Образовательная программа - документ, представляющий собой план, перечень, структуру, т.е. некое описание алгоритма предстоящих действий того, кто создает условия для получения образования и того, кто это образование стремится получить. Программа выполняет различные функции: организующую, прогностическую, ориентационную, но самая важная ее миссия состоит в описании того, что сможет сделать (какие именно задачи решит) участник процесса освоения образовательной программы в ходе обучения. Опыт проектирования различного вида образовательных программ столь же значителен и разнообразен, как и сам образовательный процесс, однако выбор всегда определяется поставленными целями.
Изменения, происходящие в практической педагогике изменяют целевые установки повышения квалификации педагогов. Сегодня главным является не накопление профессиональных знаний и умений, а обогащение опыта творчества, активизация процессов самосовершенствования и самореализации личности каждого слушателя в сфере профессиональной деятельности. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
вооружить педагога такими подходами, такими методами и приемами профессиональной деятельности, которые будут действенными при решении не только типичных, но и новых профессиональных теоретических и практических задач.
создать наиболее благоприятные условия для формирования устойчивой профессиональной мотивации, для личностного развития и профессионального роста каждого педагога
ознакомить с системой фундаментальных и специальных профессиональных знаний.
Наиболее успешно решать поставленные задачи можно в рамках реализации модульных образовательных программ (программ, состоящих из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов), благодаря их следующим особенностям:
целевая установка на развитие личности;
проектирование содержания образования соответственно профессиональной деятельности;
субъект-субъектный характер взаимодействия между преподавателем и обучающимся;
опора на субъектный опыт слушателей;
представление учебного материала в виде системы познавательных и практических, теоретических и профессиональных задач, заданий и упражнений;
мотивационное обеспечение профессионального образования.
Проектирование модульных программ осуществляется на основе следующих принципов:
в первую очередь программа отвечает на вопрос о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности обучающегося и проектируется исходя из потенциального содержания его учебной деятельности и результатов освоения им содержания, преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учится, а не того - кто учит;
все модули методически и идеологически согласованы друг с другом, в то же время каждый модуль может выступать как самостоятельная программа;
каждый модуль должен иметь самостоятельную цель, достигаемую при изучении данного модуля;
модули не могут быть построены на идеях, противоречащих друг другу;
модули должны быть построены на одном методическом основании;
все применяемые методические приемы в модулях должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного процесса;
цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками;
модуль должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, позволяющим обучающимся самостоятельно (при необходимости) освоить содержание;
модули должны быть обеспечены дополняющими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями;
модули могут дублировать друг друга (используя, например, различные подходы к конструированию), в этом случае слушатель может выбрать один из предложенных модулей;
участники образовательного процесса, могут выбрать некоторое минимально-возможное число модулей (принцип их отбора, при этом, должен быть четко определен) или освоить всю программу.
Программа каждого модуля, понимаемого как функциональный узел, содержащий целевую программу действий, относительно законченный блок информации и методическое руководство по его освоению и достижению поставленных целей, включает четыре взаимосвязанных блока:
целевой блок, содержащий дидактические цели,
блок контроля и оценки результатов, дающий информацию о способах контроля и самоконтроля, содержащий варианты контрольных заданий, тестов, вопросов к зачетам и экзаменам,
информационный блок - описание учебного материала какого-либо курса, структурированного на учебные элементы,
методический блок - информация о возможных путях и способах освоения данного учебного материала, позволяющих достичь запланированных результатов в развитии профессиональной деятельности и в профессиональном образовании в целом.
Блок дидактических целей реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных перспектив повышения квалификации не только преподавателем, но и слушателями, способствует принятию последними целей модульного обучения в качестве значимых результатов познавательной и практической деятельности. Построение и принятие целевой программы действий, обеспечивает субъектную позицию слушателя, формирует активно-преобразующее отношение к процессу повышения квалификации.
С целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностики трудностей в обучении, в содержание программы включаются контрольные задания различного типа. Для решения вопроса о выборе форм текущего и итогового контроля, обучающемуся предоставляются предполагаемые формы отчетности, opиентирующие на определенный уровень усвоения профессиональных знаний и развития профессиональной деятельности. Зная, какое содержание, в каком объеме, на каком уровне усвоения, за какой максимальный промежуток времени должно быть освоено, слушатель сможет сравнить свои достижения с предполагаемыми и внести необходимые коррективы в процесс повышения квалификации (самостоятельно, либо при помощи преподавателя). Для каждого вида и формы проверки результатов повышения квалификации разрабатывается система оценивания.
Такая структура программы позволяет слушателям, развивая умение адекватно оценивать уровень своих достижений, осознанно выбирать сложность, объем и способ освоения содержания модуля, подход, метод и приемы решения конкретной педагогической ситуации, рационально использовать учебное время для углубления и расширения сферы профессионального образования или творчества, своевременно обращаться за помощью и вносить коррективы в организацию своей познавательной и профессиональной деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
Третий блок программы знакомит слушателей с тем, какие специальные, профессиональные и предметные знания, умения и навыки должны быть сформированы, какие профессиональные знания, умения и навыки потребуются для обеспечения успеха в решении рассматриваемого класса педагогических задач и, в конечном итоге, для достижения поставленной интегрирующей дидактической цели. Программа предусматривает изменение содержания с учетом динамики социального заказа. Учебный материал выстраивается так, чтобы разделы были бы достаточно независимы друг от друга и могли легко изменяться, дополняться и развиваться, обеспечивая возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Кроме того, содержание дифференцируется на материал, который необходимо достаточно четко и подробно раскрыть слушателям (основной материал), и материал, который они должны рассмотреть и освоить самостоятельно (дополнительный материал). В программе представляются практические и творческие задания, которые также делятся на обязательные для всех и выполняемые по желанию. Слушатель может выбрать задание различного уровня сложности (репродуктивного, конструктивного, творческого) и выполнять его на приемлемом уровне самостоятельности (индивидуально, в малой группе, выполнять каждый день понемногу и др.). В программе даются четкие указания, по каким вопросам и где можно найти такой материал, а также, когда и как можно получить разъяснения в случае затруднений в его освоении. Все это позволяет сформировать творческое отношение к профессиональному образованию и самообразованию, обеспечить рост активности и самостоятельности слушателей в процессе модульного обучения.
В программе предлагается серия способов и путей реализации деятельности по повышению квалификации, из которых обучающийся может выбирать с учетом своих представлений, возможностей и потребностей. Один и тот же учебный материал может осваивается и присваивается посредством различных видов учебно-профессиональной деятельности: чтения и анализа монографий, обоснования и защиты педагогического подхода, педагогического решения, составления тезисов или конспектов, разработки собственного варианта опорного конспекта или обобщающей схемы по теме, участия в обсуждении проблем на семинаре, написания планов, конспектов и разработок уроков, конструирования возможных решений конкретной педагогической задачи и т.п.
Такой подход обеспечивает формирование индивидуального стиля педагогической деятельности с опорой на предоставленные сведения и личный опыт самообразования и профессиональной деятельности. Предоставляемая возможность выбора наиболее подходящего пути и средств самосовершенствования развивает у слушателей чувство ответственности за свой выбор, чувство долга и потребность в дальнейшем профессиональном развитии. Расширение сферы представлений о целях, содержании, методах, формах педагогической деятельности позволяет открывать все новые и новые грани, новые смыслы педагогического взаимодействия.