В статье описывается экспериментальное исследование развития навыка сотрудничества в условиях инклюзивной группы.
Ключевые слова : сотрудничество, взаимодействие, коммуникация, общение, нарушение речи.
Цель эмпирического исследования: эмпирико-диагностическая проверка гипотезы об эффективности развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе.
Задачи:
- Выявить особенности и уровень сформированности навыков сотрудничества у старших дошкольников с ОНР.
- Разработать коррекционно-развивающие занятия с целью развития навыков сотрудничества у старших дошкольников с ОНР.
- С помощью математической статистики сравнить эффективность развития навыков сотрудничества у старших дошкольников с ОНР в инклюзивной группе и группе компенсирующей направленности.
Объект эмпирического исследования: дошкольники с нарушениями речи.
Предмет эмпирического исследования: коррекционно-развивающая работа по развитию навыков сотрудничества у дошкольников с нарушением речи.
Основная гипотеза исследования : коррекционно-развивающая работа по развитию навыков сотрудничества у дошкольников с нарушением речи более эффективна в инклюзивной группе, чем в компенсирующей.
Рабочие гипотезы эмпирического исследования:
- Уровень сформированности навыков сотрудничества старших дошкольников с нарушением речи низкий.
- Включение дошкольников с нарушением речи в групповые коррекционно-развивающие занятия повысит уровень сформированности навыков сотрудничества у старших дошкольников с нарушениями речи, при этом успешность коррекции в инклюзивной группе будет выше, чем в компенсирующей группе.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 205 города Оренбурга.
Время проведения исследования: 28.02.2019–09.04.2019.
Описание выборки:
- Контрольная группа — Кг: 5 испытуемых в возрасте 5–6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня, посещающие группу компенсирующей направленности детей 5–6 лет МБДОУ № 205 города Оренбурга. Дошкольники отнесены к данной категории на основании заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Оренбурга.
- Экспериментальная группа — Эг: 5 испытуемых в возрасте 5–6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня, посещающие группу общеразвивающей направленности 5–6 лет МБДОУ № 205 города Оренбурга. Дошкольники отнесены к данной категории на основании заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Оренбурга.
Диагностический эксперимент проводился в подгруппах и индивидуально.
В таблице 1 представлены этапы эмпирического исследования.
Таблица 1
Схема диагностического аппарата
Компонент сотрудничества |
Параметры изучения |
Методика, автор |
Показатели измерения |
Речевая сторона сотрудничества |
Вербальная коммуникация, диалогическая речь: умение задавать вопросы; — умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения; — умение сообщать собеседникам свое мнение; — умение выражать просьбы, советы, предложения; — умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями; — умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета. |
Методика изучения умений вести диалог (И. А. Бизикова). |
Баллы, уровни развития: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий |
Действия сотрудничества в отношении партнеров |
Продуктивность совместной деятельности, умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности |
Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман |
Качественный анализ |
Планирование деятельности, согласование, взаимный контроль в совместной игре с правилами |
Методика Е. Е. Кравцовой «Лабиринт» |
Качественный анализ |
Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
Анализ вербальной стороны навыков общения испытуемых осуществлялся путем наблюдения за испытуемыми в свободной ситуации. Наблюдение длилось пять дней с понедельника по пятницу, данные фиксировались в бланках на каждого испытуемого. Обобщенные результаты представлены в таблице 3.
Согласно данной таблице, мы видим, что у большинства испытуемых КГ и ЭГ диагностирован низкий уровень умения вести вербальный диалог (трое испытуемых в ЭГ и четверо испытуемых в КГ). Их средний балл находится в диапазоне от 2 до 3. Для этих испытуемых характерно отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
Двое испытуемых КГ и один испытуемый ЭГ находятся на среднем уровне развития умения вести вербальный диалог. Эти испытуемые ведут диалог, однако, для них характерна недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.
Таблица 2
Показатели умения вести вербальный диалог дошкольников 5 лет с ОНР (методика И. А. Бизиковой)
№ исп. |
Группа |
Умение задавать вопросы |
Умение отвечать на вопросы |
Умение сообщать собеседникам свое мнение |
Умение выражать просьбы |
Умение делиться новостями |
Речевой этикет |
Средний балл |
Уровень |
1 |
КГ |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
Низкий |
2 |
КГ |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,2 |
Низкий |
3 |
КГ |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3,0 |
Средний |
4 |
КГ |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
Низкий |
5 |
КГ |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
Средний |
6 |
ЭГ |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,2 |
Низкий |
7 |
ЭГ |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Низкий |
8 |
ЭГ |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,5 |
Низкий |
9 |
ЭГ |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,0 |
Средний |
10 |
ЭГ |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
Низкий |
- |
- |
2,4 |
3,0 |
2,3 |
2,8 |
2,4 |
2,3 |
- |
- |
Низкий |
6 |
3 |
7 |
2 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
Средний |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Ни у одного испытуемого, ни в КГ, ни в ЭГ, не установлен высокий уровень развития умения вести вербальный диалог с партнером.
Данные особенности развития диалоговой речи являются характерными для дошкольников 5–6 лет с нарушениями речи, что, например, подтверждается аналогичными результатами исследования З. А. Репиной, Л. В. Ступак [].
Качественный анализ наблюдаемых вербальных реакций показал, что легче всего испытуемым отвечать на вопросы — средний балл по данному параметру 3 балла. Данный результат объясняется тем, что активность проявляется извне, испытуемые, побуждаемые другими, вербально реагируют.
Следующее по уровню развитию находится умение выражать просьбу. Чаще всего просьба выражается коротким словом «дай», «иди». Вместе с этим наличие сильной мотивации что-то получить, или заставить кого-то что-то сделать, заставляет испытуемых вербально взаимодействовать со сверстниками.
В более нейтральных ситуациях, когда нет инициирования извне, либо когда ситуация эмоционально и мотивационно нейтральна, испытуемые не склонны использовать вербальные обороты, в том числе наименее выражены: умение задавать вопросы и делиться новостями (2,4 балла), умение выразить свое мнение (2,3 балла), использование речевого этикета (2,2 балла).
Анализ взаимодействия как стороны навыков общения испытуемых осуществлялся на основе их совместной организованной игровой («Лабиринт», таблица 3) и продуктивной («Рукавички», таблица 4) деятельности.
Таблица 3
Показатели навыков сотрудничества дошкольников 5 лет с ОНР (методика «Лабиринт»)
№ исп |
Группа |
Планирование деятельности |
Согласование деятельности |
Взаимный контроль |
Уровень |
1 |
КГ |
- |
+ |
- |
Низкий |
2 |
КГ |
- |
- |
- |
Низкий |
3 |
КГ |
- |
- |
- |
Низкий |
4 |
КГ |
- |
- |
- |
Низкий |
5 |
КГ |
- |
+ |
- |
Низкий |
6 |
ЭГ |
- |
- |
- |
Низкий |
7 |
ЭГ |
- |
+ |
- |
Низкий |
8 |
ЭГ |
- |
+ |
- |
Низкий |
9 |
ЭГ |
- |
- |
- |
Низкий |
10 |
ЭГ |
- |
+ |
- |
Низкий |
Всего + |
0 |
5 |
0 |
- |
|
Всего - |
10 |
5 |
10 |
||
Анализ навыков сотрудничества в игре «Лабиринт» выявил, что испытуемые с ОНР не проявляют навыки сотрудничества. Этап планирования деятельности, на котором можно договориться, предварительно определить очередность действий, всеми испытуемыми пропускается (отсутствует у всех десяти испытуемых, таблица 4). Дошкольники, прослушав инструкция, сразу начинают игровую деятельность, что закономерно ведет к нарушению правил предложенной игры.
В процессе самой игры некоторые испытуемые начинают согласовывать свои действия с партнером. Чаще всего, это обусловлено инициативой экспериментатора, который обращает внимание испытуемых на то, что они нарушают правила. В ситуации акцентирования внимания испытуемые начинают подстраиваться друг к другу, делают попытки согласовать действия, чтобы не нарушить правила (двое испытуемых в КГ и трое испытуемых в ЭГ). Вместе с этим, другие испытуемые предпочитали не играть, самоустраниться, но так и начинали согласовывать свою деятельность с партнером по игре (пять дошкольников с ОНР).
Взаимный контроль ни осуществлял ни один испытуемый, ни в КГ, ни в ЭГ.
Схожие проявления мы увидели, когда организовывали совместную деятельность испытуемых по раскрашиванию рукавичек. В частности, испытуемые в процессе совместного рисования не предпринимали попыток предварительно договориться, какой рисунок они будут рисовать в паре (0 испытуемых, как в КГ, так и ЭГ, таблица 4). При напоминании того, что нужно раскрасить рукавички одинаково, обычно выделялся один более активный дошкольник, который начинал раскрашивать. Его партнер смотрел на цвет карандаша, и брал аналогичный. Но и в этом случае, чаще всего испытуемый не наблюдал за тем, как именно раскрашивает рукавички его партнер, и в дальнейшем раскрашивал по-своему.
Взаимный контроль в парах испытуемых дошкольников не осуществлялся, каждый рисовал самостоятельно. При этом не возникала необходимость убедить партнера в своей правоте, договориться о совместном рисунке. Совместный контроль также не осуществлялся.
Вместе с этим, если испытуемый брал у своего партнера карандаш, или в процессе совместного рисования у кого-то ломался карандаш, некоторые испытуемые предлагали помощь партнеру (двое из КГ и двое из ЭГ).
Таблица 4
Показатели навыков сотрудничества дошкольников 5 лет с ОНР (методика «Рукавички»)
№ исп |
Группа |
Умение договариваться |
Умение убеждать |
Взаимо-помощь в деят. |
Взаим-ный контроль |
Продуктивность совм. деят. |
Уровень |
|
1 |
КГ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Низкий |
|
2 |
КГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
3 |
КГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
4 |
КГ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Низкий |
|
5 |
КГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
6 |
ЭГ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Низкий |
|
7 |
ЭГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
8 |
ЭГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
9 |
ЭГ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Низкий |
|
10 |
ЭГ |
- |
- |
- |
- |
- |
Низкий |
|
Всего + |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
- |
||
Всего - |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||
В целом, по результатам трех методик можно сделать вывод о том, что у всех обследованных испытуемых низкий уровень развития навыков сотрудничества (таблица 5).
Таблица 5
Уровень развития навыков сотрудничества испытуемых КГ и ЭГ
№ исп |
Группа |
Методика И. А. Бизиковой |
Методика «Лабиринт» |
Методика «Рукавички» |
Уровень развития навыков сотрудничества |
1 |
КГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
2 |
КГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
3 |
КГ |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
4 |
КГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
5 |
КГ |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
6 |
ЭГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
7 |
ЭГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
8 |
ЭГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
9 |
ЭГ |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
10 |
ЭГ |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
8 |
10 |
10 |
10 |
|
Средний |
2 |
0 |
0 |
0 |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Таким образом, можно сделать вывод о том, что навык сотрудничества у дошкольников 5–6 лет с нарушениями речи не сформирован, при этом:
− снижены вербальные проявления сотрудничества: испытуемые не стремятся договориться в процессе совместной деятельности, убедить партнера в чем-либо, объяснить свое мнение;
− навыки взаимодействия не проявляются в совместной деятельности, а именно, отсутствует предварительная договоренность совместной деятельности, взаимный контроль, согласовывание деятельности в процессе, что приводит к отсутствию совместного продукта.
Результаты можно объяснить речевыми нарушениями испытуемых, т. к. у детей к пяти-шестилетнему возрасту с общим недоразвитием речи характерно отсутствие фразовой речи или наличие фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики, трудности в построении разных синтаксических конструкций, в связной речи отмечается недостаточная сформированность диалогических и монологических высказываний. Сотрудничество реализуется на фоне развития диалогической речи. И как отмечают, например З. А. Репина, Л. В. Ступак, в общении с такими детьми возникают трудности в установлении контакта, в создании доверительных отношений с собеседником, в усилении познавательного интереса, повышающего речевую активность, в результате чего совместная деятельность затрудняется, навыки сотрудничества формируются с запозданием и не в полной мере.
Хотя следует отметить, что в случае инициации со стороны взрослого у дошкольников с ОНР проявляются отдельные элементы сотрудничества (просьбы, попытка сделать единый продукт с партнером), что указывает на готовность испытуемых к формированию навыков сотрудничества. Соответственно, эту готовность откликаться на воздействие взрослого можно использовать как основу для формирования навыков сотрудничества у испытуемых.
В целом, уровень сформированности навыков сотрудничества старших дошкольников с нарушениями речи низкий, что подтверждает первую гипотезу исследования.
Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента
Результаты изучения навыков сотрудничества дошкольников 5–6 лет с нарушениями речи доказывают необходимость специального развития у них этих навыков, т. к. особенности их речи затрудняют процесс формирования указанных навыков.
Цель — формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
− развитие диалогической речи как основы формирования навыков сотрудничества;
− актуализация диалогической речи в совместной деятельности;
− развитие элементов сотрудничества, таких как умения договариваться, убеждать, осуществлять взаимный контроль и других составляющих сотрудничества.
Контингент — старшие дошкольники с ОНР III уровня.
Форма работы — работа в парах, работа мини-группах по четыре-пять человек.
Всего было проведено 20 парных занятий по 25 минут и 20 групповых занятий по 20 минут. Занятия шли 2 раза в неделю в первой половине дня (понедельник и среда первые пять испытуемых, вторник и четверг вторые пять испытуемых).
В Эг и Кг коррекционно-развивающая работа реализовывалась по-разному (таблица 6). Дошкольники компенсирующей группы (КГ) занимались только со своими сверстниками с нарушениями речи: и логопедические занятия, и коммуникативные игры на сотрудничество реализовывались в группах испытуемых с наруше6ниями речи.
Таблица 6
Структура коррекционно-развивающего эксперимента
Решаемая задача |
ЭГ |
КГ |
1) Развитие диалогической речи. |
Логопедические занятия в парах с дошкольниками с ОНР III уровня с целью развития диалогических форм речи. |
Логопедические занятия в парах с дошкольниками с ОНР III уровня с целью развития диалогических форм речи. |
2) Актуализация диалогической речи в совместной деятельности. 3) Развитие элементов навыков сотрудничества. |
Коммуникативные игры на развитие навыков сотрудничества в группах по 3–5 человек с обязательным составом: 1–2 испытуемых с ОНР III уровня, 2–3 испытуемых без нарушений речи. |
Коммуникативные игры на развитие навыков сотрудничества в группах по 3–5 человек, все испытуемые с ОНР III уровня. |
Дошкольники инклюзивной группы (ЭГ) занимались по-другому. Логопедические занятия с целью развития диалогической речи также проводились в парах со сверстниками с нарушениями речи. Коммуникативные игры проводились в инклюзивных группах, в которую включались один-два испытуемых с нарушением речи и два-три сверстника без речевых нарушений. В ЭГ таким образом в качестве дополнительного фактора, помогающего развитию навыков сотрудничества, были сверстники, демонстрировавшие «образец» диалогических высказываний в сотрудничестве и конкретных действий в отношении партнеров. В результате чего, отработанные на парных логопедических занятиях навыки диалогической речи получали дополнительное подкрепление в коммуникативных играх на развитие сотрудничества, чего не было в компенсирующих группах.
После проведения занятий была проведена повторная диагностика навыков сотрудничества у испытуемых КГ и ЭГ и сравнивались результаты между собой. Было установлено, что и в КГ и в ЭГ произошли положительные сдвиги (рисунок 1, рисунок 2).
Рис. 1. Показатели умения вести вербальный диалог дошкольников 5 лет с ОНР до и после занятий в КГ (методика И. А. Бизиковой)
Рис. 2. Показатели умения вести вербальный диалог дошкольников 5 лет с ОНР до и после занятий в ЭГ (методика И. А. Бизиковой)
Согласно данным, представленным в таблице 7, мы можем увидеть, что в КГ после коррекционно-развивающей работы у одного испытуемого остался низкий уровень развития диалогической речи (был у двоих), у четверых выявлен средний уровень развития диалогической речи (был у троих). То есть присутствует улучшение показателей диалогической речи.
Таблица 7
Показатели умения вести вербальный диалог дошкольников 5 лет с ОНР после занятий в КГ и ЭГ (методика И. А. Бизиковой)
Группа |
Уровень |
Умение задавать вопросы |
Умение отвечать на вопросы |
Умение сообщать собеседникам свое мнение |
Умение выражать просьбы |
Умение делиться новостями |
Речевой этикет |
Уровень до занятий |
Уровень после занятий |
КГ |
Низкий |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Средний |
1 |
3 |
1 |
2 |
0 |
1 |
3 |
4 |
|
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ЭГ |
Низкий |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
0 |
Средний |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Высокий |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
В ЭГ также произошло улучшение показателей диалогической речи. На низком уровне развития ни остался ни один испытуемый (было четверо). На среднем уровне развития диалогической речи зафиксировано четверо испытуемых (был один). И на высоком уровне развития находится один испытуемый (до занятий не было ни одного).
Таким образом, в коррекционно-развивающей работе в инклюзивной группе навыки сотрудничества у старших дошкольников с нарушением речи развиваются успешнее, чем в группах компенсирующей направленности.
Выводы
В экспериментальной части работы осуществлялась эмпирико-диагностическая проверка гипотезы об эффективности развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе.
В констатирующем эксперименте было обследовано пятеро дошкольников 5–6 лет с ОНР III уровня компенсирующей группы (ЭГ) и пятеро дошкольников 5–6 лет с ОНР III уровня инклюзивной группы (КГ). Было выявлено, что уровень сформированности их навыков сотрудничества недостаточен относительно возрастных нормативов, что выражается:
− в низком и среднем уровне сформированности диалогической речи испытуемых обеих групп (испытуемые затрудняются задавать вопросы и делиться новостями, не умеют выразить свое мнение, не используют нормы речевого этикета в обиходной речи, в случае стимулировании извне могу выразить просьбу, или ответить на вопрос);
− в низком уровне развития элементов сотрудничества (в т. ч. испытуемым сложно запланировать предстоящую деятельность, осуществлять текущий взаимный контроль, договариваться в процессе, получить общий результат; вместе с этим, в процессе совместной деятельности испытуемые могу отказывать взаимопомощь).
Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость коррекционно-развивающей работы у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью формирования у них навыков сотрудничества. Для этого были разработаны логопедические коммуникативные игры, направленные на развитие диалогической речи как основы формирования навыков сотрудничества; актуализацию диалогической речи в совместной деятельности; развитие элементов сотрудничества, таких как умения договариваться, убеждать, осуществлять взаимный контроль и других составляющих сотрудничества. Спецификой коррекционно-развивающей работы в инклюзивной группе было включение испытуемых в группы с нормально говорящими сверстниками. То есть, логопедические занятия во ЭГ и КГ шли одинаково: в парах отрабатывались элементы диалогической речи (вербальная сторона сотрудничества). Однако, в группе компенсирующей направленности коммуникативные игровые занятия реализовывались в закрытой сформированной для эксперимента группе. В инклюзивной группе все коммуникативные игры реализовывались в смешанной группе: один-два испытуемых были с нарушением речи, два-три испытуемых — без особенностей речи. Таким образом, создавалась речевая среда, выступающая образцом для подражания, что, по нашему мнению, и явилось фактором, облегчающим формирование навыков сотрудничества в ЭГ.
Повторная диагностика и анализ результатов доказали большую эффективность коррекционно-развивающей работы в ЭГ, т. е. в инклюзивной группе, при включении в коррекционно-развивающие занятия сверстников без нарушений речи, развитие навыков сотрудничества у дошкольников 5–6 лет с нарушением речи идет более эффективно. Результаты исследования доказали вторую гипотезу: включение дошкольников с нарушением речи в групповые коррекционно-развивающие занятия повышает уровень сформированности навыков сотрудничества у старших дошкольников с нарушениями речи, при этом успешность коррекции в инклюзивной группе выше, чем в компенсирующей группе.
Заключение
На основе теоретического анализа было установлено, что сотрудничество представляет собой особый тип взаимодействия детей, в условиях решения той или иной задачи общения, требующей объединения усилий участников и предполагающей взаимное согласование на уровне целей, планирования, регуляции и достижения общего результата (Т. И. Бабаева, Л. А. Римашевская). Сотрудничество реализуется на основе речи в конкретных действиях в отношении партнеров.
При ОНР III уровня в связи с нарушением диалогической речи сотрудничество затрудняется, а иногда становится невозможным, действия в отношении партнеров по взаимодействию не реализовываются, само сотрудничество как взаимодействие не формируется.
Экспериментальное изучение навыков сотрудничества дошкольников 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня выявило, что у всех обследуемых навыки сотрудничества находятся на низком уровне, что касается как уровня развития диалогической речи, так и конкретных навыков в отношении партнеров по взаимодействию. Результаты справедливы как для испытуемых КГ (группы компенсирующей направленности), так и для испытуемых ЭГ (инклюзивной группы).
С целью эмпирико-диагностической проверки гипотезы об эффективности развития навыков сотрудничества старших дошкольников с речевыми нарушениями в инклюзивной группе были разработаны логопедические коррекционно-развивающие занятия. Занятия в КГ и ЭГ организовывались по-разному: развитие диалогической речи в обеих группах шло в парах дошкольников с нарушениями речи. Развитие конкретных действий сотрудничества в КГ осуществлялось также с дошкольниками-партнерами с нарушениями речи. В ЭГ в коммуникативные логопедические игры включались сверстники без речевых нарушений. Всего было проведено 20 парных занятий по 25 минут каждый и 20 групповых коммуникативных игр.
Для оценки эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий была проведена повторная диагностика. По результатам сравнения результатов первой и второй диагностик было выявлено, что уровень развития навыков сотрудничества повысился как в КГ, так и в ЭГ. Однако, уровень развития навыков сотрудничества испытуемых ЭГ выше, чем уровень развития навыков сотрудничества в КГ. Мы полагаем, что эффективность логопедических занятий в инклюзивной группе обусловлена наличием сверстников без нарушений речи, что позволяло испытуемым ориентироваться на образец сотрудничества, реализуемый нормотипичными сверстниками и повторять за сверстниками.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи решены.
Литература:
- Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Москва: Центр «Школьная книга», 2010; Выпуск 1.
- Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. Пособие / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. — 224 с.
- Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова. — М.: Каисса, 2008. — 86 с.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 158 с.
- Хомякова, С. Е. Экспериментальное изучение состояния невербальных (кинесических) средств общения у детей с общим недоразвитием речи: специфика взаимосвязи невербальных и вербальных средств общения у детей с общим недоразвитием речи / С. Е. Хомякова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 63–69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12077/ (дата обращения: 28.06.2020).