Компоненты технологии активного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Орлова, О. В. Компоненты технологии активного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования / О. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 393-396. — URL: https://moluch.ru/archive/12/888/ (дата обращения: 16.12.2024).

Социально-экономическая ситуация в современном мире обуславливает потребность в конкурентно способных личностях.  Очевидно, что стремление человека к расширению своих потенциальных возможностей является залогом его личностного успеха. Образовательная система должна соответствовать запросам общества.  

Ни для кого не секрет, что сегодня предъявляются высокие требования  к  образовательным учреждениям любого типа, в том числе и к учреждениям дополнительного образования. «Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями», – читаем мы в  Концепции модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации до 2010 года.  Дополнительное образование - это открытая социальная  система, позволяющая  обеспечить условия для развития творческих способностей, формирования  социальных,  коммуникативных,  информационных  компетенций.

Компетентностный подход в обучении означает вычленение из содержания образования ключевых компетентностей, основанных на знаниях, умениях, навыках, а также творческих способностях, способах творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении.  Компетентность – способность применить умения и знания на практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических проблем.

Именно это обеспечит качество обучения как результат образования.

Из всего сказанного  выше  становится очевидной актуальность, на данное время, вопроса о  развитии творческих способностей  нынешних школьников.

Очень  важно и необходимо  сейчас  искать  и создавать  новые   технологии  обучения,  развития,  воспитания детей,  модифицировать уже известные.

Одна из интереснейших, на мой взгляд, технологий – ТАО – технология активного обучения.  Активное обучение – это способ  организации  педагогического  процесса, обеспечивающий  непрерывную целенаправленную и эффективную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе прямых и обратных связей с педагогом.

Определимся с категориальным аппаратом  рассматриваемой темы.

Галина Михайловна Коджаспирова определяет технологию активного обучения  – ТАО – как организацию учебного процесса, при которой  каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи [3].

 Метод обучения – это сложное педагогическое образование – система дидактических приёмов и средств обучения.

По мнению М.И. Махмутова, «метод обучения – обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми, учитель и учащиеся выбирают приёмы и способы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели» [4].

«Методы обучения – считает Г.М. Коджаспирова, - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [3].

Ю.Б. Зотов определяет методы как «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач; каждый метод  имеет сложную структуру и детерминирован целями образования и закономерностями процесса обучения» [5].

Активные методы обучения (АМО) – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, ведь через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через АМО возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования [1].

Г.К. Селевко полагает, что активные методы обучения названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [2].

Не ставя целью подробно описывать  особенности, принципы,  классификацию, примеры  АМО,  хочу обратиться к одному из методов этой технологии  - игре. При его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения),  реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Дети любят играть – ни для кого это не секрет. А уж когда ребенок занимается тем, что любит, что ему нравится – это дает позитивный результат.

Можно   описать  множество игр, применяемых  педагогами на занятиях, но, на мой взгляд, достаточно привести в качестве примера одну из наиболее интересных, развивающих  и познавательных – это игра «Экологический Клуб Веселых и Находчивых»  (см. Приложение).

КВН на экологическую тематику раскрывает творческие возможности воспитанника,  формирует  познавательный  интерес к окружающему миру, общую эко – культуру, создает ситуацию успеха, что  крайне важно для современных подростков   и молодых людей.

Таким образом,  для  реализации компетентностного подхода к образованию, развития  творческого  потенциала, познавательной  самостоятельной  активности  обучающихся необходим поиск  новых  возможностей и актуализация уже известных методик, стимулирующих развитие  общей  активности, самостоятельности, личной инициативы  и творчества, стремления к самореализации.  

Использование  активных  методов обучения сегодня необходимо и актуально. Применение технологии  активного обучения дает возможность  воспитанникам учреждений дополнительного образования детей  усилить  их  личную роль в собственном образовании, реализовать творческий потенциал в соответствии  с  имеющимися   и развивающимися способностями.

Литература

1.    А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Активные методы обучения в системе               повышения квалификации педагогов. Минск, АВЕРСЭВ, 2004.

2.    Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005.

3.    Г.М. Коджаспирова. «Педагогика в таблицах и схемах».

4.    М.И. Махмутов. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

5.    Ю.Б. Зотов.  «Организация современного урока» - М., Просвещение, 1984.

 

Приложение.

Экологический   Клуб   Веселых и Находчивых.

Мы начинаем КВН для чего?  Для чего?

Чтоб не осталось в стороне  никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем, не решить  всех проблем -

Нам станет радостнее всем, веселей станет всем.

Чтоб закрепить несколько тем – для кого, для кого?

Чтобы ботанику понять, все узнать, нам узнать.

Чтоб за ответы получать лишь 4 и 5!

Конкурс "Разминка" – 3 вопроса по 30 сек., 1 ответ – 1 балл.


Ø  Вам набор дается слов:
Ясень, ил, гол, осень, лов,
Нос, осина, ель, фасоль -

Так расставить их изволь.
Чтобы из начальных звуков
Получилась бы наука.
Вам подсказку даст природа –
Дружат с ней сезоны года.
                         (фенология).

Ø  Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету
Растет  и "здравствует" все лето
Коровам без нее – беда,
Она - их главная еда.
                           (трава).

Ø  А он всю ночь готовит мед,
Пчелу сластену в гости ждет:
«Бери, мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенести соседу».
                              (цветок).                  


Конкурс «Домашнее задание» 5 баллов – пантомима: каждая команда изображает какое – либо растение, соперники должны угадать название.

Конкурс капитанов 3 балла. Перед вами – два рисунка. Художник изобразил разные растения. Посмотрите, не ошибся ли он? Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем они состоят (на одном рисунке – растение с листьями ландыша и цветком гвоздики, на другом – с листьями клевера, цветком ромашки).

Конкурс ребусов 1 балл. Команды должны обменяться ребусами с зашифрованными названиями цветковых растений.

 

 

 

 

     

Айва                                                      Иван – чай

Конкурс «Дальше, дальше» 3 балла. Ведущий зачитывает командам определения, встречавшиеся в изученных темах. Игроки должны закончить эти определения, назвав соответствующие термины. Выигрывает команда, которая за минуту даст больше правильных ответов

Ø  Наука о жизни – биология.

Ø  Область распространения жизни – биосфера.

Ø  Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой – экология.

Ø  Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных – фенология.

Ø  Самый простой увеличительный прибор – лупа.

Ø  Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки – цитоплазма.

Ø  Красящие вещества – пигменты.

Ø  Пластиды, определяющие зеленую окраску листьев – хлоропласты.

Ø  Полости между клетками на месте разрушенного межклеточного вещества, заполненные воздухом - межклетники.

Ø  Тельца цилиндрической формы, находящиеся в ядре и отвечающие за передачу наследственной информации - хромосомы

Ø  Зеленый пигмент клеток - хлорофилл.

Ø  Особое вещество, находящееся между оболочками соседних клеток - межклеточное вещество.

Ø  Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции - ткань.

Ø  Наука о тканях - гистология.

Ø  Организмы, питающиеся органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов - сапрофиты.

Ø  Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов - паразиты.

Ø  Тесная связь между организмами, полезная обоим - симбиоз.

Ø  Бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие для прикрепления к грунту - ризоиды.

Ø  Половые клетки - гаметы.

Ø  Тело низших растений - слоевище (таллом).

Ø  Орган семенного размножения у покрытосеменных - цветок.

Конкурс болельщиков 1 балл. Кто больше вспомнит и споет песен, где упоминаются растения (по 1 куплету). Выигрывает та команда, болельщики которой "перепели" других.

В конце игры жюри подводит итоги и награждает победителей.

 

Основные термины (генерируются автоматически): активное обучение, активный метод обучения, дополнительное образование детей, метод обучения, балл, Дополнительное образование, мой взгляд, основа активизации, современный урок, содержание образования.


Похожие статьи

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Использование методов решения изобретательских задач при формировании креативных способностей учащихся основной школы

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в личностно-ориентированной технологии обучения

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников

Похожие статьи

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Использование методов решения изобретательских задач при формировании креативных способностей учащихся основной школы

О современных методах оценки знаний и умений учащихся колледжей в личностно-ориентированной технологии обучения

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников

Задать вопрос