Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1871 раз

Библиографическое описание:

Дробот, А. А. Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / А. А. Дробот. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 2. — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3693/ (дата обращения: 16.12.2024).

Образовательная программа - доку­мент, представляющий собой план, перечень, структуру, т.е. некое описание алго­ритма предстоящих действий того, кто создает ус­ловия для получения образования и того, кто это образование стремится получить. Программа выполня­ет различные функции: организующую, прогностическую, ориентационную, но самая важная ее миссия со­стоит в описании того, что сможет сделать (какие именно задачи решит) участник процесса освоения образовательной программы в ходе обучения. Опыт проектирования различно­го вида образовательных программ столь же зна­чителен и разнообразен, как и сам образователь­ный процесс, однако выбор всегда определяется поставленными целями.

Изменения, происходящие в практической педагогике изменяют целевые установки повышения квалификации педагогов. Сегодня главным является не накопление про­фессиональных знаний и умений, а обогащение опыта творчества, активизация процессов самосовершенствования и само­реализации личности каждого слушателя в сфере профессио­нальной деятельности. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

  • вооружить педагога такими подходами, такими методами и приемами профессиональной деятель­ности, которые будут действенными при решении не только типичных, но и новых профессиональных теоретических и практических задач.

  • создать наиболее благоприятные условия для фор­мирования устойчивой профессиональной мотивации, для личностно­го развития и профессионального роста каждого педагога

  • ознакомить с системой фундаментальных и специальных профессиональных знаний.

Наиболее успешно решать поставленные задачи можно в рамках реализации модульных образовательных программ (программ, состоя­щих из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов), благодаря их следующим особенностям:

  • целевая ус­тановка на развитие личности;

  • проектирование содержания образова­ния соответственно профессиональной деятельности;

  • субъ­ект-субъектный характер взаимодействия между преподавателем и обучающимся;

  • опора на субъектный опыт слушателей;

  • представление учеб­ного материала в виде системы познавательных и практических, теоре­тических и профессиональных задач, заданий и упражнений;

  • мотивационное обеспечение профессионального образования.

Проектирование модульных программ осуществляется на основе следующих принципов:

  • в первую очередь программа отвечает на вопрос о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности обучающегося и проектируется исходя из потенциального содержания его учебной деятельности и результатов освоения им со­держания, преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учится, а не того - кто учит;

  • все модули методически и идеологичес­ки согласованы друг с другом, в то же время каж­дый модуль может выступать как самостоятельная программа;

  • каждый модуль должен иметь самостоятель­ную цель, достигаемую при изучении данного модуля;

  • модули не могут быть построены на идеях, противоречащих друг другу;

  • модули должны быть построены на одном методическом основании;

  • все применяемые методические приемы в модулях должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного про­цесса;

  • цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками;

  • модуль должен быть обеспечен учебно-мето­дическим комплексом, позволяющим обучающимся самостоятельно (при необходимости) освоить со­держание;

  • модули должны быть обеспечены дополняю­щими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями;

  • модули могут дублировать друг друга (исполь­зуя, например, различные подходы к конструиро­ванию), в этом случае слушатель может выбрать один из предложенных модулей;

  • участ­ники образовательного процесса, могут выбрать некоторое минимально-возможное число модулей (принцип их отбора, при этом, должен быть четко определен) или освоить всю программу.

Программа каждого модуля, понимаемого как функцио­нальный узел, содержащий целевую программу действий, относитель­но законченный блок информации и методическое руководство по его освоению и достижению поставленных целей, включает четыре взаимосвязанных блока:

  • целевой блок, содержащий дидактические цели,

  • блок контроля и оценки результатов, дающий информацию о способах контроля и самоконтроля, содержащий варианты контрольных зада­ний, тестов, вопросов к зачетам и экзаменам,

  • информационный блок - описание учебного материала какого-либо курса, структурированного на учебные элементы,

  • методический блок - информация о возможных путях и спосо­бах освоения данного учебного материала, позволяющих достичь за­планированных результатов в развитии профессиональной деятельно­сти и в профессиональном образовании в целом.

Блок дидактических целей реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных пер­спектив повышения квалификации не только преподавателем, но и слушателями, способствует принятию последними целей модульного обучения в качестве значимых результатов познавательной и практической деятельности. Построение и приня­тие целевой программы действий, обеспечивает субъектную позицию слушателя, формирует активно-преобразующее отношение к процессу повышения квалификации.

С целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, ди­агностики трудностей в обучении, в содержание программы включаются контроль­ные задания различного типа. Для решения вопроса о выборе форм текущего и итогового контроля, обучающемуся предоставляются предполагаемые формы отчетности, opиентирующие на определенный уровень усвоения профессиональных знаний и развития профессиональной деятельности. Зная, какое содержание, в каком объеме, на каком уровне усвоения, за какой максимальный промежуток времени должно быть освоено, слушатель сможет сравнить свои достижения с предполагаемыми и внести необходимые коррективы в процесс повышения квалификации (самостоятельно, либо при помощи преподавателя). Для каждого вида и формы проверки резуль­татов повышения квалификации разрабатывается система оценивания.

Такая структура программы позволяет слушателям, развивая умение адекватно оценивать уро­вень своих достижений, осознанно выбирать сложность, объем и способ освоения со­держания модуля, подход, метод и приемы решения конкретной педа­гогической ситуации, рационально использовать учебное время для уг­лубления и расширения сферы профессионального образования или творчества, своевременно обращаться за помощью и вносить коррек­тивы в организацию своей познавательной и профессиональной дея­тельности. В конечном итоге, это обеспечи­вает формирование индивидуального стиля педагогической деятельно­сти учителя.

Третий блок программы знакомит слушателей с тем, какие специальные, профессиональные и предметные знания, умения и навыки должны быть сформированы, какие профессиональные зна­ния, умения и навыки потребуются для обеспечения успеха в решении рассматриваемого класса педагогических задач и, в конечном итоге, для достижения поставленной интегрирующей дидактической цели. Программа предусматривает изменение содер­жания с учетом динамики социального заказа. Учебный материал выстраивается так, чтобы разделы были бы достаточно независимы друг от друга и могли легко изменяться, дополняться и развиваться, обеспечивая возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Кроме того, содержание дифференцируется на материал, который не­обходимо достаточно четко и подробно раскрыть слушателям (ос­новной материал), и материал, который они должны рассмотреть и освоить самостоятельно (дополнительный материал). В программе представляются практические и творческие задания, которые также делятся на обязатель­ные для всех и выполняемые по желанию. Слушатель может выбрать задание различного уровня сложности (репродуктивного, конструктивного, творческого) и выполнять его на приемлемом уровне самостоятельности (индивидуально, в малой группе, выполнять каждый день понемногу и др.). В программе даются четкие указания, по каким вопросам и где можно найти такой материал, а также, когда и как можно получить разъяснения в случае затруднений в его освоении. Все это позволяет сформировать творческое отношение к профессиональному образованию и самообразованию, обеспечить рост активности и самостоятельности слушателей в процессе модульного обучения.

В программе предлагается серия способов и путей реализации деятельности по повышению квалификации, из которых обучающийся может выбирать с учетом своих представлений, возможностей и потребностей. Один и тот же учебный материал может осваи­вается и присваивается посредством различных видов учебно-профессиональной деятельности: чтения и анализа моногра­фий, обоснования и защиты педагогического подхода, педагогического решения, составления тезисов или конспектов, разработки собственного варианта опорного конспекта или обобщаю­щей схемы по теме, участия в обсуждении проблем на семинаре, напи­сания планов, конспектов и разработок уроков, конструи­рования возможных решений конкретной педагогической задачи и т.п.

Такой подход обеспечивает формирование индивидуального стиля педагогической деятельности с опорой на предоставленные сведения и личный опыт самообразования и профессиональной деятельности. Предоставляемая возможность выбора наиболее подходящего пути и средств самосовершенствования развивает у слушателей чувство ответственности за свой вы­бор, чувство долга и потребность в дальнейшем профессиональном развитии. Расширение сферы представлений о целях, содер­жании, методах, формах педагогической деятельности позволяет открывать все новые и новые грани, новые смыслы педагогического взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, программа, профессиональное образование, учебный материал, слушатель, индивидуальный стиль, конечный итог, модульное обучение, образовательная программа, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Приоритет блочно-модульного обучения в системе повышения квалификации преподавателей профессионального образования

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия

Компоненты технологии активного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Приоритет блочно-модульного обучения в системе повышения квалификации преподавателей профессионального образования

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия

Компоненты технологии активного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности

Задать вопрос