Прокурорский надзор за соблюдением перевозчиком законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Осинцева, А. К. Прокурорский надзор за соблюдением перевозчиком законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном транспорте / А. К. Осинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73880/ (дата обращения: 26.04.2024).



Соблюдение требований транспортной безопасности на путях общего пользования является одним из основных и важнейших направлений надзора транспортных прокуроров. Несмотря на принятие перевозчиком необходимых мер безопасности, нарушения в данной сфере по выявляются прокурорами при проведении проверок.

Ключевые слова: прокурорский надзор, безопасность на железнодорожном транспорте, транспортная безопасность, антитеррористическая защищенность, транспортная инфраструктура.

Compliance with transport safety requirements on public routes is one of the main and most important areas of supervision of transport prosecutors. Despite the fact that the carrier has taken the necessary security measures, violations in this area are not revealed by prosecutors during inspections.

Keywords: prosecutor supervision, railway safety, transport safety, anti-terrorist security, transport infrastructure.

В настоящее время терроризм является одной из основных проблем национальной безопасности Российской Федерации. Согласно данным Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в настоящее время имеются тенденции к снижению террористических проявлений, но несмотря на это, различные группировки по сей день продолжают свою деятельность.

В связи с развитием информационных технологий, идеология терроризма получила активное распространение в сети «Интернет» посредством социальных сетей и мессенджеров.

Закон даёт понятие террористическому акту и акту незаконного вмешательства. Так, согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористический акт это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Кроме того, Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» толкует понятие акта незаконного вмешательства как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Особую угрозу для совершения террористических актов представляют собой объекты транспортной инфраструктуры ввиду того, что в них ежедневно передвигаются и пребывают сотни и тысячи людей.

Транспортная инфраструктура включает в себя объекты железнодорожного, воздушного, водного транспорта, в числе которых аэропорты, аэродромы, вокзалы, станции, мосты, пути, порты, а также иные объекты, в числе которых здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.

Значимость перевозок закрепляется в нормативно-правовых актах и стратегиях развития. Так, например, значимость перевозок железнодорожным транспортом зафиксирована в Транспортной стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008. Данный документ указывает на значимость транспортных коммуникаций как крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейших составных частей производственной и социальной инфраструктуры. В стратегии определены основные задачи, среди которых, как одна из важнейших определена безопасность оказываемых услуг, как показатель эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.

На железнодорожном транспорте наблюдается постоянный прирост перевозок пассажиров, что актуализирует вопросы обеспечения их безопасности.

Безопасность объектов транспорта ложится на собственника, однако, при выполнении основных требований законодательства в сфере противодействия терроризму и транспортной безопасности возникают проблемы, связанные с финансированием основных мероприятий.

К примеру, ОАО «РЖД» представляет собой вертикально интегрированную компанию, которая является владельцем инфраструктуры общего пользования и крупнейшим перевозчиком российской сети железных дорог.

ОАО «РЖД» включает в себя большое количество структурных подразделений, расположенных на территории всей страны, однако, финансирование любых мероприятий осуществляется по решению головного офиса как из собственного бюджета ОАО «РЖД», так и за счет бюджета государства. В связи с чем, структурное подразделение не всегда может оперативно устранить имеющиеся нарушения.

С целью уменьшения рисков несанкционированного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» реализовывает проект «Транспортная безопасность». Данный проект включает в себя различные мероприятия, направленные на защиту объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства. Существенные усилия ОАО «РЖД» направляет на защиту наиболее важных объектов, например, на защиту участков высокоскоростного (скоростного) движения и железнодорожных вокзалов.

Для обеспечения необходимой антитеррористической защищенности объектов транспорта в последние годы было внесено большое количество изменений в соответствующие правовые акты, а также в локальные акты организацией-владельцев объектов транспортной инфраструктуры.

Так, с целью совершенствования организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Приказом Генерального директора ОАО «РЖД» от 03.04.2019 № 38 утверждено положение об организации обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД». Указанное положение определяет основные направления деятельности аппарата и структурных подразделений ОАО «РЖД». Регламентация целей, основных задач и принципов организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» говорит о том, что для руководства организации вопрос обеспечения транспортной безопасности является одним из первостепенных.

Вместе с тем, складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости дальнейшей работы на данном направлении. Анализ обстоятельств, при которых произошли последние террористические акты на железнодорожном транспорте, говорит о том, что принимаемые собственниками транспортной инфраструктуры меры по предотвращению угроз террористических актов, не дают стопроцентного эффекта защищенности.

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» прокурорский надзор за исполнением законов о транспортной безопасности является одним из приоритетных направлений работы транспортных прокуратур.

Значимость надзора за исполнением законов на транспорте определяется ролью транспорта в жизни страны, тяжестью последствий нарушения этих законов (человеческие жертвы, потеря или значительное разрушение транспортных средств и транспортных коммуникаций, вред окружающей среде и иные), а также распространенностью выявляемых нарушений.

Важно отметить, что прокурорские проверки, в числе которых проверки соблюдения законодательства в сфере транспортной безопасности, — частое явление для собственника объектов инфраструктуры общего пользования ОАО «РЖД». Результаты таких проверок показывают, что несмотря на принятие крупнейшим перевозчиком комплекса важных мер, направленных на защиту свои объектов, по-прежнему выявляется значительное количество нарушений в области в области обеспечения безопасности населения на железнодорожном транспорте.

Так, прокуратурой ежегодно выявляются нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности и применяется полный комплекс мер прокурорского реагирования с целью их устранения.

К наиболее частым нарушениям в сфере антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта можно отнести: нарушение сроков разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности либо вовсе не разработка и не утверждение таких планов, не проведение либо несвоевременное проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ненадлежащее обеспечение пропускного режима на объектах транспорта, ненадлежащее или неполное техническое оснащение (отсутствие интероскопов, видеокамер и т. д.), не проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

За нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

Так, ст. 11.15.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, ст. 11.15.2 КоАП РФ — за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Транспортные прокуроры активно используют полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях по указанным статьям. Вместе с тем, прокуроры ориентированы на недопущение случаев подмены функций органов Ространснадзора.

Крайне важно отметить, что не так давно появившейся проблемой современного общества является кибертерроризм. Преступники активно используют достижения техники с целью взлома баз данных организаций, осуществляющих перевозки и завладения данными о пассажирах. В связи с этим, на собственника ложится обязанность по обеспечению информационной безопасности с целью предотвращения таких вмешательств, которые могут повлечь за собой разнообразные негативные последствия. Одной из превентивных мер стало установление уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор информации и других средств для совершения кибертеррористических актов.

Транспортные прокуроры указывают поднадзорным объектам на важность соблюдения установленных требований, ведут широкую разъяснительную работу для руководителей и их подчиненных с целью разъяснения важности и значительности вклада каждого сотрудника. Кроме того, в рамках контроля осуществляются повторных проверки за реальным устранением выявленных нарушений, в случае неисполнения требований прокуроры обращаются в суды с целью понуждения объектов транспортной инфраструктуры исполнить установленные законом обязанности.

Вопросы исполнения требований находятся на постоянном контроле транспортных прокуратур.

Кроме того, прокуроры ориентируют органы внутренних дел на транспорте, а также Ространснадзор о важности информационного взаимодействия, проводят координационные совещания, на которых обозначают подлежащие контролю и вниманию вопросы.

С целью повышения эффективности надзора транспортным прокурорам необходимо на постоянной основе проводить мониторинг законодательства о транспортной безопасности, мерами прокурорского реагирования добиваться реального устранения нарушений, а также привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.

Литература:

  1. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бака-лавриата и специалитета / В. К. Бобров. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 211 с.
  2. Зырянов, С. М. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения / С. М. Зырянов, В. И. Кузнецов. — 12. — Москва: Журнал российского права, 2012. — 12 c.
  3. Карагодин, А. В. К вопросу антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры / А. В. Карагодин, В. Н. Медведев, Е. С. Переверзева. — 2–14. — Москва: Фундаментальные исследования, 2015.— 3209 c.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная безопасность, железнодорожный транспорт, транспортная инфраструктура, Российская Федерация, акт, незаконное вмешательство, прокурор, РФ, террористический акт, антитеррористическая защищенность.


Похожие статьи

безопасности Российской Федерации». Второй блок составляют...

Сидоров, Н. В. Антитеррористическая защищенность многоквартирных домов в Российской Федерации / Н. В. Сидоров. Кроме того, проект постановления содержит требования антитеррористической безопасности и к собственникам таких домов.

Похожие статьи

безопасности Российской Федерации». Второй блок составляют...

Сидоров, Н. В. Антитеррористическая защищенность многоквартирных домов в Российской Федерации / Н. В. Сидоров. Кроме того, проект постановления содержит требования антитеррористической безопасности и к собственникам таких домов.

Задать вопрос