Преждевременная недостаточность яичников (ПНЯ) — клинический синдром, симптомами которого является стабильная или эпизодическая гипергонадотропная аменорея у женщин моложе 40 лет.
Возраст прекращения менструаций, при котором необходимо ставить диагноз ПНЯ до сих пор обсуждается; диапазон колеблется в пределах 35–43 лет. На сегодняшний день частота ПНЯ, по статистике, составляет от 1–3 до 10 % женского населения.
Как мы знаем, за репродуктивный возраст женщины отвечают яичники, а менопауза наступает при сокращении в них овариального резерва, влекущей за собой спонтанно появляющийся комплекс симптомов климакса (вторичная аменорея, бесплодие, потливость, приливы жара к голове и верхней половине туловища, сердцебиение и другие признаки).
Одной конкретной причины развития синдрома ПНЯ нет. В настоящее время существует несколько рабочих гипотез относительно этиопатогенетических факторов патологии.
Генетическая теория — у некоторых пациенток с данной патологией имеется отягощенная наследственность. У женщин из одной семьи наблюдаются определенные отклонения: позднее начало менструаций или их внезапное исчезновение, нарушение менструального цикла. При медико-генетическом консультировании у женщин с ПНЯ часто обнаруживают третью Х-хромосому.
Аутоиммунная теория — основывается на способности организма синтезировать антитела к железистой ткани яичников. Такое происходит при разных аутоиммунных заболеваниях — гипотиреоз, СКВ, васкулит. Образующиеся иммунные комплексы угнетают работоспособность железистой ткани.
Теория поражения ЦНС связана с наличием в ее центральных отделах органической патологии. Дисфункция гипоталамо-гипофизарной системы, регулирующей работу гонад, приводит к раннему прекращению процесса синтеза гормонов.
Теория воздействия ятрогенных факторов — снижение количества овариальной ткани в результате хирургического вмешательства, направленного на удаление кисты или опухоли железы.
Причины ПНЯ так и остаются предметом обсуждений, но наиболее актуальным является момент ранней диагностики данного процесса (до периода пре- и менопаузы) у женщин молодого и среднего репродуктивного возраста для определения оптимальной тактики ведения таких женщин в плане реализации их репродуктивных задач.
При исследовании предположительных показателей старения яичников, таких как уровень антимюллерова гормона (АМГ), число антральных фолликулов (ЧАФ), базальные уровни ФСГ, ингибина В и эстрадиола было обнаружено, что снижение уровня АМГ является наиболее ранним и достоверным показателем, определяющим фолликулярный запас яичников.
АМГ — важнейший показатель объема овариального резерва. Это можно объяснить тем, что данный яичниковый нестероидный гормон синтезируется лишь клетками гранулезы фолликулов от преантральной стадии до стадии больших антральных фолликулов. Первые признаки выработки АМГ в яичниках девочки появляются внутриутробно (32–36 недель беременности) и уровень данного гормона в крови постепенно повышается с возрастом. Максимальный уровень АМГ достигается у женщины в возрасте 20–30 лет, далее постепенно снижается и к менопаузе близится к нулю. В одном из исследований в выборке женщин 26–40 лет изучали динамику таких показателей овариального резерва, как ЧАФ, уровень АМГ, базальные уровни ФСГ, ингибина В и эстрадиола дважды, с интервалами в 4 года. Результаты показали, что у женщин уровень АМГ и ЧАФ имели взаимосвязь с возрастом, в то время как базальные уровни ФСГ и ингибина В имели такую взаимосвязь только у женщин старше 40 лет, а уровень эстрадиола вообще не имел такой взаимосвязи. Из этого следует логичный вывод — уменьшение уровня АМГ — наилучший показатель старения яичников, вторым по значимости — снижение ЧАФ. Базальные уровни ФСГ и ингибина В — показатели старения яичников средней степени достоверности, а уровень эстрадиола — не имеющий значения показатель. Более того, результаты данного исследования подтверждают заключение Европейского общества по репродукции и эмбриологии человека (Болонские критерии) о том, что наиболее надежными и точными показателями овариального резерва являются уровень АМГ и ЧАФ.
Лечение ПНЯ заключается в заместительной гормональной терапии. Если аменорея длится слишком долго, то назначается курс эстрогенизации. В большинстве случаев после этого наступает первая менструация. Она может быть очень скудной и кратковременной, тем не менее, на её основании можно говорить о начале процесса регенерации.
Следом за гормональной терапией приступают к устранению вегетативной симптоматики, проявляющейся в «приливах» жара и повышенном потоотделении. Лечение проводят маленькими дозами до достижения положительного динамики.
Терапию гормонами проводят до возраста наступления естественной менопаузы (45 лет). В весенние месяцы рекомендованы курсы приема витаминных и минеральных комплексов.
Профилактика развития ПНЯ: защита беременной женщины и плода от воздействия тератогенных факторов, от радиации и химических веществ, а новорожденной девочки от инфекций и стрессов; рациональное питание; своевременное лечение вирусных инфекций; избежание самолечения медикаментами; обязательное посещение гинеколога раз в полгода.
ПНЯ — достаточно серьезная проблема, существенно снижающая качество жизни женщины. Своевременная диагностика и правильно подобранная терапия позволяют улучшить самочувствие пациентки и вернуться к нормальной жизни.
Литература:
- Чеботникова, Т. В. Преждевременная недостаточность яичников: мнение экспертов / Т. В. Чеботникова // Вестник репродуктивного здоровья. — 2007. — № 1. — С. 22–32.
- Хомидова, Ш. М. Уровень антимюллерова гормона у женщин с преждевременным истощением яичников / Ш. М. Хомидова // Достижения науки и образования. — 2020. — № 3. — С. 104–107.
- Способ доклинической диагностики преждевременного истощения яичников у женщин репродуктивного возраста / К. Ю. Сагамонова // Patenton: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.09.2020).