый этап развития законодательства (Древняя Русь — Абсолютная монархия в Российской империи). В Древней Руси наблюдался антагонизм между православной церковью и языческими жрецами. До принятия Киевской Русью христианства вопросами оборота наркотиков (зелья) занимались жрецы, применявшегося только в целях лечения больных, а после 939 г. регулирование их оборота перешло к православной церкви. Служителям церкви вменялись в обязанности обнаружение и поимка лиц, занимавшихся «ведьством» [1] Это обусловило закрепление в Русской Правде запрета на проведение языческих обрядов, применяемых при лечении больных, в которых использовались наркотические средства. Подобный запрет выступил препятствием на пути развития медицины. Собственно запрета на употребление наркотиков на данном этапе не содержалось.
По сути, аналогичный запрет содержался в Стоглаве 1551 года, закреплявшем ответственность за волхование и чародейство (Глава 93). В Соборном уложении 1649 года была предусмотрена смертная казнь за отравление человека зельем (виновный должен выпить яд, которым отравил пострадавшего). В 1672 году частично контролировать использование наркотиков стали аптекари и лекари, открывшие аптеки [2].
Второй этап развития антинаркотического законодательства начался со времени абсолютной монархии в Российской Империи до принятия первых декретов Советской власти. В этот период основным поставщиком опия в Россию становится Китай, с которым активно формировались торговые и дипломатические отношения. С образованием Амурской и Приморской областей происходит массовое распространение и курение опия, чему способствовала и миграция китайцев и корейцев на Дальний Восток. Захлестнувшая Россию волна наркомании побудила императора Николая II утвердить в 1915 году первый в истории России антинаркотический нормативный правовой акт — Указ «О мерах борьбы с опио-курением», который предусматривал уголовную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и распространял свое действие на территорию Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства. Данным указом вводились понятия хранение, приготовление и перевозка наркотиков.
Третий этап (Первые годы советской власти — до распада СССР). В первые годы советской власти спекуляция наркотиками официально признавалась «самой отвратительной из всех видов спекуляций». Структурам ВЧК и милиции вменялось в обязанность «беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и здоровья огромного числа людей». 28 декабря 1917 года был издан Декрет «О национализации аптек, реализующих наркотикосодержащие лекарства», однако УК 1922 и 1926 годов норм, запрещающих оборот наркотиков, еще не содержал, в связи с чем употребление опиума происходило повсеместно [3].
Постановлением СНК от 26 января 1938 года закреплялись правила потребления, сбыта и перевозки сильнодействующих и ядовитых, в том числе наркотических средств без медицинской цели, которые в последующем неоднократно изменялись и дополнялись. УК РСФСР 1960 года предусматривалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение с целью сбыта или приобретение с той же целью наркотических веществ без специального на то разрешения в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических средств (статья 224). Подобные нормы появились и в УК Республик, входящих в состав СССР [4].
Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года СССР ратифицировал в 1963 году, но несмотря на все принятые законодателем меры, ситуация с наркопреступностью осложнялась. В связи с этим Президиумом Верховного Совета СССР в 1965 году были приняты указы, которыми вносились изменения в УК. Например, лица, склонявшие несовершеннолетних к употреблению наркотиков, подлежали уголовной ответственности. Репрессивное направление уголовной политики в отношении незаконного оборота наркотических средств продолжало усиливаться до 1970 года.
В то же время законодатель не ограничивался лишь мерами по усилению уголовной ответственности. Так, УК РСФСР предусматривалась норма, регламентирующая применение принудительных мер медицинского характера к наркоманам (статья 62). Однако даже такие комплексные меры, принятые государством для избежания угрозы распространения наркотиков, к снижению уровня наркопреступности не приводили.
Большое профилактическое значение имело введенное впервые в истории уголовно-правовой борьбы с наркоманией деятельное раскаяние лиц, причастных к осуществлению незаконного оборота наркотиков. Лицо, добровольно сдавшее наркотическое средство, подлежало освобождению, как от уголовной, так и от административной ответственности. Условием для этого было самостоятельное обращение наркозависимого за медицинской помощью, что также могло способствовать освобождению от уголовной и административной ответственности за незаконное потребление, приобретение, пересылку наркотических средств.
Указом предусматривались принудительная госпитализация наркоманов, отказавшихся от медицинского освидетельствования: «Лица, в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они потребляют наркотические средства в немедицинских целях, обязаны проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование. При отказе таких лиц от медицинского освидетельствования они могут быть принудительно госпитализированы на срок до 10 суток для его прохождения в порядке, определенном Министерством здравоохранения СССР, МВД СССР, Минюстом СССР и Прокуратурой Союза ССР».
Таким образом, в законодательстве советского периода сложилась система правовых мер, направленных на борьбу с наркоманией, которая действовала в трех направлениях: в виде наказания (уголовного и административного), применения принудительных и добровольных мер медицинского характера.
Четвертый период развития антинаркотического законодательства начался после распада СССР и длится по настоящее время.
Впервые в истории развития отечественного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, был принят комплексный нормативный правовой акт — Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 год).
Антинаркотическая политика получила конкретные черты в Указе Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» [5]. В частности, там указывалось, что современная наркоситуация в России характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
УК РФ предусмотрена отдельная глава, посвященная уголовной ответственности за преступления, посягающие на безопасность здоровья населения, что позволило систематизировать все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. В этой главе рассматриваются преступления, предусмотренные ст.228 УК РФ, ст. 228.1 УК РФ, ст.228.2 УК РФ и другими. Раскрываются основные элементы составов преступлений.
Также необходимо сказать про Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 16.05.2017) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», которое уделяет внимание анализу наиболее сложных вопросов квалификации преступлений, связанных с наркотическими средствами [5].
В систему комплексных мер борьбы с наркоманией нормативно-правового характера дополнило постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 года «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». До принятия этого акта решение о квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков решался на основании действовавшей Сводной таблицы экспертных заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков, которая имела статус экспертного заключения судом в каждом конкретном случае, итогом анализа которого являлось решение суда по каждому конкретному случаю. Данное нововведение позволило упростить подготовку к судебным процессам.
Подводя итог, отметим, что система уголовного права любого государства является объективно выраженным социальным явлением. Ее построение зависит не столько от воли законодателя, сколько от типа общественных отношений. Историко-сравнительный анализ уголовного законодательства нужен для того, чтобы выявлять тенденции его эволюции, что в дальнейшем позволит спрогнозировать дальнейшее развитие уголовного законодательства. Такой анализ весьма продуктивен в совершенствовании российского уголовного законодательства.
Литература:
- К вопросу о Законе Русском и его уголовно-материальных установлениях. Георгиевский, Э. В. Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. 2004. № 4.
- Собрание государевых грамот и договоров. Москва, 1826.
- Токаренко Е. С. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Краснодарский университет МВД России. Краснодар, 2019.
- Наркотизм: исторический и современный аспекты // Материалы научно-практической конференции. Рязань. 3 ноября 2005 г. Ред. Харькин О. Н. Рязань. (Рязань: УОП отделения техн. средств обучения Рязанский филиал Московского университета МВД России). 57 стр. ISBN 5–98102–018–0.
- СПС «Консультант Плюс».