В статье рассматриваются особенности и тенденции формирования и исполнения расходной части местного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетная система, местный бюджет, формирование расходов.
The article discusses the features and trends in the formation and execution of the expenditure part of the local budget of the budget system of the Russian Federation.
Keywords: budget system, local budget, formation of expenses.
Рассматривая понятие в общем, бюджетная система имеет вид сложного финансового механизма, важнейшей задачей которой является управления денежно-финансовым потоками внутри страны, а также за её пределами. Составная часть бюджетной системы — это бюджеты трёх уровней, а также внебюджетные фонды. Зарождение и появление бюджета напрямую связано с государством. Государство без бюджета не может функционировать, поскольку одна из главных функций бюджета любого уровня — обеспечение деятельности государственной власти и жизни общества, через проведение социальной и экономической политики. Данная функция бюджета осуществляется через перераспределение средств денежного фонда по различным направлениям расходования.
Местные бюджеты, являясь нижним звеном бюджетной системы, составляют её основу. Число бюджетов муниципальных образований превышает совокупное число всех вышестоящих бюджетов во множество раз, но бюджетные средства, находящиеся в их распоряжении в разы меньше совокупных бюджетных средств вышестоящих бюджетов. Исходя из этого, возникают серьёзные трудности местного самоуправления, обусловленные нехваткой бюджетных средств для полноценного и сбалансированного развития муниципальных образований. Именно поэтому расходы местного бюджета имеют значительную проблематику, которую необходимо изучать теоретически и применять разработанные механизмы решения данной проблематики на практике.
Подведя итог вышесказанного, актуальность изучаемой темы заключается в важной роли местного бюджета, а именно обеспечение деятельности органов местного самоуправления и жизни общества. А также в проблематике, которая имеется при формировании и исполнении расходной части местного бюджета.
Понятие «расходы бюджета» также, как и понятие «бюджет», многогранно и имеет множество подходов к трактовке. Для более полного определения данного термина, проведем анализ ряда трактовок. Для этого обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия расходов бюджета с различных точек зрения
Автор / источник |
Определение расходов бюджета |
Бюджетный кодекс РФ |
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. |
Дементьев Д. В. |
Расходы представляют собой уменьшение чистой стоимости активов в результате операций. |
Поляк Г. Б. |
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления. |
Миляков Н. В. |
Расходы бюджета — это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. |
Финансовый словарь «Финам» |
Расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия |
Большой юридический словарь |
Расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления |
Словарь бизнес терминов «Академик.ру» |
Расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач публично-правовых образований |
Большой бухгалтерский словарь |
Расходы — статьи расходной части бюджета. Состав и структура расходов определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики |
Финансово-кредитный энциклопедический словарь |
Расходы — денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению |
Итак, согласно бюджетному кодексу РФ, расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Узаконенного определения придерживаются Н. В. Миляков, а также авторы таких словарей как финансовый словарь «Финам» и большой юридический словарь. Отличаем в этих определениях является только то, что перечисленные авторы выделяют также назначение расходов бюджета, а именно обеспечение финансирования задач и функция органов публичной власти. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре расходы бюджета определили, как денежные отношения, возникающие в связи с распределением и использованием средств бюджета. Авторы большого бухгалтерского словаря называют расходы статьями расходной части бюджета, чей состав и структура определяется исходя из условий и задач политики территории.
Таким образом, расходы местного бюджета — это выплачиваемые из бюджета денежные средства с целью обеспечения финансирования задач и функций муниципальных органов власти, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Далее изучим классификацию расходов бюджетов бюджетной системы России. Для начала дадим определение понятию «бюджетная классификация».
Бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Правила применения бюджетной классификации утверждаются приказом Минфина России, они постоянно дополняются и уточняются. Бюджетная классификация построена таким образом, что позволяет четко привести в единую систему состав доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.
Теперь определим сущность классификации расходов бюджетов в РФ.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Выделим виды классификаций расходов. Для этого обратимся к рисунку 3.
Рис. 1. Виды классификаций расходов бюджетов БС РФ
Итак, как мы можем наблюдать на рисунке, представленном выше, выделяют три вида классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Первый вид — это функциональная классификация расходов. Она является группировкой расходов бюджетов, отражающей направление бюджетных средств на выполнение основных функций публично-правовых образований. Классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Эта классификация состоит из четырех уровней — разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов.
Второй вид — это экономическая классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Данная классификация определяет направления расходов бюджетов БС РФ в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Третий вид — это ведомственная классификация расходов. Указанный вид классификации отражает группировку расходов бюджетов бюджетной системы, отражающую распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (администраторам) средств данного бюджета. В данной классификации предполагается распределение расходов бюджета по министерствам (ведомствам). Перечень главных распорядителей утверждается федеральным законом.
Средства бюджета любого уровня расходуются на несколько групп направлений. В первую очередь, средства направляются на содержание органов власти того уровня, из какого бюджета происходит финансирование по расходной статье «Общегосударственные вопросы» — за счет средств местного бюджета содержится муниципальные органы самоуправления. Также, средства бюджета расходуются на внешнюю защиту государства по статье «Национальная оборона» и на внутреннюю защиту — «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Также бюджет осуществляет мероприятия по обеспечению и развитию экономики страны — «Национальная экономика». Помимо прочего, большая часть бюджета финансирует социальные направления развития страны по таким статьям как: «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография», «Здравоохранение», «Социальная политика», а также «Физическая культура и спорт». Также за счёт средств бюджета финансируются такие направления как «Охрана окружающей среды», «Средства массовой информации», «Обслуживание государственного и муниципального долга» и «Межбюджетные трансферты общего характера субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям».
Итак, мы рассмотрели такое понятие как «расходы бюджета» на основе анализа различных трактовок данного термина. Выделили сущность расходов местного бюджета. Также мы изучили классификацию расходов бюджета, в соответствии с бюджетным законодательством.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
- Ковалевой А. М. Финансы /Под ред. проф. А. М. Ковапевой // 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 384 с.
- Миляков Н. В. Финансы / Учебник. — 2е изд. — М.: ИНФРАМ, 2020. — 543 с.
- Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации / 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 336 с.